Структура деятельности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева (действие, мотив, цель, сдвиг мотива на цель)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:59, реферат

Описание работы

Внешние и внутренние компоненты деятельности. Действия и движения как слагаемые в структуре деятельности. Мотив – вектор, направляющий деятельность. Виды человеческой деятельности, их психологический анализ. Игра как особый вид развития человеческой деятельности. Психологические особенности вида деятельности – учения.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Во всех этих теориях  сохраняется принцип непосредственности в объяснении психических явлений. Другое направление современной  психологии, которое «допускает возможность  взаимодействия между явлениями  физическими и психическими», также остается на позициях точки зрения непосредственности, так как считает «будто объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику и в этой непосредственной связи определяет ее деятельность».

Истоки этой «догматической предпосылки» Д.Н. Узнадзе видит в ложной ориентации психологии на естествознание, которое базируется на признании факта непосредственной связи между физическими явлениями.

Аналогию с этим принципом  Д.Н. Узнадзе усматривает и в  «принципе замкнутой каузальности» В. Вундта, которую критикует как ненаучную и непродуктивную попытку, и в объяснениях гештальтпсихологии, в бихевиоризме.

Узнадзе раскрывает глубокие последствия, к которым приводит психологию опора на постулат непосредственности. Это идеализм и механицизм, выразившиеся в игнорировании субъекта деятельности и личности как конкретной целостности, вследствие чего поведение представляется как «взаимодействие с действительностью отдельных психических и моторных процессов, первичноопределенных непосредственным взаимодействием... моторных или психических процессов и их стимулов или раздражителей, и, следовательно, для его понимания, помимо учета этих двух моментов, не требуется ничего другого».

Это обращение к зарубежной психологии и ее глубокая критика были вызваны, по-видимому, обстоятельствами научной биографии Узнадзе, на что обратил внимание Р.Т. Сакварелидзе.

Этот анализ зарубежной психологии оказался созвучным ее анализам в трудах Л.С. Выготского (прежде всего в его работе «Исторический смысл психологического кризиса»), С.Л. Рубинштейна и разделялся советской психологией в целом. А.Н. Леонтьев неоднократно использовал термин «постулат непосредственности», введенный Узнадзе, и так же, как он, видел задачу психологии в преодолении этого постулата.

Критика постулата непосредственности входит важной составной частью в  работу по созданию методологических основ собственной психологической  концепции Д. Н. Узнадзе. Из нее вытекает задача преодоления данного постулата. Ответом на эту задачу явилась теория установки.

Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, является попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием«установка». Установка возникает при наличии одновременно двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ее формировании учитываются внутренние и внешние факторы.

В настоящее время в исследованиях грузинской школы отмечается наряду с потребностью и ситуацией влияние третьего фактора — психофизиологических условий.

Установка представляет собой первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. «Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения».

Был разработан метод  экспериментального исследования установки, изучены виды установок, процесс их формирования, описаны их свойства. С позиции установки даны характеристики психических процессов, произведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека, выявлены иерархические уровни психической активности — индивида, субъекта, личности.

В отличие от установки  в зарубежной психологии, в которой  этот феномен выступает в качестве частного психологического образования, Узнадзе придает понятию установки статус общепсихологической категории, а теория этого феномена превращается в общепсихологическую теорию установки и распространяется на изучение патопсихологических явлений, находит применение в педагогике, на ее основе разрабатывается система методов психотерапии — сеттерапия.

Установка описывалась  как то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение.

«Этот специфический  акт, обращающий включенный в цепь деятельности человека предмет или явление в специальный самостоятельный объект его наблюдения, можно было назвать актом объективации».

Выделение объективации приводит Узнадзе к выводу о существовании  двух уровней психической жизни  — уровня установки, свойственного для всякого живого существа (и лишь в частности для человека), и уровня объективации, который представляет собой «специальное достояние лишь для человека как существа мыслящего, строящего основы культурной жизни как творца культурных ценностей».

Психология установки остро поставила проблему активного субъекта в психологии в противоположность механицизму и идеализму всей предшествующей психологии. Она включала анализ поведения и деятельности с позиции установки: «...не подлежит сомнению, что для изучения подлинного предмета психологии — психической жизни— понятие (поведение) имеет совершенно исключительное значение...».

Направленность на выявление  внутренней детерминации активности составляет сущность и пафос подхода Д.Н. Узнадзе, нацеленного на преодоление  постулата непосредственности в психологии. Поскольку установка (и потребность) находятся в «пространстве субъекта» и, следовательно, являются внутренними образованиями, остается неясной роль поведения и деятельности в психологии.

25.Основные  идеи неклассической физиологии Н.А. Бернштейна

Чтобы понять суть неклассической физиологии Н.А.Берн-штейна, будем излагать ее положения в сопоставлении  с соответствующими положениями  классической физиологии XIX в. (хотя, впрочем, многих принципов этой последней  придерживались и некоторые физиологи XX в.). 
1. Философской основой неклассической физиологии выступает диалектический, а не механистический материализм, как в классической физиологии. Сам Н. А. Бернштейн подчеркивал «стихийный материализм» старой физиологии, ограниченность которого — его механицизм — не позволила решить физиологии новые задачи, которые встали перед ней в XX в. 
2.  Неклассическая физиология в качестве основного принципа признает принцип активности в противовес принципу реактивности классической физиологии. Н. А. Бернштейн утверждал, что именно своими движениями организм активно воздействует на окружающую среду, стремясь изменить ее в потребном ему направлении. Он находил эту идею активности уже у И.М.Сеченова: «Наше время подтвердило полностью тезис И.М.Сеченова, что "мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не только видим"» Поэтому физиологию Н.А. Бернштейна часто называют «физиологией активности». 
 Кстати, именно Н.А.Бернштейн высоко оценил идеи И.М.Сеченова как своего непосредственного предшественника и соратника в создании неклассической физиологии. 
3.  Неклассическая физиология представляет собой прежде всего физиологию человека, тогда как классическая была физиологией животных. Н. А. Бернштейн пишет по этому поводу, что «физиология классического периода была почти исключительно физиологией животных с постепенным типовым повышением их уровня по филогенетической лестнице (лягушка — голубь — кошка — собака — макака). В связи с этим она слабо соприкасалась с практикой».  
4.  Неклассическая физиология стремится изучать свой объект в естественных условиях его существования, тогда как классическая физиология — в искусственных, лабораторных. В последнем случае речь шла фактически об обездвиженном «препарате», например распластанной на лабораторном столе лягушке. 
5.  Целостный подход неклассической физиологии противостоит принципу элементаризма классической. Для последней было характерно убеждение, что целое есть сумма своих частей, что организм представляет собой совокупность клеток, а все поведение — цепь рефлексов. По Н. А. Бернштейну, движения — целостно организованные структуры, а рефлекс — не элемент действия, а элементарное действие, которое занимает подобающее ему место в общей системе действий организма в целом. Любое движение представляет собой не цепочку рефлексоподобных элементов, которые соединены механическим образом, а «непрерывный циклический процесс взаимодействия с переменчивыми условиями внешней или внутренней среды, развертывающийся и продолжающийся как целостный акт до его завершения по существу»  
6.  Неклассическая физиология основывается на целевом детерминизме, не противопоставляя его причинному детерминизму классической физиологии, а подчиняя последний первому. Н. А. Бернштейн считал необходимым добавить к исследовательским вопросам физиолога «как» и «почему» вопрос «для чего». Согласно неклассической физиологии, важнейшим фактором, определяющим характеристики движения (в том числе его амплитуду), является двигательная задача, которая имеет свое физиологическое представительство, но поставлена перед субъектом его жизнью в мире объектов. Для иллюстрации этого положения Н. А. Бернштейн ссылался на исследование, которое было проведено во время Великой Отечественной войны П.Я. Гальпериным и Т.О. Гиневской. В этом исследовании амплитуда движений раненой руки больного изменялась при решении им двигательных задач, имеющих различный смысл для человека. 
Выполнение двигательной задачи субъектом представляет собой вариант целесообразного движения, детерминированного целью как «моделью потребного будущего». Подобные модели представляют собой программы различного рода, которые, «забегая вперед» реальному исполнению, определяют и само исполнение (так, музыкант, играющий «с листа», обязательно опережает взором на какой-то временной интервал те ноты, которые фактически звучат в данный момент), т.е. он «все время имеет в своем мозгу звуковой и психомоторный образ того, что еще предстоит двигательно реализовать через секунды или доли секунд». Это, естественно, не означает, что сама программа всегда предшествует любой деятельности; напротив, многие программы являются результатом соответствующей деятельности человека. 
7.  Неклассическая физиология (в отличие от классической физиологии, придерживавшейся постулата «непосредственности», как и классическая психология) подчеркивает немеханистичность, незеркальность отражения мозгом (как реализатором целей субъекта) внешнего мира: «Он [мозг] должен обладать в какой-то форме способностью «отражать» (т.е., по сути дела, конструировать) и не ставшую еще действительностью ситуацию непосредственно предстоящего,которую его биологические потребности побуждают его реализовать» . Эти идеи незеркального, конструктивного отражения субъектом мира хорошо согласовывались с идеями деятельностного подхода в психологии. 
8. Детерминация разворачивающегося движения будущим (целью как «моделью потребного будущего») может иметь, согласно неклассической физиологии, только вероятностный характер. Классическая физиология предполагала однозначную связь раздражителя и вызванного им ответа. Неклассическая физиология считает цель лишь программой, которая развертывается по-разному в зависимости от многочисленных условий совершаемого движения, которые заранее невозможно учесть. Поэтому движение, даже самое элементарное, — всегда «живое движение», которое строится «здесь и теперь», а не следует автоматически — каждый раз одно и то же — вслед за вызвавшим его стимулом: «Даже и в самых стандартных, с младенчества освоенных актах, как ходьба, достаточно было от приглядки перейти к применению точной аппаратуры, чтобы обнаружить, что ни один шаг не идентичен другому даже на гладком месте, не говоря уже о ходьбе по неровной дороге»  
Коррекция разворачивающегося движения зависит от множества условий, среди которых могут быть: 1) состояние мышцы при определенной фазе выполнения действия (положение руки, степень сокращения мышцы и т.п.), 2) реактивные силы (всегда имеющиеся непроизвольные реакции мышц, сухожилий, костей и т.п., выступающие побочными реакциями на нужное движение), 3) силы инерции (часто рука или нога движется по инерции дольше, чем нужно), 4) внешнее сопротивление, т.е. многочисленные внешние силы и препятствия, которые могут встать на пути уже выполняемой программы или вообще отменить ее и заставить субъекта создать новую модель будущего. Поэтому организм, выполняющий то или иное действие, должен постоянно учитывать все вышеперечисленные условия для правильного выполнения имеющейся программы и ее коррекции по ходу выполнения. Для этого необходимы так называемые сенсорные коррекции, т.е. учет информации в виде обратной связи от проприорецепторов в самих мышцах, от органов чувств, следящих за выполнением движения. 
9. Из всего вышеизложенного становится понятной еще одна главная идея неклассической физиологии, противостоящая догме классической физиологии: «Всеобщей и господствующей формой управления и регулирования в живых организмах является не рефлекторная дуга, а рефлекторное кольцо».Рассмотрим схему этого кольца (рис. 8) в той ее части, которая имеет непосредственное отношение к сенсорным коррекциям. 
Задающий прибор посылает в прибор сличения нужное значение (Sw, сокращение слова «Sollwert» — должное значение) какого-либо параметра регулируемого органа (например, мышцы). Но проприорецептор воспринимает фактическое в данный момент значение (Iw, сокращение слова «Istwert» — наличное значение) данного параметра (например, мышца еще недостаточно сократилась, чтобы рука смогла взять тот или иной предмет). Если прибор сличения констатирует какое-либо отклонение lw от Sw, т.е. Aw, происходит коррекция начавшегося движения и мышца получает соответствующую команду изменить свое положение. Новое положение мышцы вновь отражается проприорецепторами самой мышцы или другими рецепторами (допустим, зрительными), происходит сличение нового положения мышцы с требуемым — и совершается новый цикл регулирования движения, пока, наконец, не будет достигнута поставленная цель. 
Дуга классической физиологии представляет собой, согласно Н. А. Берн-штейну, лишь «разорванное кольцо», т.е. абстракцию от подлинно целостного акта кольцевой регуляции. 
10. Все вышеперечисленное приводит еще к одному противопоставлению идей неклассической физиологии и классической при решении проблемы формирования навыков. Согласно классической физиологии, формирование навыков происходит путем неоднократного повторения одних и тех же движений, т.е. путем проб и ошибок (весьма механистическим образом). Согласно Н.А. Бернштейну, повторение происходит «без повторения». Это означает то, что формирование двигательных привычек (навыков) происходит сложным поэтапным образом, и никогда, казалось бы, внешне одно и то же движение не является на самом деле тождественным предыдущему (хотя бы потому, что каждый раз изменяются условия его совершения, в том числе приобретенный ранее опыт выполнения данного движения). Процесс построения движений имеет своим результатом превращение их в управляемую систему, что предполагает «преодоление избыточных степеней свободы» движущегося органа (т.е. координацию движений). 
На основе принципов неклассической физиологии Н.А.Берн-штейн разработал концепцию «уровней построения движений», которая имеет чрезвычайное значение как для физиологии, так и для психологии и вносит свой вклад в решение психофизиологической проблемы.

Ориентировочный рефлекс  — комплекс реакций организма  в ответ на новизну раздражителя, в который входят: движениеголовы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфа–ритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. При действии нового раздражителя появляются все компоненты ориентировочного рефлекса, образуя т.н. генерализованный ориентировочный рефлекс, который постепенно, после 15–20 предъявлений нового раздражителя, угасает, приобретая форму локального ориентировочного рефлекса. На основании сходства угасания ориентировочного рефлекса с угасанием условного рефлекса И.П. Павловтрактовал оба процесса как результат развития внутреннего торможения.

26.Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс

Ориентировочный рефлекс 
Ориентировочный рефлекс — сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?». Биологический смысл ориентировочного рефлекса — создание условий для лучшего восприятия раздражителя. Это достигается за счет появления комплекса соматических, вегетативных реакций и изменения уровня активации центральной нервной системы при общем торможении или нарушении текущей деятельности организма. Выделяют три основные группы компонентов ориентировочного рефлекса: 1) двигательные; 2) вегетативные; 3) изменение уровня активации центральной нервной системы. К двигательным компонентам ориентировочного рефлекса относятся: 1) реакции, обеспечивающие поворот глаз в направлении зрительного раздражителя, настораживание ушей, принюхивание; 2) реакции, обеспечивающие поддержание позы и приближение к стимулу. К вегетативным компонентам ориентировочного рефлекса относятся сосудистые реакции в виде сужения сосудов конечностей и расширения сосудов головы, обеспечивающие увеличение кровоснабжения мозга, кожно-галъваническую реакцию (КГР), изменение частоты сердцебиения и дыхания. В качестве возбудителей ориентировочного рефлекса помимо новизны стимула выделяют такие его свойства, как изменение стимула, его сложность, двусмысленность, удивительность. В том случае, когда стимул и след, оставленный ранее предъявленными раздражителями (см. Нервная модель стимула), совпадают, ориентировочный рефлекс не возникает. По мере повторения нового стимула, вызывающего ориентировочный рефлекс, происходит его ослабление, угасание. В зависимости от широты распространения возбуждения в нервной системе различают генерализованную и локальную формы ориентировочного рефлекса. В зависимости от длительности выделяют долго длящийся тонический и быстро завершающийся физический ориентировочный рефлекс. В процессе угасания генерализованный ориентировочный рефлекс сменяется локальным, тонический физическим ориентировочным рефлексом 
РЕФЛЕКС  (лат. reflexus - обратное движение, отражение) - реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. С рефлексами связаны практически все аспекты жизнедеятельности организма. По способу образования выделяют безусловные рефлексы, передающиеся по наследству, и условные рефлексы, возникающие в процессе индивидуального развития и отражающие накопление новых навыков. Условные рефлексы формируются на основе безусловных с участием высших отделов головного мозга, благодаря этому организм изменяет программу своих действий в зависимости от внутренних или внешних условий.

Рефлексы классифицируют по биологическому значению (защитные, пищевые, половые и др.), способу вызывания (рефлекс растяжения и др.), характеру ответной реакции (сгибательный, мигательный, рвотный и др.), исполнительному органу (коленный, ахиллов, зрачковый).  

Выделяют нормальные (физиологические) и патологические рефлексы, т.е. наблюдающиеся только при тех или иных заболеваниях. Исследование нормальных и патологических рефлексов является важной частью неврологического осмотра, позволяя оценить сохранность тех или иных структур нервной системы; при этом исследуют глубокие (сухожильные и периостальные) и поверхностные (кожные) рефлексы. При поражении периферических нервных структур (напр., нервов, сплетений, корешков) рефлексы снижаются (гипорефлексия) или выпадают (арефлексия). При поражении кортико-спинальных (пирамидных) путей наблюдается оживление глубоких рефлексов (гиперрефлексия), выпадение поверхностных рефлексов (напр., брюшных), появление патологических рефлексов.

27. Объективный подход И.М. Сеченова в психологии.

 Существовал ряд школ, которые ратовали за необходимость объективного, а не субъективного интростпективного, метода исследования, однако расходились в том, что именно следует изучать этим объективным методом. Да и в понимании самой объективности тоже наблюдались значительные различия.

Общая характеристика объективности в науке. “Объективный” - обозначает существующее вне человеческого сознания, не зависящее от сознания и воли человека. Под объективной истиной разумеется такое содержание наших знаний, которое правильно отражает действительность и не зависит от субъекта, т.е. от сознания и воли человека. Под объективным методом следует разуметь такой метод, который ведет к познанию объективной истины.

И.М.Сеченов. Смысл понимания  Сеченовым психической деятельности как рефлекторной. “Мысль о психическом  акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная”. Так же аксиоматична мысль о родстве психических и нервных актов.

1.В любой психической  деятельности есть начало, т.е., как  и в элементарном рефлексе, возбуждение чувствующего нерва. Как правило, это происходит благодаря стимулу из внешнего мира. Сеченов предполагал, что без стимулов извне психическая жизнь вообще невозможна (эксперименты природы). Такое возбуждение, по Сеченову, всегда можно отыскать в любом кажущемся самым что ни на есть произвольным и свободным психическом акте.

Пример со сгибанием  пальца. Сгибаю когда хочу, без видимых  причин. Сеченов отвечает: есть причины  разговора об этом, также причины  отказа от разговора, движение рук наиболее часты: отсюда: весь этот акт в сущности не что иное, как психический рефлекс, ряд ассоциированных мыслей вызванных первым толчком к разговору и выразившийся движением, вытекающим логически из мыслей наиболее сильных.

Информация о работе Структура деятельности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева (действие, мотив, цель, сдвиг мотива на цель)