Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:05, реферат
Понятие стресса довольно обширно. Оно с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость -- в неопределенности, расплывчатости границ. А это всегда чревато утратой существа явления, появлением неразберихи в использовании самого термина, возникновением неоправданных дискуссий по поводу его сущности.
Вопросам теоретических оснований и регуляции эмоциональных состояний при воздействии стрессогенных факторов посвящена сегодняшняя лекция.
Введение 2
1. Понятие об эмоциональном стрессе 3
2. Стресогенные факторы и типы реагирования. 7
3. Регуляция психических состояний 10
Заключение 14
Используемая Литература 15
Содержание
Введение 2
1. Понятие об эмоциональном стрессе 3
2. Стресогенные факторы и типы реагирования. 7
3. Регуляция психических состояний 10
Заключение 14
Используемая Литература 15
Понятие стресса довольно обширно. Оно с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость -- в неопределенности, расплывчатости границ. А это всегда чревато утратой существа явления, появлением неразберихи в использовании самого термина, возникновением неоправданных дискуссий по поводу его сущности.
Вопросам теоретических
Очевидно, впервые термин «стресс», означающий не что иное, как напряжение, упоминается в 1303 году в стихотворении Роберта Машшпга Handlying Synne:
«И эта мука была манной небесной,
которую Господь послал людям, пребывающим
в пустыне сорок зим и
Г. Селье (1982) полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Имеется и точка зрения, что слово «стресс» произошло от латинского stringere -- затягивать. Как бы то ни было, в самом слове не содержится ничего нового для обозначения состояний человека. Новым был тот смысл, который в него вложил Селье.
В законченном виде учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г. Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты. Так, У. Кеннон в 1914 году описал нейроэндокринный феномен, который он назвал реакцией «бегства--защиты». Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Сама реакция рассматривается Кенноном как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее.
Как указывает А. А. Виру (1980), в отдельных
работах отечественных ученых раскрыты
механизмы неспецифической
Чем более модным становилось понятие «стресс», тем больше Селье отходил от первоначального понимания этого феномена. Эта эволюция его взглядов хорошо показана в работе В. Я. Апчела и В. Н. Цыгана (1999), поэтому я воспользуюсь их описанием.
Авторы отмечают, что Г. Селье трактует понятие «стресс» по-разному. Если в его первых работах под стрессом понималась совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой защитных систем организма, то в более поздних работах под стрессом стала пониматься неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т. е. произошло упрощение этого феномена и соответствующего ему понятия. Очевидно, как и другие ученые, Селье не устоял перед соблазном создать «всеобъемлющее и единственно правильное» учение, тем более что критики его первоначальной концепции усиленно подталкивали его к этому (то он не учел роль центральной нервной системы, то психического фактора, то мышечной нагрузки при занятиях спортом).
Первоначально Селье и его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Поэтому традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих угрозу для организма. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химический, термический, физический) и имеющим определенные стадии:
реакция тревоги, во время которой
сопротивление организма
стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;
стадия истощения, в которой
выявляется несостоятельность защитных
механизмов и нарастает нарушение
согласованности жизненных
Ведущую роль в развитии общего адаптационного синдрома, по мнению Селье, играет эндокринная система, в частности гипофиз.
Важно отметить, что на первых этапах создания учения о стрессе Селье подчеркивал, что возникают не только функциональные изменения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые изменения, т. е. серьезные заболевания. И этому есть много доказательств, когда в результате психической травмы у человека возникает патология внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний.
Эти примеры показывают слабые места в первоначальной позиции Селье -- отрицание ведущей роли центральной нервной системы в генезисе стресса, на чем настаивали отечественные ученые, проповедовавшие идею центризма.
Постепенно по мере изучения стресса Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. Этому во многом способствовали работы ученых, обобщавших опыт Второй мировой войны. В публикациях все чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс». Это привело к размыванию понятия «стресс», так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции с сопутствующими им физиологическими механизмами (Китаев-Смык, 1983).
Это привело к смешению психофизиологического и физиологического подходов к изучению стресса.
Первым попытался разграничить
физиологическое и
На финальной стадии разработки своего учения Г. Селье стал говорить о двух видах стресса -- дистрессе, связанным с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу этих понятий вошли все физиологические явления, включая и сон. Так, Селье пишет, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс и что полная свобода от стресса означает смерть. Как отмечает Ильин «такое толкование означает смерть самого понятия «стресс».
Естественным становится стремление
исследователей найти какие-то границы
стресса как психического (эмоционального)
напряжения. По мнению Л. Леви (1970), эмоциональный
стресс можно рассматривать как
участок своеобразного
В стрессовом состоянии, как отмечают С. Майер и М. Ланденслагер, в организме вырабатывается гормон кортизол, который способствует появлению дополнительной энергии (за счет расщепления белков) и поддерживает уровень артериального давления. Однако он ослабляет иммунитет, т. е. невосприимчивость к инфекционным заболеваниям. Отсюда в состоянии стресса или после него люди часто заболевают простудой, гриппом и т. п. (рис. 1).
Рис. 1. Стресс и вирусы, вызывающие простудные заболевания.
На диаграмме представлена зависимость
количества испытуемых, заболевших простудой
после преднамеренного
В связи с этим говорить о том, что стресс полезен для организма, вряд ли правомерно, если иметь в виду действительно угрожающий уровень эмоционального напряжения, а не уровень, находящийся в пределах нормы и не представляющий никакой опасности. Однако стресс не следует ограничивать и рамками патологии, на что обращают внимание В. Я. Апчел и В. Н. Цыган.
В общем виде причиной стресса, по А. Уэлфорду, является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям, например при высокой эмоциональной насыщенности деятельности, т. е. большом количестве эмоциогенных ситуаций (Витт, 1986). По П. Фрессу (1975), стресс также могут вызывать личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения.
Возникает вопрос: какие сдвиги можно считать стрессовыми, а какие нет?
В. Л. Марищук полагает, что стрессом можно назвать лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исходных показателей). Следует все же признать, что любая установленная исследователями граница будет условна, так как нельзя забывать, что стресс -- это напряжение, а последнее имеет только степень выраженности. Ученые же пытаются придать стрессу как эмоциональному состоянию определенную модальность, качественное специфичное содержание, что, с моей точки зрения, не корректно. Ведь сильное эмоциональное напряжение (возбуждение) может быть и при гневе, и при ужасе, и при горе, и при экстазе. (В связи с этим не вполне понятна попытка В. В. Суворовой отделить стресс от эмоции, когда она пишет; «В отличие от эмоций стресс -- это чрезвычайное состояние».
Все эти состояния различны по качеству
переживаний, но сходны по их степени.
Такие переживания приводят к
появлению общего адаптационного синдрома,
поскольку сильное
Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы.
Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает
в ситуациях значительных информационных
перегрузок, когда человек не справляется
с задачей переработки
Возникновение эмоционального стресса связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный.
При эмоциональном стрессе
Следует подчеркнуть, что подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональны стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущим. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации. Очень часто в результате ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева. В свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации. В большинстве работ психический и эмоциональный виды стресса отождествляются.
Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический.
Например, перед выходом космического корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана билось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта -- Э. Армстронга -- достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77, Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта -- Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энергосистемы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту.
Подобные физиологические
Таким образом, психический стресс
можно охарактеризовать как состояние
организма, возникающее в процессе
взаимодействия индивида с внешней
средой, сопровождающееся значительным
эмоциональным напряжением в
условиях, когда нормальная адаптивная
реакция оказывается
Информация о работе Стресс и регулирование эмоционального состояния