Стратегическая семейная терапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:09, доклад

Описание работы

Эта книга предназначена для терапевтов, желающих освоить конкретные методы решения человеческих проблем, и для преподавателей, желающих обучать конкретным навыкам. Наш терапевтический метод сосредоточивается на решении предъявленных проблем в контексте семьи клиента. Но дело здесь не в методе, а в том, чтобы найти для каждой проблемы, для каждой отдельной ситуации особый подход. Задача терапевта - четко сформулировать предъявленный симптом и построить свое вмешательство в социальную ситуацию клиента таким образом, чтобы изменить этот предъявленный симптом. В этой книге главное внимание уделяется проблемам, как и в других подходах, ориентированных на симптомы, но в отличие от этих подходов мы придаем особое значение социальному контексту человеческих проблем.

Содержание

Терапия, решающая проблемы
Проведение первого сеанса
Этапы первого сеанса
Предписания
Власть и организация
Неисправно функционирующая иерархия и семья
Психотерапевтическая проблема
Указания по супружеской терапии
Оценка результатов
Стадии развития и связанные с ними способности
Источники материалов

Работа содержит 1 файл

Стратегическая семейная психотерапия!.docx

— 107.64 Кб (Скачать)

Власть  и организация

Наблюдая за людьми, имеющими общую  историю и общее будущее, можно  заметить, что их взаимодействие организовано определенным образом. Если существует обобщение, приложимое к людям и  другим животным, то оно звучит так: все существа, способные к обучению, вынуждены организовываться. Организовываться означает следовать закономерным, повторяющимся  способам поведения и существовать в иерархии. Существа, участвующие  в организации, формируют лестницу статуса или власти, в которой  у каждого существа есть свое место  в иерархии, есть вышестоящие и  нижестоящие. Хотя в группах более  чем одна иерархия, в зависимости  от функций, ее существование неизбежно, потому что организация по природе  своей иерархична. Если группа пытается организоваться на основе равного статуса  ее членов, то, по мере развития организации, некоторые из них становятся более  равными, чем другие. 
Прежде чем продолжить дальнейшее обсуждение иерархии, может быть, лучше всего прояснить недопонимание, которое может возникнуть, когда речь идет о власти и иерархии. Хотя человек должен принять существованиеиерархии, это не означает, что он должен принять какую-то конкретную структуру или конкретную семейную иерархию. 
Важно, чтобы терапевт не путал существование несправедливой иерархии со стратегией ее изменения. Если он видит, что ребенка в семье подавляют, это не означает, что он должен объединиться с ребенком против родителей, чтобы его "спасти". Результатом может быть еще более несчастный ребенок и еще более несчастные и жесткие родители. Прямо нападая на родителей, терапевт может чувствовать, что его действия морально оправданы, но целью терапии является не моральное оправдание терапевта, и обычно за это нападение расплачивается ребенок. Наивно нападать на родителей просто потому, что они имеют власть и являются частью эстблишмента, и это легко может привести к провалу терапии. 
Все высшие животные не только формируют иерархические организации, важно также заметить, что иерархия поддерживается всеми ее участниками. Существа более высокого статуса поддерживают этот статус своими действиями, но существа более низкого статуса тоже будут подкреплять иерархию своими действиями, если существа более высокого статуса не подкрепляют свой статус. Когда животное или человек нарушают этот порядок, иерархия восстанавливается групповыми усилиями, и нижестоящие также активны, как и вышестоящие. (Сотрудничество нижестоящих с вышестоящими часто вызывало отчаяние революционеров). 
Семья как иерархия включает в себя людей разных поколений, с разными интеллектуальными способностями и разным уровнем умений. Самая элементарная иерархия связана с линиями между поколениями. Чаще всего есть три поколения: бабушки и дедушки, родители и дети. Эти три поколения можно упрощенно представить как три уровня власти или статуса. В традиционной семье, как это все еще можно видеть в Азии, самый высокий статус и самая большая власть принадлежит бабушке и дедушке; родители на втором месте, а дети имеют самый низший статус. В западном мире, особенно в наше время, время резких социальных изменений, статус и власть бабушек и дедушек стали меньше. Поскольку бабушки и дедушки проживают отдельно, то власть часто принадлежит родителям, а бабушки и дедушки перешли в положение консультантов, если не стали совсем лишними. У специалистов-профессионалов есть тенденция заменять бабушек и дедушек в позиции авторитетов. 
Тем не менее, каждая семья в любом случае должна иметь дело с вопросами организации в иерархию, и в ней должны быть выработаны правила, указывающие, кто будет иметь высший статус и власть, а кто будет находиться ниже. Когда индивидуум проявляет симптомы, то иерархическое устройство организации запутано. Путаница может возникнуть из-за многозначности, так что ни один не знает точно, кто находится с ним на одном уровне, а кто выше. Оно может быть запутано потому, что один из членов семьи постоянно вступает в коалицию с кем-то из вышестоящих против члена семьи одного с ним уровня, нарушая тем самым основные правила организации. 
Когда положение членов организации в иерархии запутано или неясно, начинается борьба, которую наблюдатель охарактеризовал бы как борьбу за власть. Наблюдатель, придерживающийся теории присущей человеку агрессии или потребности во власти, мог бы сказать, что в борьбе за власть они удовлетворяют свои внутренние побуждения. Тем не менее, полезнее было бы охарактеризовать эту борьбу как попытку прояснить или выработать позиции в иерархии организации. Когда у ребенка приступы упрямства, и он не слушается маму, эту ситуацию можно описать как неясную иерархию. В таком случае мать часто показывает, что она главная, и в то же время обращается с ребенком как с равным, так что иерархия запутывается. Существуют разные объяснения, почему мать ведет себя так противоречиво. Можно сказать, что у нее нарушено мышление, если она выдает противоречащие друг другу сообщения. Например, если она спрашивает у ребенка, как его дисциплинировать, она ведет себя как главная, ставя во главе ребенка. Если терапевт берет за единицу более широкую группу, чем только мать и ребенок, он может заметить, что ребенок в коалиции с кем-то из вышестоящих в семье, например с отцом или с бабушкой, и поэтому у ребенка больше власти, чем у матери. Формально мать главная, так как она является родителем, но она должна просить у ребенка разрешения, чтобы дисциплинировать его, потому что у него есть власть. Включение более широкого межличностного контакта предлагает новые объяснения того, почему люди делают то, что они делают. 
Если существует фундаментальное правило социальных организаций, то оно таково: в организации возникают проблемы, когда существуют коалиции, пересекающие линии между поколениями, особенно когда эти коалиции секретные. Когда у начальника есть любимчики среди подчиненных, он формирует коалицию, пересекающую линию власти, и объединяется с одним подчиненным против другого. Подобным же образом, если работник идет через голову своего непосредственного начальника и обращается к более высокому начальству и объединяется с ним против своего непосредственного начальника, то возникают трудности. Если управляющий объединяется с подчиненным против руководителя среднего звена, то появляются неприятности. Когда такие коалиции возникают время от времени, это не так уж значимо. Но когда последовательность такого рода становится организованной и повторяется снова и снова, тогда в организации появляются проблемы и члены организации страдают.

Последовательность

Один из способов, как мы можем  выявить иерархию, - это наблюдая за последовательностями в организации. Если мы видим, что мистер Смит велит  мистеру Джонсу что-то сделать и  мистер Джонс делает это, это может  быть единичным событием. Но если это  происходит снова и снова, мы делаем вывод, что мистер Смит выше мистера  Джонса в иерархии. Структура состоит  из повторяющихся взаимодействий между  людьми. Осознание того, что целью  терапии является изменение последовательности взаимодействия людей в организованной группе, стало революцией в психотерапии. Когда последовательность меняется, индивидуумы в группе тоже подвергаются изменения. 
Терапевтическое изменение можно определить как изменение повторяющихся действий в саморегулирующейся системе - предпочтителен переход к более гибкой системе. Именно жесткая повторяющаяся последовательность с узким диапазоном определяет патологию. 
По-видимому, для людей трудно, на самом деле, они даже испытывают нежелание наблюдать и описывать повторяющиеся закономерности в цепи из трех и более событий. Особенно большие трудности возникают, если мы сами участвуем в этих событиях. Например, терапевт может заметить, что жена постоянно его провоцирует. Возможно, что он даже распознает последовательность двух действий, заметив, что она провоцирует его после того, как он покритикует ее мужа. Тем не менее, по-видимому, труднее заметить, что ребенок вел себя грубо, отец дисциплинировал его, терапевт отреагировал нападением на отца, а затем жена спровоцировала терапевта. 
Позвольте мне объяснить, как менялось преставление о последовательностях на примере детской психотерапии. Всего было три стадии: на первой стадии считалось, что проблема в ребенке, что с ним что-то не так. Существовала гипотеза, что он реагирует на интериоризированные прошлые переживания. 
Затем, начали придавать значение роли матери, и было решено, что у ребенка проблемы во взаимоотношениях с матерью. Например, считалось, что мать беспомощна и некомпетентна и ребенок адаптируется к ее поведению. Чтобы объяснить поведение матери была выдвинута гипотеза, что она реагирует отчасти на опыт прошлого, а отчасти на ребенка. 
Позже был обнаружен отец. Предположили, что поведение матери можно объяснить ее взаимоотношениями с отцом. Например, если мать вела себя с ребенком компетентно, то отец самоустранялся от семьи; но если она вела себя беспомощно и некомпетентно, то он включался в дело семьи. Также была предложена гипотеза, что ее неэффективное поведение с ребенком было способом поддержать отца, когда он чувствовал стресс и был в подавленном состоянии. Если мать была беспомощна, отец собирался с силами, чтобы помочь ей справиться ребенком. 
Наконец, исследователи начали осознавать, что здесь действует система, и все ее участники ведут себя так, чтобы последовательность сохранялась. Состояние отца является продуктом его взаимоотношений с матерью и ребенком, а их состояние в свою очередь, связано с последовательностью взаимодействий, которая установилась у них с отцом и друг с другом. 
Чтобы еще лучше прояснить последовательность, можно сделать простое описание повторяющегося цикла. Последовательность можно упростить до абсурда и свести ее до трех человек, каждый из которых способен на два "состояния". Есть отец, мать и ребенок, и каждый из них может быть либо компетентным, либо некомпетентным (про ребенка можно сказать, что он ведет себя хорошо или плохо). Поскольку эта последовательность представляет замкнутый цикл, то существует серия шагов, каждый из которых ведет к следующему и потом все снова возвращается к началу последовательности. Можно начинать это описание в любой точке цикла. 
Шаг 1. Отец - некомпетентный. Отец расстроен или подавлен, он функционирует ниже уровня своих способностей. 
Шаг 2. Ребенок - плохо себя ведет. Ребенок начинает выходить из-под контроля или проявлять симптомы. 
Шаг 3. Мать - некомпетентна. Мать неэффективно пытается справиться с ребенком, у нее ничего не получается, поэтому отец вмешивается. 
Шаг 4. Отец - компетентный. Отец эффективно справляется с ребенком и выходит из состояния некомпетентности. 
Шаг 5. Ребенок - хорошо себя ведет. Ребенок овладевает собой и ведет себя как следует или нормально с точки зрения окружающих. 
Шаг 6. Мать - компетентная. Мать теперь способна на большее, она ведет себя более компетентно с ребенком и отцом и начинает ожидать от них большего. 
Шаг 1. Отец - некомпетентный. Отец расстроен или подавлен, он функционирует ниже уровня своих способностей, и цикл начинается снова. 
Задачей терапии является изменение последовательности, то есть такое вмешательство, после которого она уже не может продолжаться. Заставить членов семьи "осознавать" последовательность, указав им на нее, ничего не изменит и может вызвать сопротивление, ведущее к провалу. Очевидно также, что изменить только одно звено последовательности или поведение только одного из трех людей обычно не достаточно, чтобы изменить последовательность. Следует изменить, по крайней мере, два способа поведения. 
Последовательность такого типа следует воспринимать как пример нарушенной иерархии. Мать и отец относятся друг к другу не как партнеры, выполняющие руководящую роль в семье. Трудности в их взаимоотношениях, включая способы взаимной защиты, мешают им определить ясную иерархию в семье. По мере того, как терапевт побуждает их вместе заниматься ребенком, то, что мешало им совместно действовать становится очевидным. Также, кажется очевидным, что терапевт, присоединяющийся к ребенку против родителей, чтобы спасти его от них, не меняет последовательность и запутывает иерархию еще больше.

Неисправно  функционирующая  иерархия и семья

Терапевт должен быть способен мыслить, по крайней мере, трехшаговыми последовательностями, и учитывать три уровня иерархии. Как только терапевт соединяет вместе последовательность и иерархию, он способен придумывать стратегию  изменения рационально, а не только интуитивно. Самая простая цель - это изменение последовательности таким образом, чтобы предотвратить  коалиции, пересекающие линии между  поколениями. Когда терапевт меняет последовательность, в которой отец постоянно объединяется с ребенком против матери, семья начинает функционировать  по-другому и члены семьи выходят  из стрессового состояния. Эту цель просто сформулировать, но ее достижение требует изобретательности и  специальных навыков. 
Обобщая сказанное об идее иерархии, можно сказать, что существуют определенные характеристики неправильно функционирующей организации, если терапевт мыслит в смысле трех уровней и единиц, состоящих из трех членов. 
Во-первых, эти три человека реагируют друг на друга не как равные, а как члены разных поколений. Подпоколениями имеются в виду разные уровни в иерархии власти, например, родитель и ребенок, начальник и подчиненный. 
Во-вторых, член одного поколения формирует коалицию, пересекающую линии между поколениями. В конфликте двух поколений человек нижестоящий объединяется с одним из вышестоящих против другого. В конфликте трех поколений вышестоящий формирует коалицию с нижестоящим, против находящегося посередине. Термин коалиция обозначает совместные действия двоих против третьего (в отличие от "союза", когда двух людей могут объединять общие интересы, неразделяемые третьим). 
В третьих, самые серьезные проблемы возникают, когда коалиции, пересекающие линии между поколениями, отрицаются или скрываются. 
В этой схеме стоит подчеркнуть, что организация неправильно функционирует не потому, что существуют коалиции, пересекающие линии между поколениями, а потому, что они повторяются снова и снова и являются частью системы. Женщина должна спасать своего ребенка от мужа время от времени, но когда это становится стилем жизни, то в семейной организации возникают проблемы.

Конфликт  трех поколений

Одна из самых типичных проблемных последовательностей, с которой  сталкиваются терапевты, включает три  поколения. Классическая ситуация состоит  из бабушки, мамы и трудного ребенка. Эта ситуация типична для неполных семей среднего класса и бедных, когда мать разведена и живет  со своей матерью. В классическом примере, бабушка ведет себя доминирующе, мама безответственно, а у ребенка  проблемы в поведении. Типичная последовательность такова:  
Шаг 1. Бабушка заботится о ребенке, в то же время возмущаясь безответственностью матери, которая не заботится как следует о ребенке. Таким образом, бабушка объединяется с ребенком против матери и создает коалицию, пересекающую линию между поколениями. 
Шаг 2. Мать устраняется, позволяя бабушке не заботиться о ребенке. 
Шаг 3. Ребенок плохо себя ведет или проявляет симптоматическое поведение. 
Шаг 4. Бабушка возмущается тем, что она должна заботиться о ребенке и дисциплинировать его. Она уже воспитала своих детей, и мать должна сама заботиться о своем ребенке. 
Шаг 5. Мать начинает заботиться о своем ребенке. 
Шаг 6. Бабушка возмущается тем, что мать не умеет как следует заботиться о ребенке и ведет себя безответственно. Она берет на себя заботу о ребенке, чтобы спасти его от матери. 
Шаг 7. Мать устраняется, позволяя бабушке заботиться о ребенке. 
Шаг 8. Ребенок плохо себя ведет или проявляет симптоматическое поведение. 
В определенный момент бабушка начинает возмущаться и заявляет, что мать сама должна заботиться о своем ребенке, и цикл продолжается, продолжается и продолжается. Конечно, достаточно стрессовое состояние ребенка или достаточно плохое его поведение, является неотъемлемой частью цикла и провоцирует взрослых на его продолжение. Когда терапевт воспринимает линии между поколениями как иерархические линии власти, для него очевидно, что классический конфликт трех поколений может иметь место и когда вместо бабушки выступает специалист.  
Шаг 1. Терапевт занимается беспокойным ребенком, намекая, что мать не смогла как следует воспитать ребенка, поэтому специалист вынужден вмешаться и освободить ребенка от внутренних конфликтов. Поскольку терапевт - это специалист, и он выше в иерархии, чем мать, пытаясь спасти ребенка от матери, он формирует коалицию с ребенком против матери, пересекающую линию между поколениями. 
Шаг 2. Мать устраняется, позволяя специалисту взять на себя ответственность за проблемы ребенка. Она чувствует себя неудачницей, а иначе в этом вмешательстве не было бы необходимости. 
Шаг 3. Терапевт сталкивается с трудностями в работе с ребенком, а еще он осознает, что он не может усыновить ребенка, и поэтому он начинает требовать, чтобы мать больше делала для ребенка и заботилась о нем как следует. 
Шаг 4. Мать начинает больше заниматься ребенком. 
Шаг 5. Терапевт возмущается тем, что мать обращается с ребенком неправильно. Терапевт берет на себя еще больше и настаивает, что ребенка следует спасти от матери. 
Шаг 6. Мать устраняется, позволяя терапевту решать проблемы ее ребенка. 
Эта последовательность продолжается, пока ребенок не становится подростком и переходит к подростковому терапевту.

Конфликт  двух поколений

Различие между структурами, состоящими из одного, двух или трех поколений, достаточно произвольно, поскольку  во всех ситуациях участвуют несколько  поколений. Тем не менее, с практической целью на некоторых структурах полезнее сосредотачиваться, чем на других. Существуют два типичных паттерна, проявляющихся  как проблема двух поколений.

Один родитель против другого

Самая типичная проблема двух поколений - это когда один родитель объединяется с ребенком против другого. "Ребенку" может быть 2 года или 40 лет, поскольку  проблема не в возрасте, а в организации. Женщина в состоянии депрессии, имеющая несколько детей, может  все еще вести себя как ребенок  в отношениях со своими родителями. Последовательность так же может  продолжаться после развода родителей, если у них все еще есть разногласия  по поводу детей. 
Типичная последовательность в этой ситуации такова: 
Шаг 1. Один из родителей, обычно это мать, находится в интенсивных отношениях с ребенком. Под интенсивнымиимеются в виду отношения как положительные, так и отрицательные, где реакциям каждого человека придается преувеличенное значение. Мать старается справиться с ребенком и проявляет при этом привязанность, смешанную с раздражением. 
Шаг 2. Симптоматическое поведение ребенка становится более выраженным. 
Шаг 3. Мать или ребенок зовут отца, чтобы он помог им справиться с этими трудностями. 
Шаг 4. Отец встает в позицию руководителя и справляется с ребенком. 
Шаг 5. Мать выступает против отца и утверждает, что он действует в этой ситуации неправильно. Мать может реагировать нападением или угрозами разорвать отношения с отцом. Угроза развода может быть непрямой: "Мне пора в отпуск" или прямой: "Я хочу развестись". 
Шаг 6. Отец отступает, отказавшись от попытки оторвать их друг от друга. 
Шаг 7. Мать и ребенок общаются друг с другом, испытывая при этом смесь привязанности с раздражением, до тех пор, пока их общение не зайдет в тупик. 
Эта последовательность может продолжаться вечно, пока мать (или отец) пересекает линию между поколениями и объединяется с ребенком против второго родителя. По-другому это можно описать как интенсивные и тесные отношения одного взрослого и ребенка, которые регулярно включают и исключают другого взрослого. 
По мере того, как последовательность такого типа продолжается, сосредоточение на ребенке становится способом обсуждения и решения супружеских проблем. В этом смысле справедливо предположить, что симптомы ребенка имеют какую-то функцию в этом браке. Многие проблемы супругов, о которых они не могут говорить прямо, могут быть переданы через ребенка. Ребенок становится посредником в коммуникации и таким образом стабилизирует брак. Например, в те моменты, когда мать комментирует угрозы ребенка убежать из дома, она может быть непрямым способом угрожает, что она уйдет от мужа. Говоря о ребенке, пара может непрямо поднимать вопросы, связанные с браком, не принимая необратимых решений.

Психотерапевтическая  проблема

Заманчивым кажется представление  о том, что если бы человек только "обнаружил", что он часть последовательности, он мог бы измениться, - что если бы только мать могла "узнать", что  она регулярно включает своего мужа, а потом исключает его, то она  бы остановила эту последовательность. Однако, судя по всему, такая информация или открытие обычно не ведут к  изменениям, а вместо этого становятся оправданием для продолжения  последовательности. Когда такой  инсайт предлагается терапевтом, мать может "обнаружить", что терапевт точно так же, как и ее муж, на самом деле не понимает ее особого  ребенка. Она может исключить  терапевта, как она делает это  со своим мужем, и снова его  привлечь, когда у нее будут  трудности с ребенком. Терапевт может  развивать теорию сопротивления, чтобы  объяснить, почему его подход, основанный на инсайте, не приносит результатов. 
Если выражение эмоций или инсайт не приводят к изменениям, то что же делать? Ниже предлагаются несколько общих соображений, касающихся этого нового представления о теоретической проблеме. Первая и основная идея такова: изменение происходит, когда терапевт присоединяется к действующей системе и меняет ее своим участием в ней. Когда терапевт имеет дело с самоуправляющейся, гомеостатической системой, поддерживаемой повторяющимися последовательностями поведения, он меняет эти последовательности, так как, реагируя на него, члены семьи меняют свои способы реагирования друг на друга. 
На самом общем уровне терапевт не должен вступать в постоянную коалиции с одним из членов семьи против другого. Но это не означает, что он не должен временно объединяться с одним против другого, потому что в действительности это единственный способ внести изменение. Если терапевт только распределит свое влияние равномерно между коалициями, то он сохранит существующую последовательность. Точно также, если он только присоединится к одному человеку против другого, он может сохранить существующую систему, став просто частью бесплодной борьбы. Задача здесь более сложная: терапевт должен временно присоединиться к разным коалициям, в конечном счете, не объединяясь ни с кем. 
В ситуации, когда в семье есть человек с серьезными проблемами, терапевту необходимо одновременно присоединяться ко множеству коалиций. Например, терапевт должен объединиться с родителями и поддержать их руководящую роль по отношению к трудному молодому человеку, и в то же время объединиться с молодым человеком, чтобы помочь ему в конечном итоге выйти из этой трудной ситуации. С опытом и необходимыми навыками, терапевт может научиться маневрировать между коалициями, в одни моменты частично включаясь в коалиции и проявляя твердость в другие. Необходимо сохранять свободу, чтобы присоединиться к той коалиции, к которой нужно в настоящий момент. 
Время от времени также необходимо объединяться только с одним человеком как будто на неопределенный период, чтобы вызвать кризис в ситуации. Когда муж и жена находятся в стабильной ситуации, и оба несчастливы, терапевт может вызвать нестабильность, присоединившись к кому-нибудь из них и утверждая, что этот человек абсолютно прав. Эту временную твердую коалицию позже можно уравновесить, перейдя в коалицию с другим человеком, но в каждый отдельный момент коалиция может выглядеть постоянной. 
Самый типичный способ работы, когда терапевт балансирует между разными временными коалициями, это работа по шагам. 
Первый шаг - определить, какого типа последовательность поддерживает предъявленную проблему. 
Второй шаг - точно определить цель. Если бабушка объединяется с ребенком против матери, целью может быть сделать мать главной над ребенком, а бабушку перевести в позицию консультанта. Если мать или отец находятся в слишком тесных взаимоотношениях с ребенком и образуют вместе с ним коалицию против другого родителя, целью будет сделать так, чтобы родители были более тесно связаны друг с другом, а ребенок больше интересовался взаимоотношениями со сверстниками, чем с родителями. Во всех случаях целью является прочертить линию между поколениями и предотвратить постоянные коалиции, пересекающие ее. Со своей более высокой позиции, позиции специалиста, терапевт формирует коалиции сам и не дает семье формировать коалиции, пересекающие линии между поколениями. 
Третий шаг предполагает новые идеи. Это маловероятно, если не невозможно, чтобы система перешла от "ненормальности" к "нормальности" за один шаг. Изменение должно проходить определенные стадии, и первым шагом должно быть создание другой формы "ненормальности". И только после этого система может перейти к "нормальности".

Информация о работе Стратегическая семейная терапия