Структура деятельности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева (действие, мотив, цель, сдвиг мотива на цель)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:59, реферат

Описание работы

Внешние и внутренние компоненты деятельности. Действия и движения как слагаемые в структуре деятельности. Мотив – вектор, направляющий деятельность. Виды человеческой деятельности, их психологический анализ. Игра как особый вид развития человеческой деятельности. Психологические особенности вида деятельности – учения.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

 

 

8 Труд и профессиональная  деятельность человека как вид  человеческой деятельности 
Трудовая деятельность или труд - это целесообразная активность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов - его продуктов, которые полезны не только для конкретного субъекта деятельности, но и для общества в целом. Даже в тех случаях, когда человек делает что-то для себя лично, он использует в своей деятельности опыт других людей, применяя полученные от них знания. Иначе говоря, трудовая деятельность по своей природе социальна, что выражается в совместном производстве людьми общественно значимого продукта. Благодаря труду созданы все предметы материальной и духовной культуры человечества, построено современное общество. 
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности, которая обусловливает рост научно-технического прогресса и связанные с ним социально-экономические преобразования. Интеграция и дифференциация общественных структур, усложнение производства в ходе общественного развития приводят к разделению труда и росту специализации работников, одновременно определяя все большую зависимость их друг от друга. Это, в свою очередь, требует расширения контактов и общения, в которых планируется деятельность, происходит обмен её продуктами. В процессе взаимодействия между людьми опыт, накопленный человечеством, передается от предшествующих поколений последующим в виде знаний, способов деятельности, машин и оборудования, инструментов и приспособлений, которые относятся к категории средств труда. Последние очень разно-образны и подразделяются на вещественные и функциональные. Первые включают землю, полезные ископаемые, различные предприятия, средства для осуществления практических действий - ручных, машинных, автоматизированных (станки, машины, инструменты и т.д.), а так же для получения, передачи и переработки информации (компьютер, телефон, телеграф, книги, инструкции и пр.). Ко вторым - организм человека как субъекта деятельности (функции различных органов и систем, участвующих в осуществлении трудовых процессов); группы функционирующих в производстве людей, являющихся объектом управлении (выразительные средства их поведения и речи и другие). 
С трудовой деятельностью прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда, через которые опосредуется воздействие человека на предмет труда - сложную систему объектов, явлений, процессов и их взаимоотношений, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на рабочем месте, превращая их в тот или иной продукт. В большинстве профессий массового производства материальных ценностей (например, при конвейерных формах работы) предметы и продукты труда довольно жестко фиксированы документально. Некоторые виды трудовой деятельности, включающие ситуации неопределенности, допускают вариативные и эвристические нормы предмета и продукта труда. Например, в профессии водителя (пилота, штурмана-судоводителя, шофера и др.), когда основной целью и результатом деятельности человека является своевременный и безопасный рейс, часто осуществляемый в непредвиденной окружающей обстановке (в частности, в постоянно изменяющихся навигационных условиях). Кроме того, в предмете труда, как и в его целях, различают объективный (социальный) и субъективный (личностной) компоненты. И этот второй у мастера своего дела, вносящего в трудовой процесс элементы творчества, может быть по своим признакам богаче, чем в предписаниях, образцах и инструкциях, то есть имеет эвристический характер. 
Развитие технической мысли привело за последние десятилетия к созданию машин, воспринимающих, хранящих и перерабатывающих информацию. Этим облегчается доступ каждого человека к информационному фонду общества, создаются возможности для ускорения процесса потребления людьми знаний и тем самым для их умственного развития и совершенствования. Работая с электронно-вычислительными машинами, компьютерной техникой, человек не только расширяет систему знаний, но и приобретает навыки, связанные со сбором информации, с управлением машиной, с логикой организации деятельности. С каждым годом темпы научно-технического прогресса ускоряются, растет количество создаваемых человечеством орудий труда, усложняются способы их использования. Овладевая знаниями и навыками, необходимыми для успешной и эффективной деятельности в условиях механизированного и автоматизированного производства, оснащенного новыми технологиями, развивается сам человек, открывая перспективы дальнейшего неограниченного прогресса человеческого общества, изменяется содержание самого труда, появляются новые его формы (полуавтоматизированные, автоматизированные), растет многообразие профессий.

 

 

 

11.Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности

Иногда определенные действия нуждаются сначала в  детальной сознательной регуляции, а затем для их выполнения требуется  все меньшее участие сознания. Возникает навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность.

Умение — способность осознанно  и успешно выполнять определенное Действие способом, соответствующим  целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.В формировании навыка выделяют три этана: 1) аналитический (вычленение и овладение отдельными элементами действия); 2) синтетический (объединение .элементов в целостное действие); 3) этап автоматизации (упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения). Успешность овладения навыком зависит от количества повторений и причин объективного и субъективного характера (методики обучения, мотивации, эмоционального фона, утомления и т. д.). Если навык систематически не используется, наступает деавтоматнзация.

Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью. Отсутствие возможности совершать привычные действия вызывает неудовлетворенность, отрицательные эмоции. Привычки формируются: через подражание, в результате многократного повторения действия и через созидательные целенаправленные усилия.Основные виды деятельности и их развитие. Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Ее результаты оказывают определенное влияние, как на самого человека, так и на окружающий мир. В деятельности выражаетсяличность человека, и в то же время деятельность формирует личность. Уже в первые годы жизни у человека складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них являетсяигра — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых н отношений между ними, направленный на познаниеокружающей действительности.

Наступает время, когда  в жизнь человека входит особый вид деятельности - учение. Цель учения — освоение определенной информации, действий, форм поведения, подготавливающая человека к труду. Учение включает в себя: усвоение информации о значимых свойствах мира (продукт-знание); освоение приемов и операции, из которых складываются все виды деятельности (продукты-навыки); овладение способами использования усвоенной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт-умение).Учение подготавливает человека к труду — виду деятельности, направленному па удовлетворение потребностей человека, создание материальных и духовных ценностей и связанному с изготовлением и применением определенных орудий.В психологии используется термин «ведущая деятельность». Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновение идифференциация других видов деятельности.

12. Навыки и  их функциональные компоненты.

 Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. 
Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические, а также на: 
- двигательные (складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебе); 
- умственные (складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений и т.д.). 
Значение умений и навыков велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества. 
Функциональные компоненты навыка: 
1. Обученность, как чистая составляющая навыка (система реакции, координации и др.). 
2. Адаптация к конкретным условиям. 
В формировании навыка выделяются три основных этапа: 
1. Аналитический – первоначальное знакомство с движением и овладение отдельными элементами действий. 
2. Синтетический – объединение элементов в целостное действие. 
3. Автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение. 
Этапы формирования двигательных навыков: 
1. Осмысление навыка. (Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при по пытках выполнения действий.) 
2. Сознательное, но неумелое выполнение (Несмотря на интенсивную концентрацию, произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка). 
3. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка). 
4. Высокоавтоматизированный навык (точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия). 
5. Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок. 
6. Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4-го этапа. 
Таким образом, видно, что навык образуется в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий, причем по мере упражнения количественные изменения переходят в качественные. 
Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством). 
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и др. качества автоматизированного действия. 
Навык может быть сформирован через: 
- простой показ; 
- объяснение; 
- сочетание показа и объяснения. 
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыка можно отнести: число упражнений, их темп и распределение во времени, а также знание результатов. 
Причины, влияющие на продуктивность навыка: 
- объективные (конструкция оборудования, его состояние, условия работы); 
- субъективные: 
- физиологические (утомление, состояние здоровья); 
- психические (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамика навыка). 

13.Психологические  условия эффективного формирования  навыков.

Наиболее эффективные приемы действий вырабатываются в условиях общения людей, их совместной деятельности, путем широкой общественной проверки целесообразности данного способа действий в определенных условиях. Выработанные способы не остаются неизменными, а совершенствуются в связи с расширением опыта и знаний, достигнутых обществом. Возникновение новых общественных отношений, появление новых орудий производства, задачи повышения производительности труда приводят к разработке новых методов работы, соответствующих новым условиям. Выработанные методы передаются другим людям путем показа, объяснений, специально организованных упражнений, обучения. Формирование навыков есть овладение общественно выработанными способами осуществления трудовых действий людей. Необходимой предпосылкой его является ознакомление с тем, как нужно выполнить действие, которым надо овладеть. Знание способа действий не обеспечивает полноценного их выполнения, но оно обязательно для того, чтобы можно было овладеть действием, чтобы выработался навык. Частичное знакомство с действием происходит нередко задолго до того, как приходится обучаться ему, т. е. вырабатывать навык. Но такое ознакомление является только ориентировочным и недостаточно для формирования навыка. Необходимо полноценное знакомство с действием, со способом его выполнения, осуществляемое под руководством опытного лица, прежде всего педагога или инструктора. Задача руководителя в начальном периоде обучения действию заключается в том, чтобы путем объяснения и показа предстоящих действий и их объектов дополнить, углубить и систематизировать имеющиеся у ученика сведения, дать четкие знания о действии, которое надо освоить, о цели и характере упражнений. Необходимо также вызвать активный интерес к овладению навыком. В итоге этого обучающийся должен запомнить цели, условия и правила выполнения действий настолько, чтобы уметь самостоятельно вспоминать их во время упражнений. Важно также запоминать последовательность действий. За ознакомлением с действиями следует практическое овладение ими — выработка навыка. Формирование навыков происходит в процессе упражнения, которое всегда направлено на совершенствование способа выполнения действий.

14.Развитие  умений и их виды.

Умения относятся к  навыкам так же, как программа  действия к его реализации. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты реализации действий. Один из вариантов реализации в силу его наибольшей адекватности повторяющейся задаче может закрепиться и автоматизироваться, то есть стать навыком. Например, грамотный человек может написать свою фамилию пером, мелом, кистью, выбить зубилом на металле или выжечь на дощечке фокусированным солнечным лучом. Но когда тот же человек ставит свою подпись на документе, описанное выше умение выступает уже в форме навыка со всеми присущими ему чертами: скоростью, стереотипностью, автоматизированностью, экономностью движений. В структуре того же умения может иметь место и второй, а иногда более двух автоматизированных вариантов реализации программы действия. Например, художник подписывает свои картины кистью так же привычно, как ставит подпись пером на бумаге. Умение диспетчера вести служебные переговоры включает целый ряд навыков: моторные (оперирование тумблером или кнопкой переговорного устройства), сенсорные (например, различение речевых сообщений на фоне шума), речемоторные (регулирование громкости своего голоса в соответствии с чувствительностью микрофона) и другие.

Классификация умений, предложенная Е. А. Милеряном, включает следующие  их группы: познавательные, общетрудовые политехнические умения, конструктивно-технические, организационно-технологические и операционно-контрольные. Данная классификация позволяет сравнивать между собой 
различные профессии по преобладанию того или иного типа 
умений.

Ю.3. Гильбух предложил классификацию  умений в соответствии с основными этапами обработки информации оператором в системе «человек — машина». Он разделил все трудовые умения на три большие группы:

1) умения, используемые для приема  информации;

2) умения, необходимые для сохранения  и переработки информации;

3) умения, с помощью которых передается  переработанная информация.

К группе умений, используемых для  восприятия информации, относятся сенсорные, перцептивные и аттенционные.

Сенсорные умения служат для восприятия информации об отдельных свойствах предметов и явлений трудового процесса, а также о внутреннем, физиологическом состоянии организма самого работающего. Они основаны на различных ощущениях: зрительных, слуховых, осязательных, вибрационных, вкусовых и т. д.

Перцептивные умения используются для восприятия с помощью анализаторов целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их свойств и пространственно-временных характеристик. Эти умения составляют один из главных компонентов квалификации любого оператора, и прежде всего 
работающего за пультом управления автоматизированной системы. Возрастающая роль этих умений в трудовом процессе — одна из отличительных особенностей современного производства. Примеры перцептивных умений: распознание различных сигналов на экране радиолокатора, выделение нужных сигналов из шума при радиоприеме, определение «на глаз» величины предметов, расстояния до неподвижных и движущихся объектов и т. д.С перцептивными умениями органически связаны аттенционные. С их помощью организуется целенаправленное восприятие профессионально значимой информации. К этому типу умений относится умение распределять свое внимание на существенных элементах рабочей ситуации, умение долгое время сохранять состояние бдительности и быстро реагировать на возможныепоявления сигналов, умение переключать внимание с одного объекта на другой с оптимальной скоростью и в нужной последовательности.К группе умений, используемых для хранения и переработки информации, относятся мнемические, мыслительные и имажинитивные умения.

Мнемические умения оператора связаны с функционированием двух типов памяти: долгосрочной и краткосрочной (или оперативной), причем второй тип особенно характерен для деятельности диспетчера. Оперативная память используется для сохранения воспринятой информации в течение относительно короткого периода времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долгосрочной памяти.Примером использования мнемических умений, основанных на функционировании краткосрочной памяти, может служить быстрое запоминание оператором серии последовательно появляющихся сигналов для их последующего декодирования и анализа. Мнемические умения, основанные на функционировании долгосрочной памяти, используются для запоминания, длительного хранения и периодического воспроизведения различных профессиональных знаний, в частности сведений о характеристиках объектов управления, алгоритмов решения типичных задач и т. п.

Информация о работе Структура деятельности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева (действие, мотив, цель, сдвиг мотива на цель)