Структура содержание и формы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной в социальной психологии. Это объясняется тем, что общение, наряду с деятельностью, является одной из основных форм активности людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………4
1. СТРУКТУРА И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ…………………………..…...6
2. КЛАССИФИКАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..19

Работа содержит 1 файл

М.С.Кузнецова,КР,социология.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Социальная психология
Тема Структура, содержание  и формы общения
Фамилия студента Кузнецова
Имя студента Марина
Отчество  студента Сергеевна
№ контракта 05400090701095
Файл  титульного листа  

 

     Здесь и ниже приведены рекомендации по заполнению шаблона «Курсовая работа».

     Внимание! Шаблон «Курсовая работа» отформатирован в соответствии  требованиями по оформлению курсовой работы. Рекомендуем Вам не менять форматирование шаблона.

     После выполнения курсовой работы Вы должны удалить текст рекомендаций, выделенный синим цветом. 

     Заполните таблицу основных данных о работе.

     Обязательные  для заполнения поля:

     Поле  «Версия шаблона» – данное поле должно содержать значение версии заполняемого шаблона. Менять в поле указанную версию шаблона запрещено.

     Поле  «Филиал» – данное поле должно содержать  название филиала

     Поле  «Вид работы» – предназначено  для ввода вида работы.

     Поле  «Название дисциплины» – данное поле должно содержать название дисциплины.

     Поле  «Тема» – данное поле должно содержать  тему «Курсовой работы».

     Поле  «Фамилия студента» – предназначено  для ввода фамилии студента.

     Поле  «Имя студента» – предназначено  для ввода имени студента.

     Поле  «№ контракта» – предназначено для ввода № контракта.

     Поле  «Файл титульного листа» - данное поле предназначено для размещения файла  титульного листа.

     Необязательные  для заполнения поля:

     Поле  «Отчество студента» – данное поле предназначено для ввода  отчества студента.

 

      Содержание

     ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………4                                                                                                      

    1. СТРУКТУРА  И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ…………………………..…...6
    2. КЛАССИФИКАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ………….14

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..19

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………..…………………….........21

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

      ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

      Введение

 

      Проблема  эффективного обмена информацией между  людьми, возможности достижения взаимопонимания  в контактах между ними является очень важной в социальной психологии. Это объясняется тем, что общение, наряду с деятельностью, является одной из основных форм активности людей. В ходе общения происходит обмен мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Общение – это средство выражения межличностных отношений. В процессе общения устанавливается эмоциональный контакт, происходит обмен эмоциональных состояний, развиваются общественные и межличностные отношения, которые отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, сопровождающуюся эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным.

      В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

      Изучение  общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его  структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения не может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения),  функциональных, предметно-содержательных аспектов.

      Средства  общения можно определить как  способы кодирования и  передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи, так и с помощью, прямых телесных контактов: касанием тела руками и т.п. Получать  и передавать информацию можно и на расстоянии, например через органы чувств, наблюдая за действиями, эмоциями и движениями человека на расстоянии, а так же с помощью технических средств.

 

     Основная  часть

    1. СТРУКТУРА И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ
 
 
 

         Умеете ли вы общаться? Большинство  скажет: "Да, конечно". Но в какой  форме проходит это общение?  Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие “общение” намного

обширнее, чем наше обычное: "Привет!" — "Пока".

         Если заглянуть в прошлое, то  нам, считающим себя людьми  современными, станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с XVI – XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось, их общение было опосредствованное, связанное с использованием специальных средств и орудий – для организации общения и обмена информацией. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол "бешеный век, нам и присесть-то некогда, не то что поговорить". И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне. 1

         Предполагая, что "умею общаться" — означает: "умею правильно  общаться",  только так и  надо понимать поставленный вопрос, но ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный.

      Речь  это форма и способ использования  языка; система слов, выражений и  правил их соединения в осмысленные  высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Однако объективное значение слова всегда преломляется через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл. Поэтому мы не всегда правильно и точно понимаем друг друга. Интонация, эмоциональная выразительность, паузы способны придавать разный смысл одной и той же фразе.

        Хотя речь и играет огромную  роль в общении людей, но  ведь все прекрасно знают, что  люди, например, любящие, не нуждаются  в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина", в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни

слова, пишут мелком на зеленом сукне  столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

         Общение между людьми — важнейший  признак именно человеческого  существования. Без него невозможны  деятельность, формирование и усвоение  духовных ценностей, формирование и развитие личности.

      Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно, прежде всего, потому, что оно реализуется  на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные  личности, взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости.2   

      По  своим формам и видам общение  чрезвычайно разнообразно. По средствам, общение может  быть: непосредственным или опосредованным, прямым или косвенным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т. п. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов: руки, голова, голосовые связки и т.д. Опосредствованное общение связано с использованием всевозможных специальных или технических средств созданных для организации общения и обмена информацией. Это могут быть как природные предметы: камни, палки и т.п. так и культурные, всевозможные носители информации: книги, радио, печать, телевидение и многое другое.

      Прямым  общением являются личные контакты, беседы людей, их общение тогда, когда они  непосредственно видят друг друга  и реагируют на действия друг друга.

      Косвенное общение осуществляется с помощью  посредников, которыми могут выступать другие люди. Такое общение, как правило, происходит между конфликтующими сторонами на межгосударственном, групповом, семейных уровнях.

      Огромное  значение межличностного общения объясняется  важнейшими функциями, которое оно  выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения. 3

   Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

         Общение регулирует уровень эмоциональной  напряженности, создает психологическую  разрядку и, в конечном счете,  формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который  в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффектно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

         Общение между людьми происходит  в различных формах, которые зависят  от уровня общения, его характера,  цели. Наиболее типичными формами  межличностного общения являются: анонимное; функционально-ролевое,  в котором особое место занимают служебные отношения; неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация,

конечно, условна. Она не исчерпывает все  возможные формы общения, в которых  может участвовать человек.

     Рассмотрим основные формы поподробнее.

            Анонимное общение  представляет собой взаимодействие между

незнакомыми или не связанными личными отношениями  людьми. Под ним понимают любые  временные связи между людьми, в которых они выступают как  граждане, жители города или населенного  пункта, пассажиры поезда,

самолета  или городского транспорта, зрители  кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и  т. п. Имеется в виду их предварительное  и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они

анонимны, безымянны по отношению друг к  другу.

      Формально-ролевое  общение предполагает различной  продолжительности связи между  людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют  определенные функции по отношению друг к другу: покупатель — продавец,  пассажир — проводник, официант — клиент, врач — больной и т. п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное  общение представляет собой всевозможные личностные

контакты  за пределами официальных отношений  сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки

Информация о работе Структура содержание и формы общения