Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема пони мания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом понятие личности является главным понятием в психологии.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………………………..3


II. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии…………4 - 12



1. Индивидуальные проявления и особенности личности


1.1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности…………………………………………………………….9 - 10

1.2. Структура личности………………………………………………....10 - 11

1.3. Направленность личности………………………………………......11 - 12


III. Развитие психологии личности в России……………………………………………………13



IV. Заключение………………………………………………………………………………….…14



V. Библиографический список использованной литературы………………………………..…15

.

Работа содержит 1 файл

Понятие личности в психологии.docx

— 68.79 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГЕОДЕЗИИ  И КАРТОГРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по психологии

на  тему: 
 

    Понятие о личности в психологии.

    Психологическая структура личности 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Работу  выполнила:

студентка ФПКиФ IV-2

Павлова Татьяна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010

Оглавление 

I. Введение…………………………………………………………………………………………..3 

II. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии…………4 - 12

                                  

      1. Индивидуальные проявления и особенности личности  

          1.1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и                социального в личности…………………………………………………………….9 - 10

            1.2. Структура личности………………………………………………....10 - 11

            1.3. Направленность  личности………………………………………......11 - 12 

III. Развитие психологии личности в России……………………………………………………13

     

IV. Заключение………………………………………………………………………………….…14

                                

V. Библиографический список использованной литературы………………………………..…15

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

I. Введение 

      Понятие личности начало складываться  уже  в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении.  Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

      Направленность  на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна  для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; К.Л.Абульханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе;  Б.В.Зейгарник; И.М.Палей; Б.С.Братусь.

      Также проблемой личности занимались такие  психологи как: БодалёвЛ.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.

      Проблема  личности, являясь одной из центральных  в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения  и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития

человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)

      В такой плоскости рассматриваемые психологические свойства человека имеют своими источниками более частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями.

      Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций.

 Знание  о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.

      Научное изучение личности и сейчас прежде задаёт всё тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы не можем обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. В этом сложнейшем лабиринте, а иногда и хаосе, мы стремимся найти порядок и осмысленные связи. Для нас это и есть ответ на вопрос, чем занимается наша наука – психология. Психология личности интересуется индивидуальными

различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.

      Исследователи личности интересуются также и целостной  индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема пони мания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом понятие личности является главным понятием в психологии. 
 
 

II.  Определение понятия личности в отечественной

и зарубежной психологии 

      В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.» есть прекрасные строки о личности – «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность  остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.»  

      Личность  всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.

      Изучение  личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность  описывается в научной психологии термином «личность».

      Личность  является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно  – исторического познания.

      Охарактеризуем  кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование  которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего гено-типически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

      Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной  особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного  представителя вида, отличающие его  от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том  числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. 

      Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашёл  своё развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского. А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности  общественных отношений в индивиде».  

      Что же такое  личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий  «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами, вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как  личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений.

      Общественные  отношения – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Такую задачу психология может решить вместе с другими общественными науками. Для личности общество – не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она обьективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется  множеством факторов и условий, требующих специального исследования. Если рассматривать жизнь личности в обществе в глобальном плане, то нужно сказать, что вся совокупность общественных отношений, вся их система в целом так или иначе определяет социальный статус каждой конкретной личности и её развитие. Но при более детальном анализе выявилось, что способы

включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений различны; различна также степень их реализации в  жизни каждой личности.

      Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.

      Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.

      Однако  понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по со держанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы.

      Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступает в форме общения  или субъект - субъектного  отношения  наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект-объект- субъект).

      В свою очередь то, что внешне выглядит как  прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом  опосредствования, причём опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как  бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.

      Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных отношений, складывающихся в деятельности и общении.

      Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому,  как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе  межличностных отношений, они оказываются

Информация о работе Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности