Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 20:39, реферат
Целью данной работы является изучение основных стратегий поведения индивидов в конфликтных ситуациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть сущность и содержание конфликта
2.Определить способы управления конфликтами
3.Рассмотреть основные виды стратегий поведения в конфликте
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и содержание конфликта………………………………5
Глава 2. Основные виды стратегий поведения в конфликте………………13
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и содержание конфликта………………………………5
Глава 2. Основные виды стратегий поведения в конфликте………………13
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...24
Введение
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми.
Основу конфликтных ситуаций на предприятии составляет столкновение интересов, мнений, целей, различных представлений о способе их достижения. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от определенных факторов
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения. Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Целью данной работы является изучение основных стратегий поведения индивидов в конфликтных ситуациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
По
данной тематике существует большое
количество разнообразной литературы.
Сущность и содержание конфликта
хорошо рассмотрена в работах
Анцупова А.Я., Бородкина Ф.М., Дмитриева
А.В., Здравомыслова А.Г., Ильина В.И., Свеницкого
А.Л. Основные виды стратегий поведения
в конфликте достаточно полно представлены
в книгах Александровой Е.В., Бойко В.В,
Карташева С., Скотта Дж., Шороховой Е.В.
Глава
1. Сущность и содержание конфликта
В
психологии конфликт определяется как
связанное с отрицательными эмоциональными
переживаниями столкновение противоположно
направленных, несовместимых друг с
другом тенденций, отдельно взятого
эпизода в сознании, в межличностных
взаимодействиях или
Таким образом, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения [2, с. 7].
Исследователи дают широкий сектор классификаций конфликтов. Так, например, конфликты могут быть:
В самом общем виде конфликты, возникающие в организации, могут быть вызваны следующими тремя группами причин, обусловленных:
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.
Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе.
Структура конфликта включает:
1. конфликтные отношения;
2. конфликтные противоречия;
3. конфликтные причины;
4. участники конфликта;
5. объект и предмет.
Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта. Конфликтные противоречия - основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противоположных интересов, устремлений, потребностей. Причины конфликта - те условия, которые привели к обострению противоречий, возникновению конфликта. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов [13, с. 60].
Участников
конфликта часто называют сторонами
или противоборствующими
Выделяют такую характеристику участника конфликта, как его ранг. Ранг — это уровень возможностей участника по реализации своих целей в конфликте, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт. В число участников конфликта входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели, пособники и организаторы. Подстрекатель — лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. Организатор — лицо или группа, планирующие конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников, и др. [4, с.107].
Одним
из непременных элементов
Предмет конфликта - это воображаемая или объективно существующая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство. Предметом конфликта может быть конкретная возможность (одна должность, на которую претендуют два человека, или одна путевка в санаторий), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил. Предмет конфликта, как правило, связан целями конфликтующих сторон, однако, не все цели в конфликте связаны с предметом конфликта [5, с. 158].
Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии:
1. 1-я стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженности в отношениях;
2. 2-я стадия - обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтации;
3. 3-я стадия - конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;
4. 4-я стадия - разрешение конфликта;
5. 5-я стадия - постконфликтная стадия, новое содержание отношений между участниками конфликта [2, с. 23].
Немаловажное
значение в изучении конфликтов играет
понятие конфликтная ситуация. В
большинстве современных
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация может сложиться объективно помимо воли и желания потенциальных противоборствующих сторон, а может быть вызвана или создана одной стороной или обеими. Каждая ситуация имеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительности событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждая сторона), в соответствии с которым субъект начинает действовать в конфликте. Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. Осознание конфликта всегда несет в себе элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным. Искажения в восприятии могут быть весьма значительными. В этой связи специалисты выделяют понятия «частично понятого» и «ложного» конфликтов [7, с. 47].
В
частично понятом конфликте оценка
сторонами ситуации существенно
расходится с реальным положением дел
(преувеличиваются или преуменьшаются
масштабы возникшей проблемы). В
ложном конфликте объективная
Разные люди оценивают одну и ту же ситуацию и реагируют на нее по-разному, порой прямо противоположно. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Второй – это конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. Третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом [4, с. 114].
Информация о работе Стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях