Стресс. Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Стресс(от англ. Stress — давление, нажим, напор...) - неспецефическая реакция (общая) организма на воздействие (физические или психологические), нарушающие его гемостаз, а также соответствующие состояния нервной системы организма (или организма в целом).

Содержание

Введение.
Немного из истории стресса.
Механизм стресса. Профессиональный стресс.
Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения.
Оптимальный уровень стресса.
Вывод.
Практическое задание.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

стресс.docx

— 50.14 Кб (Скачать)

В частности, С. Касл выделяет основные направления концепутуализации стресса в трудовой деятельности:

  • Создание перечней стрессогенных условий среды
  • Обновление понятия "стресс" с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне; стресс как "информирование" об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего
  • Определение "стресса" в терминах некоторых "базовых" поведенческих характеристик, например: отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению).
  • Попытки придать еще большую четкость понятию "стресс" с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории.

В более узкой  трактовке стресс - это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция и т.п. 
В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений "человек - среда", которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.

Причины низкой удовлетворенности  трудом: 
          1) Связанные с условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы. 
          2) Связанные с содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции). 
          3) Связанные с взаимоотношениями в группе; отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами. 
          4) Связанные с руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства. 
          5) Связанные с особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (особенно при относительно небольшом числе уровней в организации, когда особенно очевидна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу. 
          6) Связанные с заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в зарплате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.

Характеристика "желательных" условий труда:

  • Работа должна соответствовать "интеллектуальному запросу" работника, что ведет к его личной заинтересованности;
  • работа должна быть не слишком утомительной;
  • вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;
  • условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;
  • работа должна способствовать росту самооценки работника;
  • факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.

Купер и Маршалл  исследовали источники стресса "белых  воротничков" и выявили следующие  их группы:

Факторы профессионального  стресса, связанные с трудовой деятельностью:

    • слишком много работы (перегрузки);
    • плохие физические условия труда;
    • дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…);
    • необходимость самостоятельного принятия решения.

Факторы стресса, связанные  с ролью работника в организации:

    • ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства ("в том числе и "соблазн сачкануть во время работы" - Н.П.);
    • ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать…
    • ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей - более стрессогенна;
    • слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе);
    • малая степень участия в принятии решений в организации.

Факторы стресса, связанные  с взаимоотношениями на работе:

    • взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;
    • трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

Факторы, связанные  с деловой карьерой:

    • два основных стрессогенных фактора: профессиональная "неуспешность", боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры;
    • отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);
    • несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

Факторы, связанные  с организационной структурой и  психологическим климатом:

    • неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
    • ограничение свободы поведения, интриги и т.п.

Внеорганизационные источники стрессов:

    • Основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и домом, таким образом, сам менеджер "нуждается в социальной поддержке для борьбы с "подводными камнями" семейной жизни"); перенесение кризисов из одной ситуации в другую. Ряд авторов считают, что идеалом для руководителя является схема: "Работающий, пробивающий себе дорогу муж - заботливая жена" (где жена - как "группа поддержки"). Другой вариант семьи руководителя: "Две карьеры с акцентом на полное разделение и невмешательство".
    • Мобильность менеджера - ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). Интересно, что по данным специальных исследований (опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужа-менеджера часто связан с тем, насколько успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и, как следствие, меньше попрекает своего мужа.
    • Различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; "ригидные" больше реагируют на неожиданности, идущие "сверху", от начальства; "подвижные" чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие…

Основные направления  управления производственным стрессом:

  1. Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника.
  2. Построение "мостов" между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже "возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)".
  3. Повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений).
  4. Самое главное - создание в организации благоприятного социально-психологического климата.

Проблема  контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения.  

Термин "конфликт" имеет множество различных определений. В управленческой науке конфликт рассматривается как отсутствие согласия между двумя или более  сторонами. Субъектами конфликта могут  быть отдельные люди, малые группы, или целые коллективы.

В научной литературе выделяются различные подходы к  сути и оценке конфликта. С точки  зрения авторов, принадлежащих к  школе научного управления, основанной на теории бюрократии Вебера, конфликт - негативное явление в управленческой деятельности.

Конфликтов следует  избегать, если они появляются - разрешать  немедленно. Данный подход к конфликту  опирался на представление об организации, как совокупности определенных задач, процедур, правил взаимодействия должностных  лиц и разработанной рациональной структуры.

Подобные механизмы  устраняют условия для возникновения  конфликтов и ведут к бесконфликтному  разрешению проблем.

Авторы, принадлежащие  к школе "человеческих отношений", также считали, что конфликта  можно и необходимо избегать. Они  допускали возможность появления  противоречий между целями отдельных  личностей и целями организации, возможностями одного лица и различными группами руководителей и т.п. Но с точки зрения концепции "человеческих отношений" конфликт является признаком  неэффективной деятельности организации  и плохого управления.

Современный подход к сущности конфликта рассматривает  его как неизбежный, и даже в  некоторых случаях необходимый  элемент деятельности организации. Нередко конфликт имеет отрицательный  характер. Иногда он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и  достижению целей организации в  целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек  зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число  альтернатив или проблем. Это  делает процесс принятия решения  группой более эффективным, а  также дает возможность людям  выразить свои мысли, удовлетворить  свои личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, так  как обсуждение различных точек  зрения на эти документы происходит до их фактического исполнения.

Итак, конфликт может  быть функционален и вести к повышению  эффективности в организации. Или  он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для управления конфликтом необходимо выяснить возникновение конфликтной ситуации.

В научной литературе выделяются различные виды конфликтов. Например, Мескон, Альберт, Хедоури различают четыре основных вида конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт - особый вид конфликта. Одна из самых распространенных его форм - ролевой конфликт. Его суть состоит в том, что человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Также подобный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями человека. Кроме того, внутриличностный конфликт, возможно, является ответом на перегрузку в работу или малую нагрузку.

Информация о работе Стресс. Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения