Структура деятельности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева (действие, мотив, цель, сдвиг мотива на цель)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:59, реферат

Описание работы

Внешние и внутренние компоненты деятельности. Действия и движения как слагаемые в структуре деятельности. Мотив – вектор, направляющий деятельность. Виды человеческой деятельности, их психологический анализ. Игра как особый вид развития человеческой деятельности. Психологические особенности вида деятельности – учения.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Вывод: первая причина  всякого человеческого действия лежит вне него.

Внутренние причины  производны от первоначально внешних  причин. (пример с ребенком: сначала  поддается голосу внешних причин (непроизвольность), а затем только формируется произвольность (собственная  идея интериоризации).

3. В любом рефлексе (в том числе в психической деятельности) есть окончание, которое выражается либо движением, либо его “торможением” (задержкой), что имеет место, например, в случае мыслительного акта. Мысль свернутое (укороченное) действие, формирующееся в процессе вначале вполне внешнем, вполне реальными движениями и действиями (колокольчик: сначала действуем, потом говорим, а затем и вовсе только думаем).

2. Середина рефлекторного  акта. Мигание – середина –  ощущение дуновения. Т.е. чувствование  является средним членом.

Таким образом, психические  процессы не эпифеномен, а необходимая  сторона всего целостного процесса отражения. Психический акт начинается с появления его в сознании и кончается с переходом в бессознательное состояние (это ощущения, представления, чувства, мысли и пр.). Но этот акт должен рассматриваться как средний член цельного акта, с его естественным началом и концом. Субъективная психология как раз разорвала это единство. Сеченов не отождествляет психическое и материальное, в то же время видит природное единство, причем под материальным понимается не только сугубо телесное, но и такие внешние выражения мысли как письмена и речь, как вся внешняя деятельность человека, выражающаяся поступками.

Психическое понимается Сеченовым как процессы, имеющие  начало, середину и конец, материально (объективно) воплощенные в процессах  деятельности организма, иногда бессознательные, иногда сознательные, подлежащие вполне детерминистскому объяснению, рефлекторные по своей природе, т.е. отражающие значимость тех или иных раздражителей для организма, претерпевающие определенные изменения в ходе формирования.

Программа построения психологии: научная психология по своему содержанию не может быть иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей.

1. Психология должна  изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, чувства  и пр.

2. Затем изучать способы  сочетания всех этих видов  и родов психических деятельностей друг с другом со всеми последствиями такого сочетания.

3. Изучать условия  воспроизведения психических деятельностей.

Закладываются основы объективно-генетического  подхода к изучению психического. Сеченов говорит об объективном  изучении психического, а не поведения или каких-либо иных внешне наблюдаемых реалий.

29. Понятие об обратной афферентации и «акцепторе действия» (П.К. Анохин).

 Акцептор результатов  действия по П.К. Анохину

П.К. Анохин опубликовал статью: Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии, журнал «Вопросы психологии», 1955 г., N 6, c. 16-38, где ввёл термин: «Акцептор результатов действия».

По гипотезе автора, «Акцептор... » – это модель предвидения  будущих результатов в виде сети нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Попав в эту сеть, возбуждение продолжает в ней циркулировать длительное время, что позволяет удерживать цель поведения человека.

«В физиологии известен открытый академиком П.К. Анохиным принцип акцептора действия. Этот принцип состоит в том, что в нервной системе всегда (непрерывно) при любом действии строится модель ожидаемой обратной афферентации, поступающей от результата действия. Рассогласование модели и реальной обратной афферентации вызывает ориентировочно- исследовательскую реакцию. (В качестве примера можно вспомнить ощущения, возникающие при входе на неподвижный эскалатор метро)».

30. Волевое действие

Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими  и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема.

Структура волевого действия выглядит как  последовательное осуществление  следующих этапов:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие может иметь как  простые, так и  более сложные  формы.

Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит  непосредственно  в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.

Для сложного волевого действия в его  наиболее выраженной специфической форме  характерно прежде всего  то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный  сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Таким образом, волевое  действие становится сложным процессом, включающим целую  цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

Сложное волевое  действие можно разделить  на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

1) возникновение побуждения;

2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) принятие решения;

8) осуществление принятого решения;

9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.


Информация о работе Структура деятельности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева (действие, мотив, цель, сдвиг мотива на цель)