Структура и функционирование памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Память, как явление загадочное и неуловимое, чрезвычайно занимает меня и большинство других людей. Почему в обыденных и привычных ситуациях она работает безотказно, а в других, например, на экзаменах, память ведет себя не лучшим образом и часто подводит нас? На эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить в своей работе.
Если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».
Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. АНАТОМИЯ ПОЛУШАРИЙ И ДОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА. 3
2. СТРУКТУРА ПАМЯТИ. 6
2.1. СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ. 7
2.2. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. 7
2.3. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. 8
3. ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПАМЯТЬЮ. 9
3.1. ЗАПОМИНАНИЕ. 9
3.2. КОДИРОВАНИЕ 12
3.3. ХРАНЕНИЕ (АРХИВИЗАЦИЯ) 12
3.4. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. 14
3.5. ЗАБЫВАНИЕ 15
3.6. НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ХАРАКТЕР. 18
3.7. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. 19
3.8. ПОДАВЛЕНИЕ. 19
3.9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПАМЯТИ. 20
4. ЕСТЬ, ЧТОБЫ ПОМНИТЬ. 21
5. РАЗРУШИТЕЛИ ПАМЯТИ. 22
6. КАК СДАТЬ ЭКЗАМЕН. 24
7. НЕКОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПАМЯТИ. 26
8. УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ 28

Работа содержит 1 файл

Память.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Память. Структура  и функционирование памяти.»

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение.

 

Память, как явление  загадочное и неуловимое, чрезвычайно  занимает меня и большинство других людей. Почему в обыденных и привычных  ситуациях она работает безотказно, а в других, например, на экзаменах, память ведет себя не лучшим образом и часто подводит нас? На эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить в своей работе.

Если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».

Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито, некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память-это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Человеческий мозг является наиболее сложным органом на всей планете. По своим возможностям он превосходит даже самый мощный компьютер, который имеет только статическую память. Воспоминания, формируемые в головном мозге, отличаются определенной эмоциональной окраской, и содержат в себе богатую гамму ощущений.

 

1. Анатомия полушарий и долей головного мозга.

 

Человеческий мозг состоит  из двух основных частей: левого и правого  полушарий. Каждое полушарие в свою очередь делится на 4 доли: лобную, височную, теменную и затылочную (рис 3.1), которые служат местом хранения различных воспоминаний. Каждая из указанных долей отличается определенным способом кодирования запоминаемой информации.

Правое полушарие управляет  левой стороной, а левое, соответственно, - правой стороной вашего тела. Пересечение нервных волокон, соединяющих левое полушарие с правой стороной и правое - с левой, происходит в стволе головного мозга в области, которая называется продолговатым мозгом.

 

Вид сверху

 

 

 

Вид с боку

 

 

Рис. 3.1. Головной мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых делится на четыре доли



Левое полушарие головного мозга



Правое полушарие головного мозга



Теменная доля



Лобная доля



 

 

Правое полушарие обычно используется для хранения визуальных и пространственных воспоминаний. Пространственная память включает в себя характеристики любых объектов, занимающих физическое пространство. Левое полушарие более приспособлено к хранению вербальных (словесных) воспоминаний. Полушарии головного мозга участвуют практически в любом выполняемом вами действии.

Правое полушарие  головного мозга, эмоциональная  сторона. В отличие от левого, правое полушарие имеет более разветвленные связи с различными областями мозга, в частности, с так называемой лимбической системой. Другими словами, правое полушарие лучше усваивает эмоциональную окраску речевого общения.

Полоска нервных волокон, объединяющих полушарии головного  мозга, называется мозолистым телом. Эти волокна служат для соединения отдельных нервных клеток различных полушарий, что позволяет им работать вместе, улучшая тем самым качество любого совершаемого вами действия. Мозолистое тело у женщин плотнее , чем у мужчин, в результате чего оба полушария работают практически равномерно. Вероятно, это служит основной причиной того, что женщины обладают более совершенной интуицией. Несмотря на прочно установившиеся различия между полами, люди могут становиться более гармоничными и уравновешенными, что зависит, в основном, от их образа жизни. Следует заметить, что через пару лет мужчину станут более впечатлительными, а женщины боле напористыми и самоуверенными. Различия между полами постепенно начнут сглаживаться, что отразится как на культурной деятельности, так и на способе мышления.

Левое полушарие  головного мозга, логическая сторона. Левое полушарие старается упорядочить явления окружающего мира, и поэтому оно называется интерпритатором. Это полушарие принимает активное участие в построении логической структуры изучаемого материала.

Правое полушарие обычно воспринимает «полную» картину и  получает информацию, что называется, «дословно». При совместной работе обеих частей головного мозга вы получаете систему проверки и обдуманных решений, что дает вам возможность проявлять определенную гибкость и приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Существует гипотеза о влиянии различных полушарий на характер человека. Согласно этой теории, так называемые люди правого полушария являются более творческими и даже более духовными, чем те люди, в физиологии которых доминирующую роль играет левое полушарие.

Оба полушария наделяют информацию определенной выразительностью, поэтому четыре основные доли, из которых они состоят, Определяют общий характер каждого полушария. Более того, каждая доля имеет также основные области, определяющие свойства вашего слуха, восприятия, зрения и движения:

Височные доли головного  мозга включают в себя основную область, определяющую свойства слухового аппарата. Кроме того они участвуют в  запоминании или, лучше сказать, в накоплении жизненного опыта.

Лобные доли головного  мозга содержат в себе области, отвечающие за формирование движений. Эта область является вашим исполнительным контрольным центром, и формируется в головном мозге одной из последних. Левая лобная доля принимает активное участие в обдумывании воспоминаний и их осмыслении. Задние части лобных долей осуществляют начальное управление движениями вашего тела, а также контролируют процесс формирования организма. Нижняя часть левой лобной доли используется для преобразования воспоминаний перед тем как ввести их в вашу долговременную память.

Задние части теменных долей позволяют определять свое пространственное положение. В частности, правая теменная доля принимает активное участие в запоминании различных  форм и поверхностей. Основной задачей  этих долей является обработка сенсорных ощущений. Они позволяют определить, к какой части вашего тела прикоснулись, в каком месте вы находитесь, и какие, в частности, пространственные ощущения вы испытываете.

Затылочные доли определяют возможности зрительной системы  человека. Повреждение этой области может привести к частичной потере зрения или даже полной слепоте.

2. Структура памяти.

 

Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.

 

2.1. Сенсорная память.

Как следует из ее названия, сенсорная память-это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг показав, что следы; в ней сохраняются лишь очень короткое время - порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами.

Частный случай сенсорной  памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

2.2. Кратковременная память.

В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.

Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

Кратковременная память. Которая служит основой долговременной памяти, определяет возможность формирования воспоминаний. В последнее время  психологи, говоря о кратковременной  памяти, используют термин рабочая  память. Это выражение свидетельствует о том, что вы постоянно работаете с этой памятью.

Длительность. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд, за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.

Емкость. С 1885 года Эббингауз ставил сам над собой опыты с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов: в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.

Хорошим примером того, как емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножишь 32 на 64 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они «не сильны в арифметике». На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.

2.3. Долговременная память.

Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной.

Емкость и длительность долговременной памяти, в принципе, безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

Роль некоторых факторов.

Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление.

Контекст. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие.

Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.

Мотивация. Всегда лучше запоминается то, что хочется выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Студент, увлекающийся спортом, зачастую может назвать имена всех футболистов в некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитых психологов. По этой же причине в ходе дискуссий или дебатов легче запоминаются аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез.

Мотивация играет в запоминании  и другую роль. Как показала Зейгарник, мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.

Углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения. В этом и состоит смысл примеров - как в лекциях, так и в учебниках. Однако такого рода углубление не может сравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом, устанавливает связи между различными его аспектами или пытается проиллюстрировать какие-то закономерности и принципы с помощью фактов из повседневной жизни.

3. Процессы, связанные с памятью.

 

Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И, наконец, третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

3.1. Запоминание.

Первоначальная форма запоминания — так называемое не преднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Информация о работе Структура и функционирование памяти