Страхи детей в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало изучение особенностей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Проанализировать особенности младшего школьного возраста, выделить характерные особенности младшего школьного возраста, описать соответствующие младшему школьному возрасту виды страха.
2.Подобрать психодиагностические методики для проведения исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………......……..…………...4
Глава 1. Страхи детей в младшем школьном возра...................……………...8
1.1. Страх, тревога, фобия……………………………………………………8
1.2. Младший школьный возраст………………………….………………..19
1.3. Страхи детей в младшем школьном возрасте……….………………...24
Глава 2. Исследование страхов детей младшего школьного возраста….................................……………………………….…………..........29
2.1 Организация исследования…………………………….…………….....29
2.2 Характеристика методов исследования……………….……………….30
2.3 Результаты исследования и их интерпретация……….…………....…32
Заключение………………………………….....……………….….…………...33
Библиографический список.............……………………………..……………37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа,Страхи детей в младшем школьном возрасте.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

       Несмотря  на свою отрицательную окраску, страх  выполняет разнообразные функции  в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет  избежать встречи с ней, играя  таким образом защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким образом может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом.

       Страх может быть и выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных  детей в наличие тех опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми. Подобный страх ослабевает и сходит на нет по мере накопления реального жизненного опыта и развития самосознания. В некотором роде страх — способ отграничения «я» от чужеродного, неприемлемого влияния извне, т. е. страх — это демаркационная линия личного, безопасного пространства, в котором сохраняется единство «я» и уверенность в себе. Страх даже может известным образом мобилизовать «я» перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. [23, c.54]

       Тревожность – способность индивида к переживанию  тревоги, характеризуется низким порогом  возникновения реакции тревоги. Тревожность обычно повышена при  нервно-психических и тяжёлых соматических заболеваниях, а также у других здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп людей с отклоняющим поведением. Тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности.

       Тревога – это самая ранняя младенческая эмоция. (Альтернатива ей – безразличие, когда равновесие слияния поддерживается стопроцентно). Это состояние общего недифференцированного раздражения, которое не обеспечивает достаточной ориентации для успешного управления ситуацией.  Тревога как инфантильная, в основном, эмоция может адекватно преодолеваться в младенчестве только чисто инфантильными средствами. Недифференцированное раздражение разряжается в недифференцированных, ненаправленных моторных реакциях: плаче и хаотических движениях, которых, в свою очередь, обычно достаточно, чтобы восстановить равновесие.

       Причиной  возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его  желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Противоречивое внутреннее состояние ребенка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же ); неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство "потери опоры" ; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.[5,c.32]

       Тревога возникает в ситуации слияния, там и тогда, когда это слияние находится под угрозой. Угроза остается, в сущности, неясной – как тенденция к разрыву, возникая или в самом индивиде или в его окружении, и в состоянии слияния объективно не выявляется.

       С физиологической точки зрения тревога  не отличается от страха. 'Она сопровождается ускорением ритма сердца, подъемом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т. п. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие.

       Обычно  тревога представляет собой преходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей «дееспособности».[14, c.87]

       Так же, тревога выполняет положительную  функцию - заставляет мобилизовать доступные ресурсы, тщательно подготовиться к предстоящему испытанию, повышает чувство ответственности.

       Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут тревожить  различные практические вопросы: кто будет провожать его в школу? кто поможет с уроками? кто даст карманных денег? Для более старших детей смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т.п.

       В качестве тревожных симптомов можно  выделить следующие:

       - длительное неуправляемое поведение,  острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

       - анорексия, бессонница, галлюцинации (все это чаще встречается у  подростков);

       - депрессия подростков – это  часто гнев, загнанный внутрь. 

       Последствия тревожных переживаний:

       Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться.

       Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд  механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть  тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и "под маской".

       Внутренняя  задача, которая стоит перед эмоционально неустойчивым ребенком: в море тревоги найти островок безопасности и постараться как можно лучше его укрепить, закрыть со всех сторон от бушующих волн окружающего мира. На начальном этапе формируется чувство страха: ребенок боится оставаться в темноте, или опоздать в школу, или отвечать у доски. Страх - первая производная тревоги. Его преимущество - в том, что у него есть граница, а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ.

             Вступая на порог  новой жизни, школьной жизни ребенок  сталкивается с появлением нового страха. Существует даже термин "школьная фобия", что подразумевает навязчиво преследующих некоторых детей страх перед посещением школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

       Иногда  родители сами боятся школы и непроизвольно  внушают этот страх детям или  драматизируют проблемы начала обучения, выполняют вместо детей задания, а также излишне контролируют их.

       Как правило, не испытывают страха перед  посещением школы уверенные в  себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справится  с проблемами обучения и наладить отношения со сверстниками.

       Другое  дело, если речь идет о гипертрофированном уровне притязаний, о детях, не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, чрезмероно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В этом случае они также боятся не оправдать ожидания родителей, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем.[24, c.31]

       Фобия — это иррациональный страх, который может проявляться в виде боязни специфических одушевленных и неодушевленных объектов, напр. боязнь змей (офидиофобия); страх перед определенной группой или классом людей (ксенофобия, боязнь чужаков; андрофобия, боязнь мужчин); страх надвигающихся или предвосхищаемых событий (астрофобия, боязнь молнии; боязнь школы или экзаменов) или страх, в сущности, всего представимого.

       Объективная оценка любого страха обычно яв-ся спорной в отношении того, до какой степени и при каких обстоятельствах объект или событие, вызывающие опасения, представляют реальную опасность. Два критерия, не связанные с оценкой потенциальной опасности, дифференцируют фобии от рационального, не невротического страха.

       Во-первых, Фобии имеют обсессивную природу. Больной с Фобией часто вынужден застревать на своем страхе в гораздо большей степени, чем это необходимо в объективных обстоятельствах.

       Вторая  характеристика, которая дифференцирует Фобию от реалистичного страха, касается модуса проявления тревоги. Фобия обычно сопровождается столь высоким уровнем тревоги, что больной оказывается обездвиженным, лишенным возможности действовать эффективным для снижения тревоги образом. Нет полного согласия относительно дифференциальной диагностики между фобическим страхом и генерализованной тревожностью; по всей вероятности, это зависит от конкретности объекта или события, вызывающего опасения.

       Нет единого общепринятого объяснения этиологии Фобий. Принято, однако, считать, что возникновению некоторых фобий, в отличие от других, предшествуют конкретные события. Эти события наз. преципитирующей травмой или преципитирующим событием; они могут рассматриваться или не рассматриваться в качестве непосредственной причины Фобий, в зависимости от теоретической ориентации психолога, выносящего свое суждение. Существуют три основные модели Фобий — психоаналитическая, поведенческая и когнитивная.

       Психоаналитическая  модель. Фрейд категоризовал Фобии как часть совокупности симптоматических неврозов, названную им истерией страха (anxiety hysteria или Angst hysterie). В эту же совокупность входит конверсионная истерия. Фобия является выражением вытесненных сексуальных фантазий, обычно эдиповой природы, в борьбе с защитными механизмами, призванными помочь сдержать эти чувства.[15,c.163]

       Поведенческие (соц. научения) модели. Объяснения Фобии с точки зрения  бихевиоризма или теории соц. научения сосредоточены на том, как индивидуум усваивает неадекватную, провоцирующую страх реакцию на первоначально нейтральный или не вызывающий волнения раздражитель. Используются три основные парадигмы: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и моделирование.

       Этиология Фобии была предметом исследования в одном из основных экспериментов в поведенческой психологии, представляющим собой и спустя десятилетия с момента опубликования результов важную веху в ее развитии. Джон Б. Уотсон и Розалия Рейнер вызвали фобию у Альберта, ребенка в возрасте 11 месяцев, используя модель классического обусловливания, открытую И. П. Павловым в его знаменитых экспериментах с собаками.

       Согласно  парадигме оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера, Фобии развиваются не только в результате случайного или даже преднамеренного совпадения стимулов, но так же и вследствие преднамеренных, произвольных действий в окружающей среде и последствий этих действий (подкреплений).

       Парадигма моделирования (научения посредством  наблюдения), разработанная в значительной степени Альбертом Бандурой, исходит из того, что Фобии — по крайней мере отчасти — усваиваются при восприятии тревоги или иррациональных страхов, испытываемых др. людьми, в особенности близкими, с которыми имеется эмпатическая связь.

       Когнитивная модель. Когнитивно-динамическая концепция Фобий, разработанная Альбертом Эллисом, дифференцирует и разъясняет мыслительные процессы, участвующие в расстройстве. Эллис утверждает, что ассоциации с мыслью «это хорошо» становятся такими положительными эмоциями человека, как любовь или радость, тогда как ассоциации с мыслью «это плохо» становятся отрицательными эмоциями, окрашивающими мучительные, злобные или депрессивные чувства. Фобия представляет собой алогичную и иррациональную ассоциацию, связывающую «это плохо» или «это опасно» с вещами, которые в действительности таковыми не является.

       Другие  объяснения. Представители экзистенциального направления Ролло Мэй и Виктор Франкл рассматривают Фобию как отражение отчуждения, бессилия и бессмысленности современной жизни, отчасти как последствие индустриализации и обезличивания. Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу рассматривает Фобии, подобно неврозам в целом, как нарушение роста личности, крах возможностей реализации человеческого потенциала.

       Некоторые теоретики обращают внимание на физиологические и генетические аспекты Фобии. Эдвард О. Уилсон видит в Фобиях след нашей генетической эволюции. «На ранних этапах развития человечества, — пишет Уилсон, — фобии расширяли возможности выживания человека».[18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Младший школьный возраст

     Общая психологическая характеристика детей  младшего школьного возраста

       Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в  жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Хотя физиологическая сущность этого криза еще полностью не определена, по мнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов.

Информация о работе Страхи детей в младшем школьном возрасте