Страхи детей в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало изучение особенностей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Проанализировать особенности младшего школьного возраста, выделить характерные особенности младшего школьного возраста, описать соответствующие младшему школьному возрасту виды страха.
2.Подобрать психодиагностические методики для проведения исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………......……..…………...4
Глава 1. Страхи детей в младшем школьном возра...................……………...8
1.1. Страх, тревога, фобия……………………………………………………8
1.2. Младший школьный возраст………………………….………………..19
1.3. Страхи детей в младшем школьном возрасте……….………………...24
Глава 2. Исследование страхов детей младшего школьного возраста….................................……………………………….…………..........29
2.1 Организация исследования…………………………….…………….....29
2.2 Характеристика методов исследования……………….……………….30
2.3 Результаты исследования и их интерпретация……….…………....…32
Заключение………………………………….....……………….….…………...33
Библиографический список.............……………………………..……………37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа,Страхи детей в младшем школьном возрасте.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

       Для развития указанных мотивов следует  использовать ряд специальных приёмов. Один из них «Я не могу - я могу - я сумею». Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря, что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребёнка, который знает меньше и не может справиться с заданием, и изобразить такого ребенка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание»: «Я не могу…»- и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание; «Я могу…» – дети по очереди говорят, что они могут сделать; «Я сумею…» - каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других. [16, с.250] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Исследование страхов детей младшего школьного озраста  

  2.1    Организация исследования 

     Объектом  исследования являются страхи.

     Предметом исследования является страхи в младшем школьном возрасте.

     Гипотезой исследования выступило предположение о том, что для детей в младшем школьном возрасте характерны такие страх как общая тревожность в школе, переживание социального стресса и фрустрация потребности в достижении успехов.

     Целью работы стало изучение особенностей младшего школьного возраста.

     В соответствии с целью и гипотезой  исследования были поставлены следующие  задачи:

     1.Провести  теоретический анализ литературы  по проблеме исследования. Проанализировать  особенности младшего школьного  возраста, выделить характерные  особенности младшего школьного  возраста, описать соответствующие  младшему школьному возрасту  виды страха.

     2.Подобрать  психодиагностические методики  для проведения исследования.

     3.Сформировать  выборку и провести исследование.

     4.Провести  анализ и интерпретацию результатов  исследования.

     Методы  исследования:

     1. Теоретический анализ научных  источников по проблеме исследования;

     2. Методы эмпирического исследования:

     1) Тест на тревожность Спилбергера-Ханина. Эмпирическую базу исследования составили жители г.Петропавловска-Камчатского - 15 мужчин и 15женщин в возрасте от 28 до 52 лет.

     2) Методика диагностики уровня  школьной тревожности Филлипса

Эмпирическую  базу исследования составили учащиеся школы №10, 2-го и 3-го класса (8-10 лет), проживающие в г.Петропавловске-Камчатском Общий объем выборки составил 40 человек. Из них 20 мальчиков и 20 девочек. 

2.2   Характеристика методов исследования

1)  Одной из диагностических процедур является тест на тревожность Спилбергера-Ханина. Данныый тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом и адаптирован Ю.Л. Ханиным. Тест направлен на выявление среднегруппового показателя ситуативной и личностной тревожности.

Методика проводилась  таким образом: респонденту выдавался листок с тестом из 20 утверждений на выявление ситуативной тревожности, и 20 утверждений на выявление личностной тревожности, где предполагались ответы: «нет,это не так», «пожалуй это так», «верно», «совершенно верно».

2) Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».  
 
 
 
 

2.3 Результаты  исследования и их интерпретация

Респондентам  были предложены два опросника: тест на тревожность Спилбергера-Ханина и методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

       Полученные  данные были занесены в таблицы и  проранжированны. (табл.№1 и табл.№2 соответственно)

      Шкала теста Спилберга-Ханина позволяет количественно и качественно измерить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение высших психических функций. При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

      Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса показала, что для младшего школьного возраста (8-10 лет), характерна  ситуативная тревожность. На втором же месте стоит личностная тревожность.  Если они больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.По результатам теста Филлипса, можно сказать что для детей  младшего школьного возраста, ярко выражены страхи связанные с :

       -Общей  тревожностью в школе - общее  эмоциональное состояние ребенка,  связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

       -Переживанием  социального стресса – эмоциональное  состояние ребенка, на фоне  которого развиваются его социальные  контакты (прежде всего – со  сверстниками).

       -Фрустрацией  потребности в достижении успеха - неблагоприятный

       психический фон, не позволяющий ребенку развивать  свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. 

       Вывод

       Гипотеза  нашего исследования полностью нашла  свое подтверждение.

       Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. Высокие показатели тревожности-переживания социального стресса, говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как неудовлетворительные. Высокие показатели фрустрации потребности в достижении успеха,указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

       Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень  большая часть страхов младших  школьников лежит в области учебной  деятельности. Здоровые психически и  физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

       Работая с тревожными детьми, следует учитывать  их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

       Достаточно  высокий уровень тревожности  характерен для периода поступления  в школу, особенно первых месяцев  учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

       Есть  множество страхов, возникновение  которых не связано с учебной  деятельностью. Опрошенные дети в младшем  школьном возрасте от 8 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показывают, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений.[5, c.12]

       Новые решения проблем, связанных с  воспитанием детей, облегчают задачи родителей лишь тогда, когда их применяют  избирательно и в строгом соответствии с ситуацией. Дети по-разному принимают  перемены в требованиях родителей  к их поведению. Некоторые ребята довольно покладисты, они легко и терпимо относятся к изменениям в отношениях, в привычках. Другие - “консерваторы”, они подчиняются этим изменениям лишь после многочисленных понуканий и протестов. Есть и такие, что яростно противятся всяческим “новым порядкам” в семье. Чтобы новый метод дал хорошие результаты, необходимо помнить о характере и темпераменте вашего ребенка.

       В отношениях между людьми достижение цели зависит от избранных средств, результат зависит от самого процесса развития отношений. Личность ребенка полностью расцветает только тогда, когда принципы воспитания основаны на уважении и любви.[21,c.164] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица № 1. Результаты теста Спилберга-Ханина.   

Испытуемые  СТ ЛТ Испытуемые  СТ ЛТ
1 33 37 16 30 28
2 40 34 17 33 29
3 28 30 18 44 47
4 46 41 19 25 28
5 38 39 20 47 44
6 34 36 21 37 32
7 48 41 22 26 30
8 27 24 23 34 31
9 36 32 24 27 25
10 39 30 25 41 43
11 22 25 26 40 37
12 30 35 27 41 38
13 39 37 28 32 35
14 44 38 29 29 30
15 26 30 30 34 32

Информация о работе Страхи детей в младшем школьном возрасте