Структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

Принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы. В структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю - к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие личности …………………………………….....……4
Глава 2. Психологическая структура личности……………............….6
Глава 3. Уровни структуры здоровой личности………...................….8
Глава 4. Личностный внутренний стержень……………………….….9
Глава 5. Статистическая и динамическая структура личности ….…10
Глава 6. Структура личности по З.Фрейду………………………..….11
Глава 7. Формирование и развитие личности…………………….….13
Глава 8. Формы направленности личности………………………..…15
Глава 9. Свойства и индивидуально-типологические особенности
личности
9.1. Темперамент…………………………………………………18
9.2. Характер…………………………………………………..…19
Глава 10. Определение общей направленности личности………...…20
Глава 11. Задатки и способности………………………………….. ….22
Заключение ……………………………………………………………..23
Литература …………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология Сереге.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

- способность к глубокому пониманию жизни;

- установление с окружающими  людьми, хотя и не со всеми,  вполне доброжелательных личных  взаимоотношений;

- способность смотреть на жизнь  с объективной точки зрения;

- умение полагаться на свой  опыт, разум и чувства, а не  на мнения других людей, традиции или условности;

- открытое и честное поведение  во всех ситуациях;

- способность брать на себя  ответственность, а не уходить  от нее;

- приложение максимума усилий  для достижения поставленных  целей.

 

Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер. В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке есть или отсутствует "Я": хозяин, который умеет всем этим хозяйством управлять. Приложение № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РОВНИ СТРУКТУРЫ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Если соединить в одну модель все основные элементы структуры  здоровой личности, то для целей  психологической практики имеет смысл выделить такие элементы, как ценности, иерархия мотивов, картина мира и личностная идентичность, философия жизни, жизненные позиции и стратегии, характер тела, личностные состояния, устоявшиеся привычки, убеждения и планы, способности, знания и умения.

А чтобы все это не путать, следует разложить это  по уровням. Подробнее:

Уровень тела

Это здоровье, имидж и характер тела. Сутулость, шаркающая походка, застывшие глаза и привычно скривившиеся в обиду губы - неудачный личностный фон. Прямая спина, свободная собранная походка, живые глаза и улыбка на лице - вариант более интересный.

Психологический уровень 

Это способности, темперамент и  характер. Это опыт успеха, умение слышать  и слушать, умение договариваться.

Социальный уровень

Это стиль и образ жизни, убеждения, социальные и личные роли. Консерваторы отличаются от радикалов, модники от прагматов, любители удовольствий от аскетов, совы от жаворонков. Это образование, родные, друзья и любимые, деньги, связи, вещи... Богатые и бедные, образованные и нет, статусные и изгои, москвичи и иногородние, сибариты и эстеты, многодетные и незамужем - эти особенности всегда привлекают внимание.

Личностный уровень 

Это позитив, конструктив, ответственность. Это жизненные стратегии (Пассажир и Груз, Снаряд и Ракета, Парусник и Спутник), это личностные роли и позиции: позиция Автора или позиция Жертвы, позиция "Я – О’К, Ты–О’К" или менее благополучные ее варианты... Это иерархия мотивов. Что важнее: телесное, социальное, культурное? Я и мое развитие, мои отношения и близкие люди, работа и бизнес - у каждого свой главный круг жизненных ценностей.

Уровень Я 

Мой мир дружественен или враждебен, я Здоровое животное или Творец. Я кручусь как белка в колесе или восхожу на очередную вершину, я боец или я - любовь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЛИЧНОСТНЫЙ ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ

 

Внутренний стержень человека, личностный стержень - метафора, описывающая  строение сильного человека. Это, что  помогает человеку выстоять перед давлением  жизненных трудностей, двигаться в направлении выполнения жизненных задач, сохранить готовность расти и развиваться. "У него есть внутренний стержень!" - говорят про человека с устойчивой и действенной направленностью личности.

Чем сильнее человек, чем  крепче его внутренний стержень, тем более серьезный груз негативного опыта он может воспринять и "переварить". Чем слабее человек, тем меньшую дозу он может адекватно воспринять.

Замечание: ребенок не обязательно слабый, взрослый не обязательно сильнее ребенка.

Человек с больным (кривым) внутренним стержнем любой негативный опыт использует для ослабления себя, превращая себя еще в большую  несчастную Жертву.

Как укреплять внутренний стержень?

Внутренний стержень человека становится крепче, если человек развивает в себе позицию Деятеля, позицию Творца, позицию Автора собственной жизни. Развитие самостоятельности, разумная нагрузка себя обязательствами перед людьми, поиск и нахождение своей миссии - также способствует укреплению внутреннего личностного стержня. Развивайте, тренируйте, приучайте! - все в ваших силах.

Литература на тему как  развивать "Личностный внутренний стержень" у детей: дети до 6 лет - Мария Монтессори "Помоги мне это сделать самому", дети после 6 лет - Макаренко "Педагогическая поэма" и рассказы.

Внутренний стержень и позиция Деятеля 

Если ребенок развивает  в себе позицию Деятеля, он формирует  в себе правильный внутренний стержень. Если развивает позицию Паразита (Жертвы), он разрушает в себе естественный правильный внутренний стержень и формирует стержень кривой.

Случайные, временные впадения в позицию Паразита или Жертвы делают внутренний стержень больным.

Внутренний стержень и  миссия

Человек, воспринимающий свою жизнь как выполнение собственной миссии, живет с более крепким внутренним стержнем. Поскольку миссия - это жизненная задача за пределами личной жизни человека, человек так живущий - Человек-Творец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. СТАТИСТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Различают статистическую и  динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида.

Основанием для выделения  параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

- всеобщие свойства  психики, т.е. общие для всех  людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

- социально-специфические  особенности, т.е. присущие только  тем или иным группам людей  или общностям (социальные установки,  ценностные ориентации);

- индивидуально-неповторимые  свойства психики, т.е. характеризующие  индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида.

Если мы начинаем рассматривать  основные компоненты статистической структуры  личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция  динамической функциональной структуры  личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З.ФРЕЙДУ

 

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной  психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

 

Психосексуальные  стадии развития личности

 

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

 

Стадии психосексуального развития по Фрейду

 

Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие  данному уровню развития

Оральная

0 -18 месяцев

Рот (сосание, жевание, кусание)

Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела

Анальная

1,5 -3 года

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3 — 6 лет

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца  для подражания

Латентная

6 — 12 лет

Отсутствует (сексуальное бездействие)

Расширение социальных контактов  со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным  отношениям)

Установление интимных отношений  или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество


 

Так как Фрейд делал  основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с  эрогенными зонами, то есть чувствительными  участками тела, которые функционируют  как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине “психосексуальный” подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий  от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических  построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В случаях фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание и жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

В любом случае, как полагал  Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде “остаточного” поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной  сферы общественного опыта, но процесс  совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Информация о работе Структура личности