Структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

Принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы. В структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю - к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие личности …………………………………….....……4
Глава 2. Психологическая структура личности……………............….6
Глава 3. Уровни структуры здоровой личности………...................….8
Глава 4. Личностный внутренний стержень……………………….….9
Глава 5. Статистическая и динамическая структура личности ….…10
Глава 6. Структура личности по З.Фрейду………………………..….11
Глава 7. Формирование и развитие личности…………………….….13
Глава 8. Формы направленности личности………………………..…15
Глава 9. Свойства и индивидуально-типологические особенности
личности
9.1. Темперамент…………………………………………………18
9.2. Характер…………………………………………………..…19
Глава 10. Определение общей направленности личности………...…20
Глава 11. Задатки и способности………………………………….. ….22
Заключение ……………………………………………………………..23
Литература …………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология Сереге.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство.

Содержание характера  составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется  в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.

В разных же формах характера  выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся  эмоционально-волевые особенности  поведения.

Кроме содержания и формы  в отечественной психологии в  структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Личность Человека - многогранна, характеризуется различными ее проявлениями в различных ситуациях. Основу жизни  личности составляют три особенности-характеристики: Я, Общение, Дело. Выделяют три вида направленности личности:  Направленность на себя Ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.  Направленность на общение Стремление при любых условиях поддержать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.  

Направленность  на дело Заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Пожалуй, лучший результат получается при равномерном процентном выражении основных направленностей личности, что свидетельствует, в некотором роде, о гармоничности данной личности.

На основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных  и зарубежных психологов выделяют профессиональную направленность личности и место  профессионально важных качеств  в структуре профессиональной направленности личности.

Так к примеру, юношеский возраст всегда рассматривался как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов.

Исследователи по-разному  характеризуют место, занимаемое этим возрастом в общем цикле развития личности "завершающий этап подготовки к вступлению в самостоятельную, трудовую и общественную деятельность" (С.В.Черенкова); "важнейший этап развития личности как субъекта труда, познания и общения" (А.В. Иващенко, В.П. Ижицкий, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик); "период самоопределения, решения вопросов "кем быть" и "каким быть" тревожного поиска гражданского идеала и призвания к профессиональной деятельности" (Е.А. Михайлычев) и т.д. "Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы" Л.И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте.

В юношеском возрасте стабилизируются, и вместе с тем получают новый  виток развития черты характера  и основные формы межличностного поведения, интенсивно развивается  сознание и самосознание личности, формируется "Я-концепция". В этом возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и профессиональные устремления личности.

Жизненный план возникает  в результате обобщения и конкретизации  целей и мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. В юношеском возрасте важнейшей составляющей жизненного плана является профессиональное самоопределение: "ни один из жизненных планов не выступает в юношеском возрасте так ярко, выпукло, определенно, как профессиональный план, который действительно становится ядром, стержнем самоопределения на этом этапе".

Актуальность данной проблемы заключается в том, что при  выборе профессии, зачастую, не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности.

Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование  всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний обучаемых, но и на развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно-смыслового единства у будущих специалистов.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его  возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в  овладении деятельностью, так и  к высоким показателям труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ

В науке четко разделяют  понятия «задатки» и «способности».

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности  мозга, нервной системы, органов  чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.

Способности - это формирующиеся  в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих  и специальных.

Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лишь охарактеризовав  основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление  образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

В заключении я  хотел бы подвести итог своей работы, сделать некий общий вывод.

Итак, формирование личности - это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности.

Я думаю, что стать личностью - это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224 с.

Айсмонтас Б.Б. Общая психология [Текст]: схемы / Б.Б Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 288 с.

Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися [Текст] /Б.Г. Алмазов – М.; ВНМЦ, 1991 – 81 с.

Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Анд-реева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

Барабанщиков  В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса [Текст] / В.А. Барабанщиков. – М.: Когнито-Центр: Высш. шк. психологии, 2006. – 240 с.

Батаршев А.В. Психология личности и общения [Текст] /  
А.В. Батаршев – М.: Владос, 2003. – 248 с.

Блонский П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

Бреслав Г.М. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Бре-слав. – М.: Академия, 2006. – 544 с.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] /А.В. Брушлинский. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 390 с.

Ворожейкин  И.Е. Конфликтология [Текст]: учебник / И.Е. Воро-жейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: Инфра-М, 2003. – 238 с.

Выготский Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте [Текст]: собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. Т. 3. – 368 с.

Глуханюк Н.С. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2005. – 368 с.

Гончаренко  Н.В. Гений в искусстве и науке [Текст] / Н.В. Гонча-енко. – М.: Искусство, 1991. – 432 с.

Гришина Н. Психология конфликта [Текст] / Н. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

Дормашев Ю.Б. Психология внимания [Текст] / Ю.Б. Дормашев,  
В.Я. Романов. – М.: Тривола, 1999. – 331 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В.Н. Дру-иин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] /  
С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] /И.А. Зимняя –  Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 478 с.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 140 с.

Ильин Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

Кащенко В.П. Исправление недостатков характера у детей и под-ростков [Текст] /В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. – 222 с.

Климов Е.А. Основы психологии [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Куль-тура и спорт: ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

Краткий психологический  словарь [Текст] /под ред. А.В. Петровско-го, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с

Кроник А.А. Психология человеческих отношений [Текст] /  
А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М.: Дубна: Когито-Центр, 1998. – 214 с.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Харвест, 1999. – 384 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Линчевский  Э.Э. Контакты и конфликты [Текст] / Э.Э. Линчевский. – М.: Экономика, 2000. – 259 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 255 с.

Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения [Текст] / А.А. Лобанов   – М.: «Академия », 2002. – 192 с.

Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. /А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] /А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] /  
В.Г. Маралов. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Мар-кова [и др. ] – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

 

 

Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида [Текст] / Ф.Т. Михайлов. – М.: Наука, 1990. – 222 с.

Мухина В.С. Возрастная психология   [Текст] /В.С. Мухина  – М.: Академия, 2000. – 453 с.

Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 3 кн. /Р.С. Немов. – Кн. 3. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. –  
512 с.

Общая психология [Текст]: курс лекций для первой степени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1998. – 448 с.

Общая психология [Текст]: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. – Т.1: Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

Петровский  А.В. Психология   [Текст]:   учеб. /А.В. Петровский,

М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2005. – 512 с.

Платонов К.К. Структура и развитие личности [Текст] /К.К. Пла-тонов. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

Познавательные психические  процессы [Текст] /сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология внимания [Текст]: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2005. – 858 с.

Информация о работе Структура личности