Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:37, реферат
Память, как явление загадочное и неуловимое, чрезвычайно занимает меня и большинство других людей. Почему в обыденных и привычных ситуациях она работает безотказно, а в других, например, на экзаменах, память ведет себя не лучшим образом и часто подводит нас? На эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить в своей работе.
Если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».
Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. АНАТОМИЯ ПОЛУШАРИЙ И ДОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА. 3
2. СТРУКТУРА ПАМЯТИ. 6
2.1. СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ. 7
2.2. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. 7
2.3. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. 8
3. ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПАМЯТЬЮ. 9
3.1. ЗАПОМИНАНИЕ. 9
3.2. КОДИРОВАНИЕ 12
3.3. ХРАНЕНИЕ (АРХИВИЗАЦИЯ) 12
3.4. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. 14
3.5. ЗАБЫВАНИЕ 15
3.6. НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ХАРАКТЕР. 18
3.7. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. 19
3.8. ПОДАВЛЕНИЕ. 19
3.9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПАМЯТИ. 20
4. ЕСТЬ, ЧТОБЫ ПОМНИТЬ. 21
5. РАЗРУШИТЕЛИ ПАМЯТИ. 22
6. КАК СДАТЬ ЭКЗАМЕН. 24
7. НЕКОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПАМЯТИ. 26
8. УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ 28
Сложные и простые углеводы. Пищевые продукты, содержащие большое количество углеводов, служат источником неиссякаемой энергии для вашего организма. Головной мозг является наиболее активным потребителем глюкозы, требуя примерно 25% от общего количества. Углеводы бывают двух типов: простые и сложные. Необходимо использовать сложные углеводы, т.к. простые углеводы преобразуются в глюкозу значительно быстрее, и следовательно человек теряет энергию быстрее.
Продукты, не имеющие пищевой ценности. Злоупотребление солью приводит к снижению концентрации внимания, требуемого для формирования воспоминаний. При чрезмерном потреблении соли резко уменьшается содержание калия в организме, в результате чего у человека появляется чувство беспокойства, что, в свою очередь, вызывает ухудшение его кратковременной памяти.
Сахар является простым углеводом, не содержащим каких-либо минеральных веществ, витаминов или ферментов, необходимых для его усвоения. Поэтому потребление сахара при усталости на время восстановит ваши силы, после чего вместо ожидаемой энергетической подпитки ваш жизненный тонус снижается до минимума. И все это приводит к самым разнообразным проблемам, в том числе к возникновению ощущения тревоги, депрессии, трудностям с концентрацией внимания и запоминанием новой информации.
Хватает ли вам воды? Ваше тело примерно на 60% состоит из воды. Человек может жить без пищи в течение нескольких недель, но без питьевой воды он умрет уже через несколько дней. Головная боль и сильная жажда говорят о нехватке воды в организме. Головному мозгу, состоящему из воды примерно на 75%, для нормальной работы требуется достаточное количество воды. К слабовыраженным эффектам обезвоживания относятся нечеткое мышление, трудности с концентрацией внимания и, конечно же, проблемы кратковременной памяти. Чтобы ваш организм и, в частности, головной мозг функционировали на оптимальном уровне, вам необходимо выпивать примерно полтора литра воды в день.
Я надеюсь, что вы едите не слишком много “неправильных” продуктов, снижающих потенциальные возможности вашей памяти. Рацион, содержащий большое количество жиров, холестерина и “пустых” калорий, отрицательно сказывается на вашем здоровье. Не ждите, пока врачи обнаружат у вас симптомы серьезных заболеваний. Питайтесь правильно.
Наш мозг настолько чувствителен ко всему происходящему вокруг, что мы можем нанести ему непоправимый урон, даже не подозревая об этом. Поэтому дабы защититься от серьезных повреждений, необходимо следить за собственной диетой, избегайте контактов с ядовитыми веществами, и обратите внимание на лекарственные препараты, которые вы принимаете, или должны принимать, но не делаете этого.
Свободные радикалы. Самое разрушительное действие на мозг человека оказывают так называемые свободные радикалы. Организм человека вырабатывает собственные антиоксиданты, которые предназначены для отражения атак свободных радикалов и устранения созданных ими повреждений. К сожалению, с возрастом организм вырабатывает все меньше подобных очистителей. Более того, если вы ведете образ жизни, способствующий появлению свободных радикалов, приготовьтесь к тому, что работоспособность вашего мозга уменьшится, как минимум, вдвое.
Чтобы увеличить активность свободных радикалов и, тем самым навредить собственному рассудку, нужно:
Отказ от некоторых пищевых добавок. Самые распространенные из пищевых добавок – искусственный заменитель сахара (аспартам) и моносодиум глутамат. Потребляя большое количество аспартама, вы рискуете повредить нейроны мозга вследствие их излишней стимуляции. В организме аспартам перерабатывается, превращаясь в токсические химические вещества, в частности метанол (древесный спирт). После употребления аспартама многие обращаются за медицинской помощью с жалобами на ухудшение памяти, головную боль и головокружение.
При потреблении моносодиума глутамата (ароматизированной добавки) мозг настолько пережигает нейроны, что некоторые из них погибают от чрезмерного истощения. После его употребления многие жалуются на умеренную головную боль и проблемы с памятью. Но это только часть отрицательного воздействия. В некоторых случаях реакция на моносодиум глутамат оказывается более серьезной и болезненной.
Нет – алкоголю и марихуане. Значительно улучшить способность к запоминанию можно лишь в том случае, если вы не употребляете для релаксации алкоголь или марихуану. В течение нескольких дней после употребления алкоголя или наркотиков сложно сосредоточиться, ухудшается память и снижается энергетический уровень всего организма. Вы наносите вред своей памяти даже в том случае, если употребляете алкоголь и легкие наркотические вещества не постоянно, а время от времени.
То, что нравится вам, может не понравиться вашему мозгу. Вы употребляете спиртное, чтобы расслабиться и чувствовать себя раскованнее, не подозревая о том, что алкоголь губителен для вашего мозга. Те, кто употребляет алкоголь, на 50% сокращают ежедневную норму потребления калорий, т.е. таких питательных макроэлементов, как жиры, углеводы и белки. Также это может привести к расстройству памяти, известному как синдром Корсакова.
Общеизвестно, что марихуана наносит ущерб кратковременной памяти и мешает сосредоточиться. Люди, злоупотребляющие марихуаной, не могут четко мыслить, обладают туманной, спутанной и часто одурманенной памятью. Т.е., если человек курит марихуану, то очень скоро станет раздражительным, безынициативным, склонным к депрессивному состоянию и потеряет возможность четко рассуждать.
Погасите сигарету. Большинство курильщиков знают, что никотин является стимулятором. Они также утверждают, что после выкуренной сигареты могут гораздо больше запомнить и лучше сконцентрироваться. Этот аффект можно объяснить воздействием никотина, который оказывает поддержку ацетилхолину (нейротрансмиттеру, связанному с памятью и способностью к обучению). Сомнительная помощь никотина слишком дорого обходиться. Курение является причиной возникновения не только раковых заболеваний. Курение вызывает учащенное дыхание и сердцебиение, а также приводит к появлению гормонов стресса. Более того, во время курения вы вдыхаете тяжелые металлы, например кадмий, которые являются ядом для вашего мозга.
Готовясь к экзамену, каждый из нас не хочет тратить время попусту. Каждый час, проведенный за изучением материала, должен принести отдачу. Другими словами всем нам нужна стратегия, которая позволит подойти к экзамену с максимальным богажом знаний, благодаря чему мы сможем вспомнить все, что от нас потребуют.
Пытаясь выучить материал, мы совершаем много ошибок:
Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, информацию нужно учить осмысленно. Другими словами, старайтесь не прибегать к механическому заучиванию, которое подразумевает простое воспроизведение материала. Воспоминания должны «укорениться» в памяти, они должны быть интегрированы в имеющуюся у вас структуру знаний. Также важно помнить, что нельзя разрывать свое внимание между тем, что вам сейчас хочется делать, и тем, что вы пытаетесь запомнить. Если вам хочется заниматься чем-то другим, вы запомните именно это. Вы можете значительно повысить вероятность запоминания новой информации, если сможете связать ее с тем, что уже знаете, т.е. для лучшего запоминания новый материал необходимо ассоциировать с информацией, которая уже отложилась у вас в памяти. Поскольку кратковременная память действительно “кратковременна”, большинство из того, что вы учите, забывается сразу же, как только вы его выучите. Это значит, что если вы прочитаете новую порцию материала и тут же закроете книгу, к моменту экзамена в вашей голове практически ничего не останется.
Выучит материал – это еще не все. Во время экзамена ваша голова должна быть в состоянии думать. Обязательно позаботьтесь о следующем:
Следующий совет может показаться глупым, но тем не менее, не стоит им пренебрегать: не забудьте сходить в туалет непосредственно перед экзаменом. Переполненный мочевой пузырь будет отвлекать ваше внимание, и заставит ерзать на стуле.
На экзамене используйте все возможные приемы, чтобы вспомнить информацию, вынесенную на экзамен. Если вы строго подойдете к экзамену и будете соблюдать все правила, приведенные выше, вы замечательно, подготовитесь и уложите материал в своей памяти.
Все мы интересуемся своей памятью. “Использование” памяти является таинственной способностью, которая, время от времени, бывает трудно доступной. Таким образом, совершенно справедливо может возникнуть вопрос, почему, как и при каких обстоятельствах она работает. В данном разделе приводятся ответы на некоторые наиболее часто задаваемые вопросы.
Ухудшается ли работа памяти с возрастом? С возрастом мозг человека уменьшается. Однако уменьшение размера мозга не обязательно приводит к ухудшению памяти. Работая над собой, можно развить некоторые новые возможности. Это означает, что необходимо следующее:
Действительно ли информация храниться только в одном “месте” мозга? Нет. Для занесения в память воспоминаний в мозге задействуется огромное количество систем. Различные части мозга предназначены для различных функций. Мозг является наиболее сложным органом живого организма, он слишком сложен, чтобы сохранять все воспоминания в одном “месте”.
Можно ли запоминать, не сосредотачиваясь? Нет. Внимание – дверь памяти. Если человек не обращает внимания на информацию, он не сможет вспомнить ее в дальнейшем. В памяти могут остаться некоторые фрагменты, которые, вероятнее всего, не принесут практической пользы.
Могут ли у человека храниться воспоминания, о которых он не знает? Возможно. Однако на данный вопрос нельзя ответить однозначно. Если речь идет о каких-либо глубоких, темных тайнах, то вероятнее всего нет. Установлен факт, что у человека могут храниться “травмирующие воспоминания”, подавляемые его подсознанием.
Являются ли воспоминания точным отображением событий? Воспоминания не являются фиксированными фрагментами информации. Человек сам обращается к своим воспоминаниям и, соответственно, сам их “искажает”. Все произошедшие события формируют восприятие человека, которое со временем изменяется.
Улучшится ли способность запоминать, если давать своему мозгу отдыхать? И да, и нет. Подобный вопрос следует уточнить: имеется в виду чередование умственной деятельности с расслабление, например медитацией или тихой прогулкой? Если так, ответ – да. Если же подразумевается “перенастройка” с помощью телевизионных передач, ответ – нет. Это не тот тип расслабления, который вам поможет. Расслабление представляет собой “незагромажденность” сознания.
Почему воспоминания из раннего возраста не восстанавливаются? Если вы не можете вспомнить что-либо из своего младенчества, не беспокойтесь. Немногие люди имеют воспоминания, относящиеся к возрасту до двух лет. Большинство может вспомнить только свой трех- либо четырехлетний возраст. Однако даже эти воспоминания обрывочны и фрагментарны.
Причина этого весьма банальна. Человек не обладает соответствующим “механизмом” для запоминания, поскольку в столь раннем возрасте мозг только начинает развиваться и приспосабливаться к функции усваивания информации. Вначале развиваются первичные области мозга, в состав которых входят части, связанные с чувствами. Далее развиваются части, с помощью которых устанавливаются связи между различными чувствами. После этого области, используемые для размышлений, которые не прекращают развиваться до среднего возраста. Этим и объясняется отсутствие воспоминаний из первых двух лет жизни.
Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту (около 12000 знаков).
Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
Н. А. Рубакин прочитал 250 тысяч книг.
Полководец А. Македонский знал в лицо 30 000 солдат своего войска.