Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:37, реферат
Память, как явление загадочное и неуловимое, чрезвычайно занимает меня и большинство других людей. Почему в обыденных и привычных ситуациях она работает безотказно, а в других, например, на экзаменах, память ведет себя не лучшим образом и часто подводит нас? На эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить в своей работе.
Если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».
Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. АНАТОМИЯ ПОЛУШАРИЙ И ДОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА. 3
2. СТРУКТУРА ПАМЯТИ. 6
2.1. СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ. 7
2.2. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. 7
2.3. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. 8
3. ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПАМЯТЬЮ. 9
3.1. ЗАПОМИНАНИЕ. 9
3.2. КОДИРОВАНИЕ 12
3.3. ХРАНЕНИЕ (АРХИВИЗАЦИЯ) 12
3.4. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. 14
3.5. ЗАБЫВАНИЕ 15
3.6. НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ХАРАКТЕР. 18
3.7. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. 19
3.8. ПОДАВЛЕНИЕ. 19
3.9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПАМЯТИ. 20
4. ЕСТЬ, ЧТОБЫ ПОМНИТЬ. 21
5. РАЗРУШИТЕЛИ ПАМЯТИ. 22
6. КАК СДАТЬ ЭКЗАМЕН. 24
7. НЕКОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПАМЯТИ. 26
8. УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ 28
Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, заученная таблица умножения). При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации — слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.
Как уже отмечалось, нельзя говорить о памяти, не касаясь при этом забывания и его причин. Забывание может быть связано с различными факторами. К ним относится, например, возраст, в котором запоминается то или иное событие, неиспользование усвоенного материала или, наконец, характер этого материала. Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предшествующие или последующие события. Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец, целые «блоки памяти» стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей.
Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.
От полного воспроизведения до полного забывания имеются промежуточные стадии узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Таких уровней 3:
Например, человек заучил стихотворение. Если через некоторое время он может воспроизвести его безошибочно, — это первый уровень памяти, самый высокий, если он не может припомнить заученное, но легко опознает (узнает) стихотворение в книге или на слух, — это второй уровень памяти; если же учащийся не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворения, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз, — то третий уровень.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Так, опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56%, в дальнейшем оно идет медленнее, забывание осмысленного материала подчинено той же закономерности.
Исследователь М. Джонс (США) провел такой опыт: до чтения лекции по психологии он предупредил студентов, что после ее прочтения они получат листочки с вопросами по ее содержанию, на которые, надо дать письменные ответы. Лекция читалась со скоростью 75 слов в минуту, четко, доступно. Письменный опрос был проведен 5 раз через разные интервалы времени (в дальнейшем студентов об опросе не предупреждали). Результаты получились следующие. Студенты правильно воспроизвели основные мысли лекции: сразу после лекции — 65%; спустя 3—4 дня после лекции — 45,3%; спустя 1 неделю — 34,6%; спустя 2 недели — 30,6%; спустя 8 недель — 24,1%. У выдающегося лектора, приглашенного для сравнения данных, получaлось почти то же самое: студенты сразу же после лекции воспроизводили 71% основных его мыслей, а далее шло сначала быстрее, а затем медленнее забывание. Из опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через 2 месяца от него останется лишь 25%, и наибольшая потеря (55%) произойдет в первые 3—4 дня после восприятия. Эти данные верны, однако, в том случае, когда материал после восприятия не подвергается умственной обработке, т.е. когда он воспринимается пассивно.
Весьма важно своевременно организовать повторение воспринятого, не откладывая надолго эту работу. Эта закономерность хорошо подтверждается данными М.Н. Шардакова. Без повторения в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3-4 дня — 66%; через 1 месяц —58%; через 6 месяцев — 3%. При повторении в первый день удержалось в памяти 88%; через 3—4 дня — 84%; через 1 месяц — 70%; через 6 месяцев — 60%.
Наибольший процент забывания и здесь приходится на первый день и уменьшается по мере увеличения промежутка, отделяющего воспроизведение от восприятия. При своевременной организации построения материал удерживается в памяти значительно лучше.
Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление носит название реминисценции (смутное воспоминание). Так, ученик сразу же после уроков не может полностью передать содержание воспринятого материла, но через 1—2 дня даже без дополнительного чтения правильно воспроизводит урок. Сущность реминисценции заключается в том, что последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Она часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что является результатом утомления нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и младших школьников. Дети не всегда сразу как следует осмысливают материал при его восприятии и потому передают его неполно. Им требуется какой-то промежуток времени для его осмысления, в результате чего воспроизведение становится более полным. Если же материал осмыслен сразу, то реминисценция не наступает. Этим объясняется тот факт, что чем старше школьники, тем реже наблюдается это явление в их память. В явлении реминисценции обнаруживается единство процессов запоминания, забывания и воспроизведения. Они представляют собой разные стороны одних и тех же нейродинамических ппроцессов.
Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Этим объясняется тот факт, что люди хорошо помнят материал, который их увлекает и быстро забывают то, что их не интересует. Воспитание у детей познавательных интересов — одно из условий прочности знаний учащихся. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения.
Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующее за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания. Физиологической основой ретроактивного торможения в последнем случае является отрицательная индукция: трудная деятельность затормозила более легкую. Указанную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной работы. Важно соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия; предметы, трудные для усвоения, ставит раньше, чем легкие. Следует разнообразить виды работ и на одном уроке.
Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, а также ушибы, травмы. Забывание наступает быстрее при утомлении. Причиной забывания может быть также действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале. В борьбе с забыванием важную роль играют рациональные способы заучивания.
В возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее - от 30 до 70 лет - может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.
Кажется естественным связывать забывание с тем, что та или иная информация при усвоении не повторяется. Нельзя, однако, забывать, что этой закономерности, видимо, не подчиняются двигательные навыки. Мы можем вполне успешно сесть на велосипед или за фортепиано после 20- или 30-летнего перерыва. Это же касается и большинства тех знаний, которые мы получили в раннем детстве, т.е. в тот период, когда мозг наиболее пластичен, так, например, чем раньше ребенок усвоил иностранный язык тем труднее его будет забыть. Список таких примеров можно продолжить, включив сюда, скажем, игру на музыкальном инструменте, шахматы и т. п.
Однако фактором забывания еще более важным, чем неиспользование, может быть интерференция со стороны других, приобретенных раньше или позднее, знаний или навыков; в этих случаях может иметь место отрицательный перенос.
Интерференция может быть связана с событиями, происшедшими до запоминания того или иного материала. В этом случае говорят о проактивнои интерференции. Например, если перед тем как студент начинает готовиться к экзаменам, он получил дурные вести, то усвоение знаний, естественно, будет страдать. Интерференция возможна и тогда, когда сразу после одного материала мы беремся за другой, сходный с первым. Например, после обучения итальянскому языку возникают сложности при усвоении испанского.
Однако еще большую роль в забывании играет ретроактивная интерференция. Если, например, непосредственно после усвоения какого-либо навыка мы приступаем к новой деятельности, этот навык может ухудшиться. В то же время было отмечено, что если старый и новый навыки очень сходны или, наоборот, очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Она сильно будет сказываться на первом навыке лишь тогда, когда второй с ним относительно сходен.
Известно также, что интерференция всегда сильнее выражена при вспоминании, чем при узнавании.
Еще один вид забывания, открытый Фрейдом - это подавление. Например, мы можем «забыть» подписать чек, который посылаем в последний срок уплаты долга, «забыть» выучить экзаменационный предмет, или явиться на важное, но чреватое неприятными последствиями свидание.
В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением следов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.
Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании, подчеркивая тем самым, что с помощью такого механизма субъект пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации.
Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойством памяти человека является, ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.
Советский психолог А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и при том в большом объеме. Шершевский мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась одновременно и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, костюм экспериментатора и других мельчайшие подробности обстановки и своих действий.
Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи то, что может; быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный типы памяти. Человек зрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть; человек слухового типа памяти - предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо; человек двигательного типа памяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал. Чаще всего встречается смешанный тип памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти по причине большого разнообразия практической деятельности человека.
Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.e. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.
Потребляемые продукты
питания оказывают
Завтрак, или борьба с голодом. Английское слово “breakfast” можно условно перевести как “борьба с голодом”, так как утренний завтрак разбивает самый длинный период воздержания от пищи, начинающийся после ужина и заканчивающийся непосредственно перед обедом. Во время сна все жизненные процессы не прекращаются. Организм постоянно поглощает глюкозу и другие питательные вещества. В частности это относится и к тем случаям, когда человеку снятся сны. Проведенные исследования показали, что люди, съедающие положенный завтрак соображают лучше, чем те которые не завтракают вообще. Чашка крепкого кофе, выпитого утром на пустой желудок, создает для вас множество различных проблем. Пропущенный завтрак не только ставит под угрозу ваши мыслительные способности, но и дестабилизирует ваше эмоциональное состояние. Добавьте к этому выпитую чашку кофе, и ваши проблемы еще усугубятся. В итоге вы связываете себя настолько, что не можете даже сосредоточиться в течение определенного времени, требуемого для формирования воспоминаний. Пагубное действие кофе, выпитого натощак, проявляется далеко не сразу. Примерно через час или два наступает резкий упадок сил.