Стресс. Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Стресс(от англ. Stress — давление, нажим, напор...) - неспецефическая реакция (общая) организма на воздействие (физические или психологические), нарушающие его гемостаз, а также соответствующие состояния нервной системы организма (или организма в целом).

Содержание

Введение.
Немного из истории стресса.
Механизм стресса. Профессиональный стресс.
Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения.
Оптимальный уровень стресса.
Вывод.
Практическое задание.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

стресс.docx

— 50.14 Кб (Скачать)

Содержание: 

  1. Введение.
  2. Немного из истории стресса.
  3. Механизм стресса. Профессиональный стресс.
  4. Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения.
  5. Оптимальный уровень стресса.
  6. Вывод.
  7. Практическое задание.
  8. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Стресс(от англ. Stress — давление, нажим, напор...) - неспецефическая реакция (общая) организма на воздействие (физические или психологические), нарушающие его гемостаз, а также соответствующие состояния нервной системы организма (или организма в целом).

Так звучит одно из определений  стресса. Что такое стресс? Каждый человек испытывал его, все говорят  о нем, но почти никто не берет  на себя труд выяснить, что же это  такое...

В наши дни много  говорят о стрессе, связанном  с административной или диспетчерской  работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Большинство  людей никогда не задумывались над  тем, есть ли разница между стрессом и дистрессом.

Что это — усилие, утомление, боль, страх, необходимость  сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий  к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос — и да, и  нет. Вот почему так трудно дать определение  стресса.

В своей работе поставил цель раскрыть понятие стресс, его  механизм воздействия на человека, методы предупреждения и управления стрессом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Немого  из истории Стресса.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь  стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения. Только 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследованиями была обнаружена сходная реакция у людей, получившие обширные ожоги. «Стресс есть неспецифицеский ответ организма на любое предъявление ему требования... Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимые от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса» Г.Селье «Стресс жизни».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Механизм  стресса. Профессиональный стресс.

Чтобы лучше понять, что такое "стресс", важно разобраться, что не является стрессом. Стресс - это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с "эмоциональными раздражителями"). Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен". Стресса не следует избегать: "…всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление…". "В обиходной речи, когда говорят, что человек "испытывает стресс", обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс…".

Бизнесмен, испытывающий постоянно давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимание — это сотни погибших; спортсмен, жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все  они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские  исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми  биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к «человеческой машине», этот механизм рассмотрим подробнее.

Факторы вызывающие стресс — стрессоры, различны, но они  пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса.

Природа умна. Она  наделила нас множеством механизмов, помогающих выжить. И когда во внешнем  мире возникает конфликтная ситуация, требующая быстрой реакции, они  немедленно приводятся в действие. Это происходит независимо от нашей  воли, подсознательно, и мы не в состоянии  контролировать этот процесс, да чаще всего мы просто не подозреваем о  существовании этих механизмов. Как  считает д-р Дж. Мейсон общим знаменателем всех стрессоров активацию «физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом». У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — практически самый частый стрессор.

По команде мозга, в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышается артериальное давление и  содержание сахара в крови. Перераспределяется кровоток: приток крови к мозгу  и конечностям увеличивается, а  к органам пищеварения и коже уменьшается. Дыхание учащается  и становится поверхностным, при  этом задействуются в основном верхушки легких. Резервы жира и сахара начинают активно тратиться, давая дополнительную энергию. Все эти многочисленные изменения, которые чаще всего нами не осознаются, приводятся в действие для того, чтобы обеспечить мышцы  кислородом и питательными веществами, позволяя развить максимальное мышечное усилие - сильнее ударить или скорее убежать.

Этот механизм работает одинаково как для животных, так  и для человека. И в данном случае такие эмоции, как гнев или страх, биологически оправданны. Они подготавливают организм к необходимому действию, мобилизуют все его ресурсы, чтобы  вступить в драку или спастись бегством. Наши предки выживали и побеждали  именно благодаря этим механизмам - мгновенно взбирались на дерево, спасаясь от пещерного медведя или, сжав в  руке тяжелый каменный топор, кидались на разъяренного саблезубого тигра.

Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии дурака-начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником-дураком). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.

Во всех этих и  подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства  в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом  главном - в справедливой оплате его  труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать  себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным  гражданином и личностью. Все  это, в итоге, создает базу и для  стресса, и для фрустрации, и для  глубочайшего внутреннего кризиса  работника. Конечно, частично такой  работник может успокоить себя тем, что "важны не деньги, а сам  процесс труда" или "ощущение того, что твой труд полезен людям, даже безотносительно того, насколько  люди благодарят работника". Но в  глубине души ущемленный в зарплате работник все равно сохраняет  обиду (если у него еще осталось хоть какое-то достоинство). И эта обида, которая должна быть направлена на тех, от кого зависит оплата труда, направляется на самого работника (согласно механизму  образования дистресса, разрушающего самого человека).  
Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: "Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью". Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) - это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

Основные виды профессионального  стресса (дистресса):

  • Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
  • Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
  • Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Выделяются также  стрессовые сценарии и различные  варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:

  • в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
  • в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);
  • в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".

Техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса. Основные правила поведения в условиях стресса:

  • наблюдать за самим собой;
  • искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении");
  • перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься);
  • задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Основные проявления коммуникативного профессионального  стресса:

  • раздражительность в деловом общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, часто "собака громко лает от страха" - Н.П.); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п.
  • коммуникативная агрессия (главная причина - стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенный (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки ярости); направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

Стресс нередко  возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения  собеседника, либо объяснить ему  недопустимость его темпа в общении  с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения. 
Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь - несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека. 
Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто "блокирует" творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще "бояться жить"… 
Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих "конкурентов". "Человек, отдающий себя конкурентной гонке", начинает жить "не своей жизнью": он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только "нужные" люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина…", - пишет Н.В. Самоукина. Проблема таких людей в том, что они имеют "только одну цель" - карьеру, успех в конкуренции (сами себя обворовывают, т.к. жизнь и человеческие отношения - намного богаче). Таким людям предлагается хороший совет: желательно "выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде"… "Ловушка конкуренции" выражается в том, что многие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на "вершине" (часто это - разочарование, зависть и одиночество…). 
Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения наступает состояние "обессмысливания" того, что осуществилось… 
Особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула "Все зло от больших денег" действительно срабатывает, но… если они приходят неожиданно и, главное, - незаслуженно. Количество денег (много их или мало) - относительно. Добавим к этому то, что у каждого существует как бы свое, "запрограммированное для него Судьбой количество денег и богатства", хотя с этим можно и поспорить, т.к. это очень распространенное обоснование существующей несправедливости. 
Люди, привыкшие к большим деньгам, постепенно привыкают и к тому, что "все продается и покупается", но это - "прекрасная" основа личностной деградации. Проблемы (для богатого) начинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, не каждая женщина "продается", да и вообще, возможно ли "покупать" любовь, если это действительно настоящая любовь?..). И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими "покупками", сам стремится оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что еще больше усугубляет его личностную деградацию. В современной РФ обладание большими деньгами осложняется еще и тем, что родители нынешнего богача жили более скромно и естественно (а часто и его собственное детство проходило на фоне более человечных взаимоотношений). Поэтому часто богач бывает обречен на одиночество и постоянный страх за свои капиталы (не только перед "мафией", но и перед своими завистливыми близкими…). 
В современных зарубежных подходах к исследованию стресса в труде предпринимаются попытки по-новому осмыслить это явление. С.Касл отмечает, что в настоящее время внимание к теме стресса в труде несколько уступает таким проблемам как качество трудовой жизни, безработица, факторы риска и др.

Информация о работе Стресс. Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения