Стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 20:39, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных стратегий поведения индивидов в конфликтных ситуациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть сущность и содержание конфликта
2.Определить способы управления конфликтами
3.Рассмотреть основные виды стратегий поведения в конфликте

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и содержание конфликта………………………………5

Глава 2. Основные виды стратегий поведения в конфликте………………13

Заключение…………………………………………………………………….22

Список использованной литературы………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

раб.docx

— 98.98 Кб (Скачать)

     Структурные характеристики конфликта, являясь  его необходимым компонентом, в  то же время не дают возможности  прогнозировать развитие конфликта.

    Конфликт  имеет следующие фазы:

    1. Конфронтационная (военная) стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспечение собственного).

    2. Компромиссная (политическая)стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая сторона пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).

    3. Коммуникативная (управленческая)выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы (консенсус), и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения сообщества, различия (либо правовой запрет на тот или иной интерес и его уголовное преследование, корпоративный запрет, грозящий нарушителям административным наказанием, либо изменение законодательства, системы фирменных инструкций, дающее или запрещающее право на тот или иной интерес, различие) [8, с. 64].

     Любой конфликт имеет свои последствия. Так, возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них  заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который  приемлем для всех сторон, и в  результате люди будут больше чувствовать  свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений – враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом. Кроме того, конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

     С другой стороны трудно избежать и  дисфункциональных последствий: неудовлетворенность, меньшая степень сотрудничества в будущем, сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами, представление о другой стороне как о «враге», сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между конфликтующими сторонами, смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы [2, с. 82]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные виды стратегий поведения в конфликте 

     На  поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности  характера, типичные эмоциональные  реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной  стороны. Это позволяет им расширить  сферу применяемых тактик и стилей поведения с «коррекцией» на особенности  оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной  мере взаимообусловленными, что позволяет  оказывать на них влияние.

     При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации [3, с. 93].

    Управление  конфликтом - это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, то есть,  управлять конфликтом — значит обеспечивать ему максимальную возможность для саморегулирования и содействие выходу из кризисов в следующую фазу.

    Хотя  точнее было бы считать конфликт не управляемым, а саморегулирующимся (и пока он не перейдет в последнюю  фазу, он не уничтожим, так как не ликвидированы осознанные субъектами различия интересов и ценностей). И следовательно, если строго следовать существующим определениям «управления», то конфликт «неуправляем». Но в разных фазах его развития возможны действия, способствующие его бескризисному развитию (обеспечивающие его), что мы и можем условно считать управлением [11, с. 133].

     Различают структурные (организационные) и межличностные  способы управления конфликтами.

     1. Четкая формулировка требований.

     2. Использование координирующих механизмов.

     3. Становление общих целей, формирование  общих ценностей. 

     4. Система поощрений.

     Работа  с конфликтами, конечно, не исчерпывается  перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены  и другие эффективные организационные  методы управления конфликтами  [10, с. 13].

     Управление  конфликтами включает и межличностные  способы разрешения конфликтных  ситуаций.

     Участники конфликтной ситуации оказываются  перед необходимостью выбора одной  из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах:

     1. Путь «борьбы», направленный на  то, чтобы всеми доступными средствами  добиться желаемого.

     2. Уход от конфликта.

     3. Ведение переговоров с целью  найти приемлемое решение возникшей  проблемы [1, с. 157].

     Каждая  из этих возможностей предполагает соответствующие  стратегии поведения участников конфликта. Для описания стратегий  и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К.У. Томаса и Р.X. Килменна, которая была разработана ими в 1972 г.

     В своем подходе К. Томас делал  акцент на изучении конфликтов и их явлений, которые заключались на создании некоего бесконфликтного  пространства, а не на умелом пользовании  конфликтами. Он находил положительное  в конфликтах, а не только негативное, как другие исследователи. Соответственно, К. Томас считал нужным сконцентрировать свое внимание на изучении, сопровождающих конфликты, явлениях [12, с. 36].

     Соответственно его подходу, стиль в поведении вырабатывается на основании той меры, по которой человек стремится удовлетворить потребности и личные интересы.

     Если  пользоваться прямоугольной мерой  системой координат, то мы получим сетку  Томаса-Килменна. Полученная сетка  позволит определить место и название для каждой стратегии, которая помогает разрешить конфликт. На абсциссе фиксируется  уровень направления интересов  других людей, которые оказались  вовлечены в конфликтную ситуацию, а на ординате, показываем уровень  направления на свои личные интересы.

     Проводя анализ конфликта именно на основании  этой модели, надо учитывать три  обстоятельства: cодержание, ценность, личные особенности характера.

     Главенствующее  место в оценке модели поведения  личности занимают межличностные отношения  со стороной, которой он противостоит. Если ценности для соперника не имеют  никакого значения, то конфликт получится  деструктивным. И, наоборот, повышенная ценность межличностных отношений  приводит к компромиссу, а то и уходу от конфликта [5, с. 95].

     Уклонение (избегание, уход). Такой стиль, как  уход из конфликта или избегание, тесно связан с желанием и кооперированием. В такой ситуации, человек занимает позицию сторонения от конфликтных  ситуаций. Это происходит, когда  нет желания тратить силы на то, что не интересно. Применения этого  стиля означает возможность развития, а не застоя. Но, это может означать и неприятие.

     Стратегия уклонения (избегания) обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая  проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с  кем не сотрудничает для выработки  решения и не вовлеченность в  него не отражается на развитии конфликта, либо сторона просто не желает тратить  время и силы на решение проблемы. Это стиль наиболее эффективен в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью. [6, с. 154]

     При анализе данной стратегии важно  учитывать два варианта ее проявления:

  1. когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
  2. когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

     В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются [9, с. 103].

     Сотрудничество. Стиль сотрудничества отличается тем, что тут фигурирует высокая вовлеченность, сильное желание одержать верх. Те, кто выбирают такой стиль поведения при конфликте, оказываются очень динамичными личностями. Сотрудничество - наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Его преимущество в том, что стороны находят наиболее приемлемое решение, превращающее их из оппонентов в партнеров. Он означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. При таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников. Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему [1, с. 58].

     Как правило, такой подход способствует успеху в делах и личной жизни. Однако такая стратегия требует  умения объяснить свои решения, выслушать  другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным [3, с. 178].

     Стратегия сотрудничества включает в себя все  другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии  в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в  большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений  между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как  демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации [12, с. 93].

     Уступчивость, приспособление.  Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится  уйти от конфликта. Но причины «ухода»  в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а  оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию  уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

     Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией принуждения, заключающейся  в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных  отношений. В отличие от стратегии  борьбы в стратегии уступки приоритет  отдается межличностным отношениям.

     Стратегия приспособления означает, что стороны  действуют совместно, но при этом пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы  и восстановления нормальной рабочей  обстановки. Специалисты считают, что  иногда это - единственный способ разрешения конфликта, так как к моменту его возникновения нужды другого человека могут оказаться более жизненно важными, или его переживания - более сильными. В таком случае одна из сторон жертвует собственными интересами в пользу другой стороны. Но это также не означает, что необходимо полностью отказаться от своих интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти [1, с. 67].

     При анализе данной стратегии следует  учитывать некоторые моменты:

Информация о работе Стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях