Структура личности в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, подспудно, неосознанно влияющих на поведение человека.

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция  личности, обобщающая процессуально-иерархические  подструктуры личности с субординацией  низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

 

 

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ

В течение длительного времени  Фрейд применял топографическую  модель личности, в которой выделял  три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, подспудно, неосознанно влияющих на поведение человека.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел  свою концептуальную модель психической  жизни и ввел в анатомию личности три основные  структуры: Ид, Эго, Суперэго. Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.

Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой  и механизмами, они взаимодействуют  столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

Оно (ид) – совокупность врожденных, примитивных инстинктов (драйвов), наполняющих любое поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, черпающего энергию из телесных процессов и питающих этой энергией психику.

Ид есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Суперэго. Ид включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид - резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал Ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

Ид, называется принципом удовольствия.

вторая система личности - Эго.

Эго (Я) - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться удовлетворить потребности организма в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом.

Эго появляется в связи  с тем, что потребности организма  требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти  и съесть пищу прежде, чем будет  снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в перцепцию, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только субъективную реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее.

Суперэго (Сверх-Я) - третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная модель общественных норм и стандартов поведения. Это морально - этическая структура, которая появляется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания и социального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутренним цензором».

Суперэго - внутренняя репрезентация  традиционных ценностей и идеалов  общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго - это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия, Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

В общем смысле Ид может  рассматриваться как биологическая  составляющая личности, Эго – как психологическая составляющая, Суперэго – как социальная составляющая.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ЮНГУ

 Юнг разработал сложную и не общепринятую структуру личности Личность в понимании Юнга, или душа, состоит из нескольких взаимосвязанных систем: Эго, личное бессознательное и его комплексы; коллективное бессознательное и его архетипы, Персона, Анимус, Анима, Тень, Самость.

Эго – центр сферы сознания. Он включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения,  объединяет все в единое целое. Эго служит основой для самосознания человека. Это комплекс, конструированный  общей осведомленностью относительно своего существования теперь  и данными памяти. У человека есть идея о его прошлом, определенные наборы памяти.   Эти две составляющие и есть главные конституэнты Эго.

Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения, как магнит. Он притягивает  содержание из бессознательного, из темной Неве домой области. Эго притягивает  впечатления извне, и когда они  входят в связь с Эго, то осознаются. Эго – центр сознания, заботливо взращиваемый. Если Эго раскалывается, как это случается , при шизофрении, то исчезает возможность сознательного управления действиями, рушатся моральные критерии. 

Личное бессознательное. Бессознательное у Фрейда сводится в основном к инфантильным тенденциям, которые вытесняются вследствие несовместимости друг и другом. Это психотравмирующие для личности события, которые кажутся забытыми , подавленными. В него входят те чувственные впечатления, которые  вследствие недостаточной силы не могут быть осознаны. В отличие от Фрейда, бессознательное для Юнга – это комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его личного опыта или из опыта его рода, т.е. наследственного опыта. Эти комплексы имеют очень сильное влияние на поведение человека. Однажды сформировавшись,  комплекс может влиять на всю жизнь человека. Например, человек с комплексом власти будет строить свою жизнедеятельность таким образом, чтобы добиваться власти.

У бессознательного, по Юнгу, есть еще одна сторона: в его объем входит не только вытесненное содержание, но и весь тот психический материал, который не достигает пороговой отметки сознания.

Важнейшим достижением  для психотерапии является то, что материал личного  бессознательного доступен для осознания, и  человек, осознавая деструктивную часть комплекса, может отказаться от него.

Коллективное бессознательное  – это более глубокий слой в структуре личности, в котором скрыта вся память человечества.  «В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции,  которое возродилось в структуре мозга каждого индивида», писал – К.Г.Юнг. Существует расовое коллективное бессознательное, являющееся проявлением созидательной космической силы. Мифы и религия – уникальные источники информации о коллективных аспектах бессознательного. Если Фрейд считал, что мифы можно интерпретировать с точки зрения характерных конфликтов детского возраста, то Юнг видел в мифах, сформировавшихся в незапамятные времена, образ мира. В этом образе постепенно с течением времени выкристаллизовывались определенные черты, так называемые архетипы или доминанты. Это господствующие силы, боги, образы доминирующих законов человеческого бытия.

Архетипы – это врожденные идеи или воспоминания, предрасполагают воспринимать события и людей, участвующих в них, определенным образом. Под влиянием этих идей люди предъявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какое-либо событие.

Анимус и анима – воплощение женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном. Это психологическая бисексуальность есть отражение того биологического факта, что преобладающее количество мужских или женских генов является решающим фактором в определении пола. Меньшая часть генов не несет в себе сексуального качества. Она  образует в человеке соответствующие проявления психики, в обычных условиях остающихся бессознательными.  Юнг писал, что каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины. Этот определенный женский образ бессознателен. Это наследственный фактор, запечатленный в живущей органической системе человека, отпечаток или архетип всего наследственного опыта, хранилище всех отпечатков когда-либо запечатленных женщин. Так как этот образ бессознателен, то он проектируется на предмет любви и является одной из главных причин для страстного увлечения или отвращения.   Символы Анимы  - Дева Мария, мать, женщина.

В своей исходной бессознательной  форме Анимус является соединением  спонтанных  непреднамеренных взглядов, которые оказывают мощное влияние на эмоциональную жизнь женщины. Символы Анимуса – Иисус Христос, Бог, мужчина, отец.

Естественная функция  Анимуса  и Анимы  - пребывать между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Они функционируют, как мост или дверь, ведущие в коллективное бессознательное, в то время, как Персона является дверью в мир. 

 Персона. В переводе с латыни означает «маска» - это наше публичное лицо, то есть то, какими мы предстаем перед другими людьми. Персона обозначает то огромное количество социальных ролей, которые мы проигрываем в течение жизни. Персона как архетип необходим для того, чтобы устанавливать отношения с другими людьми в процессе жизнедеятельности. Она помогает  человеку скрыть истинные чувства, намерения, производить хорошее впечатление. При  чрезмерной активизации Персоны, человек оказывается поверхностным, неглубоким.

Тень. Вытесненная, подавленная животная сторона личности. Тень содержит наши темные фантазии, агрессивные и сексуальные импульсы, социально не приемлемые. Положительная функция тени в том, что при направлении энергии в конструктивном  русле, обуздании разрушительной энергии, можно добиться успехов в творчестве, и жить в гармонии с собой и другими людьми.  

Самость. Один из важнейших архетипов в концепции Юнга. Это самая сердцевина личности, вокруг которой объединены все остальные элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек испытывает внутреннюю гармонию, единство.  Развитие самости  - главное предназначение человека, основная цель человеческой жизни. Символ завершенности поисков и обретение самости является фигуры мандалы, круга, нимба святого. Достижение гармонии внутреннего мира обычно происходит в зрелом возрасте, когда наступает интеграция и гармония всех сознательных и бессознательных аспектов души.

Эрик Эриксон ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ  ПРИНЦИП

Центральным положением в теории развития Эго является положение  о том, что человек в течение  всей жизни проходит через несколько  универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом. Принцип гласит, что личность развивается ступенчато, двигаясь в направлении дальнейшего роста, осознанного расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия, причем процесс этот инициируется отчасти и самим обществом. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития.

Эриксон разделил жизнь  человека на восемь стадий психосексуального  развития Эго – на «восемь возрастов  человека»). Эпигенетическая концепция  базируется на  представлении о  том, что:

  1. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»);
  2. Полноценная личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий;
  3. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, когда возникает конфликт между достигнутым уровнем психического развития и новыми требованиями, которые предъявляет общество. Иначе, каждая стадия содержит в себе специфичную эволюционную задачу – проблему, которая предъявляется индивидууму обществом. Разрешение этой задачи является предпосылкой дальнейшего развития личности, т.е. перехода на следующую стадию. Решение задачи, согласно Эриксону,  зависит от  уже достигнутого уровня  психомоторного развития индивида и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону,  сводится  к установлению определенного  динамического  соотношения  между  двумя  крайними  полюсами. Развитие личности – результат борьбы этих крайних возможностей, которая  не затухает при переходе  на следующую  стадию развития.  Эта  борьба  на новой стадии  развития  подавляется  решением новой, более  актуальной  задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач.

Характерные модели поведения  людей обусловлены тем, каким  образом разрешается каждая из этих задач, т.е. как преодолевается (или не преодолевается) кризис. Каждый кризис содержит в себе и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешается удовлетворительно, то Эго обогащается новыми положительными качествами (например, базальное доверие, автономия, инициативность), и это гарантирует здоровое развитие личности. Напротив, если конфликт остается неразрешенным, или разрешается не должным образом, Эго наносится вред, в него встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд и сомнение), что мешает полноценному развитию.

По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие  данному обществу  ожидания, которые индивид может оправдать  или  не  оправдать, и  тогда  он либо включается  в общество, либо отвергается им.  Эти соображения  Э. Эриксона легли  в основу двух наиболее  важных  понятий его  концепции – «групповой  идентичности» и «эгоидентичности».

СТАДИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

 

Стадия

 

Психосоциальный кризис

 

Приобретаемые качества

Возраст

  1. Младенчество (орально-сенсорная)

Базальное (базисное) доверие  или базальное недоверие

Надежда

0 – 1 год

  1. Раннее детство (мышечно-анальная)

Автономия или стыд и  сомнение

Сила воли

1 – 3 гола

  1. Возраст игры (локомоторно-генитальная)

Инициативность или чувство вины

Цель 

3 – 6 лет

  1. Школьный возраст (латентная)

Трудолюбие или неполноценность

Компетентность 

6 – 12 лет

  1. Юность  (подростковый возраст)

Эго-идентичность или  ролевое смешение

Верность 

12 – 19 лет

  1. Ранняя зрелость

Интимность или изоляция

Любовь 

Период ухаживания и  ранние годы семейной жизни

  1. Средняя зрелость

Творчество, продуктивность или застой

Забота 

Зрелый 

  1. Поздняя зрелость

Эго-интеграция или отчаяние, разочарование в жизни

Мудрость 

Пенсионный 

Информация о работе Структура личности в социальной психологии