Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:08, курсовая работа
Человека вообще и многие аспекты личности конкретного индивида изучают многие науки: философия, социология, история, медицина и др. Предметом же военной психологии и педагогики являются закономерности формирования и развития личности военнослужащего, особенности индивидуальных различий и их проявление во всех сферах военно-профессиональной деятельности.
Что такое личность? По этому
вопросу велись и ведутся
Человека вообще и многие аспекты личности конкретного индивида изучают многие науки: философия, социология, история, медицина и др. Предметом же военной психологии и педагогики являются закономерности формирования и развития личности военнослужащего, особенности индивидуальных различий и их проявление во всех сферах военно-профессиональной деятельности. По определению отечественной психологии и педагогики каждый человек, не имеющий патологических дефектов психической сферы, является личностью. Имея материальную основу, он в то же время отражает условия объективной среды, в которых формировался и развивался. В широком плане личность выступает интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. От того, каково содержание личности, во многом зависит, как поведет себя человек в той или иной ситуации. Следовательно, знание сущности, структуры, содержания и механизмов формирования и развития личности позволит офицеру войск связи не только успешно руководить своими подчиненными, но и более эффективно осуществлять мероприятия по организации различных видов их служебно-боевой деятельности, обучения и воспитания, укрепления организованности и порядка. Следует отметить, что в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в курсовой работе изложен материал на основе взглядов большинства отечественных военных психологов, разделяемых военно-педагогической наукой и адаптированных к условиям профессиональной деятельности офицера войск связи в современных условиях вооружённых сил.
1.
Понятие личности в
психологии.
В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.
1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
2. Личность рассматривается как система черт – относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
3. Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
4.
Личность рассматривается и
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.2
Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.
Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.3
Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.4
Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.5
В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.
1.
Существенное разделение
2.
Следует различать «
3.
Существуют разные точки
4.
Личностью не рождаются –
5.
Личность не есть пассивный
результат воздействия извне
на ребенка, а она развивается
в процессе его собственной
деятельности.
2.
Основные пути формирования
личности военнослужащего.
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного
развития и включения индивида в систему социальных отношений
посредством активной деятельности и общения". В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальный опыт.
Проанализируем
влияние этих факторов на
2.1 Биологическая наследственность.
Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.
В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей.
Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей.
Черты
биологического наследия дополняются
врожденными потребностями человеческого
существа, которые включают потребности
в воздухе, пище, воде, активности, сне,
безопасности и отсутствии боли. Если
социальный опыт объясняет в основном
сходные, общие черты, которыми обладает
человек, то биологическая наследственность
во многом объясняет индивидуальность
личности, ее изначальное отличие от других
членов общества. Вместе с тем групповые
различия уже нельзя объяснять биологической
наследственностью. Здесь речь идет об
уникальном социальном опыте, об уникальной
субкультуре. Следовательно, биологическая
наследственность не может полностью
создать личность, так как ни культура,
ни социальный опыт не передаются с генами.
Однако биологический фактор необходимо
учитывать, так как он, во-первых, создает
ограничения для социальных общностей
(беспомощность ребенка, невозможность
долго находиться под водой, наличие биологических
потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря
биологическому фактору создается бесконечное
разнообразие темпераментов, характеров,
способностей, которые делают из каждой
человеческой личности индивидуальность,
т.е. неповторимое, уникальное создание.
2.2 Факторы среды.
Влияние среды имеет два отдельных источника:
физическая среда и социальная среда.
Последнюю надо к тому же уточнить, разделив
ее на семью - первая и главная социальная
ячейка, в которой вращается ребенок -
и на более обширные социальные группы
как: школа, приход, отряд.., чтобы ограничиться
самыми важными. Можно было бы конечно
расширить эту среду на понятия как: нация,
раса и т. д., так как безусловно между молодым
французом, североамериканцем и китайцем
есть существенные разницы. Однако мы
не будем вдаваться в такие подробности.
Руководители сами могут нанести к этому
конспекту поправки, связанные с различием
влияния среды в той стране, где они живут.
1. Физическая среда. Мы на ней не будем
долго останавливаться. Человек имеет
такие обширные возможности приспосабливаться
к климату, к местности, к пищи, что вряд
ли физическая среда имеет такую значительную
роль.
Мы знаем, что климатические и географические
факторы играют роль в социальных проявлениях
народов, но это главным образом чувствуется
у так называемых "примитивных народов".
Однако в больших городах /это уже искусственный
физический фактор/ люди более индивидуалистично
настроены, чем в деревнях, где все происходит
на виду у всех. По этой причине в деревнях
люди более консерваторы, а в городах более
свободолюбивы.
Питание, тоже играет свою роль. Пример
огромной страны как Индия нам показывает,
что вегетарианцы более сдержанные, более
терпеливые. Правда тут входят возможно
и другие факторы, но ведь все знают, что
мясо действует как возбуждающее, так
как дает больше энергии организму.
2. Семья. Среди факторов развития личности,
семья, и, в частности, родители, играет
самую значительную роль. Это вполне понятно
по той причине, что до школьного периода
ребенок находится почти исключительно
под ее влиянием. А первые годы его развития
самые важные в его жизни, так как они дают
ему первый импульс, первые навыки, которые
останутся в основе его дальнейших приобретений.
Но родители не только первые воспитатели
ребенка. Для его всецелого развития они
должны ему служить и примером. Мы уже
говорили, что развитие личности происходит
при наличии двух операций:
приноравливании и усваивания. В течение
своего роста ребенок переходит /как бы
пробуя/ от одной к другой. Он останавливается
лишь тогда, когда ему удалось гармонически
сочетать эти два противоположных точения.
Это сочетание же будет возможно лишь
при "идентификации" /уподоблении/.
Если он мальчик, его идеал - стать "как
папа", если он девочка "как мама".
Без этого постоянного влечения он никогда
не дойдет до зрелого возраста. Понятно,
что если родители не будут им заниматься,
он будет искать примера у других - среди
учителей, старших товарищей, других членов
семьи или знакомых. То же случится, если
родители будут для него плохим примером.
Или же в последнем случае, что еще хуже,
он последует их плохому примеру /отсюда
пословица: "Каков отец, таков и сын"/.
3. Школа, отряд, приход... Помимо своей
семьи ребенку очень рано приходится участвовать
и в других социальных группах.
- Школа и отряд: В плане социологическом
школа и отряд имеют большие сходства.
Это группа товарищей приблизительно
того же возраста под надзором взрослого
человека /учителя, руководителя/. Этот
взрослый человек может играть роль заместителя
родителей и стать тем примером, в котором
дети нуждаются для идентификации. Однако
в теперешнее время разведчество в глазах
ребенка часто принимает более важный,
более серьезный характер, по той простой
причине, что школа часто не способна сыграть
в его жизни воспитательной роли. Кроме
того, его отношения со школьными товарищами
могут быть глубокими лишь, если он будет
с ними встречаться помимо уроков. В каком-то
смысле школа не только не помогает его
внедрению в социальную среду /что научно
называется "социализация"/, но ему
мешает. Ее дисциплинарные методы заглушают
в ребенке всякую спонтанность. Поэтому
все чаще и чаще приходится встречать
"диких детей", которые чудятся среди
ровесников, не имеют чувства плеча, а
думают сперва о себе. Эти недостатки разведчество
может искоренить при помощи основных
его методов; игра, которая возвращает
ребенку присущую ему спонтанность, и
звеновая система, которая ставит разведчиков
в постоянное взаимовлияние и взаимоотношение.
Но вернемся теперь к тому, о чем мы говорили
выше: руководитель может служить разведчику
примером для идентификации. Иными словами
он может заменить родителей в одной из
их основных ролей. Любой руководитель
будет польщен таким доверием ребенка,
иной будет немного встревожен. В какой-то
мере естественно и нужно, чтобы руководитель
служил примером разведчику. Тем не менее
не желательно, чтобы его авторитет заменял
полностью авторитет родителей. Бывают
конечно безвыходные положения: разведенные
браки, пьянство или просто смерть одного
или обоих родителей. В таком случае желательно
даже, чтобы руководитель или руководительница,
физически или психологически заменили
отсутствующее лицо. Но во всех других
случаях необходимо, чтобы руководитель
употребил весь свой авторитет на восстановление
авторитета родителей. Он не должен забывать,
что главные воспитатели - родители. Поэтому
он может помогать, давать советы, делиться
своим мнением, но ни в коем случае он не
должен принимать все воспитание на себя.
Если, например, разведчик поделится с
ним о важном событии в своей жизни, он
должен узнать: в курсе ли дела родители
или нет... Если нет, он конечно не пойдет
и не расскажет всего родителям /это был
бы "донос", который сильно повредил
бы его авторитету/, но всячески постарается
убедить разведчика, что он должен сказать
это и родителям, хотя бы, если нужно, в
его присутствии.
- Приход. Мы здесь не будем изучать приход
с точки зрения его духовного влияния
на развитие ребенка. Как и в изучении
факторов семьи и отряда, нас сейчас приход
интересует лишь как социальная ячейка,
которая помогает ребенку расти - то есть
приспособляться к среде взрослых людей.
Он для социологов более схожий с семьей,
чем школа и отряд. Его существование требует
координированных усилий людей разных
полов и возрастов под руководством священника
/"отца"/. Последний и должен помочь
ребенку стать полноценным членом прихода.
Но помимо священника ребенок будет сталкиваться
с разными другими людьми, в сущности ему
чужими. Некоторые будут ему помогать
в развитии духовном как и в социальном
- т.е. будут ему давать роль в приходе /например
прислуживать/. Другие могут его, наоборот,
оттолкнуть от церкви. Известно например,
что кликушество - многих подростков удаляет
от церкви и препятствует вообще их отношениям
с пожилыми людьми.