Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:20, курсовая работа
С момента начала научного изучения законов и закономерностей управления трудовыми ресурсами, процессов мотивации и методов стимулирования труда было разработано множество теорий, концентрирующихся на содержательных, процессных или ситуационных моментах. Тем не менее, исчерпывающей концепции, дающей руководству организации конкретный набор подходов и рычагов формирования трудовой мотивации и лояльности персонала предприятия до сих пор нет. В тоже время усиление конкуренции, как на местных, так и на глобальных потребительских рынках, усложнение условий ведения бизнеса в силу ускорения научно-технического прогресса, вывело аспекты управления трудовыми ресурсами в ряд решающих для обеспечения конкурентоспособности и эффективности бизнеса.
Введение
1. Теоретические аспекты анализа систем стимулирования труда на предприятии
1.1 Понятие мотивации и стимулирования труда
1.2 Методология и практика построения систем стимулирования и формирования мотивации персонала
1.3 Мотивация и стимулирование персонала в повышении эффективности работы предприятия
2. Анализ системы мотивации персонала в ОАО «Русская Страховая Компания»
2.1 Общие сведения о компании
2.2 Анализ системы стимулирования персонала в ОАО «Русская Страховая компания»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Приложение №2
Система стимулирования Русской Страховой Компании, как и во многих других страховых организациях, состоит из административных, экономических и социальных методов. Общая структура методов и форм стимулирования персонала представлена на рисунке 5.
Важно отметить, что создание и трансформация системы стимулирования на предприятии является процессом, распределенным во времени. В частности, в таблице 2. представлена история формирования действующей системы мотиваторов в компании.
Таблица 2.
ОАО «Русская Страховая Компания»
Элемент стимулирования | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Общие условия труда - гарантии согласно ТК РФ (больничный, отпуск 28 дней через 6 мес., пособия, фонды) всем сотрудникам - безопасность, охрана труда и здоровья (медицинский кабинет, прикрепление к больнице) - организация питания, создание условий для отдыха - поздравления и подарки от компании |
+
+
+ - |
+
+
+ + |
+
+
+ + |
+
+
+ + |
Имидж, культура организации - миссия, система общих для организации и персонала ценностных ориентации, логотип, форма сотрудников - корпоративные мероприятия, праздники |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
Информирование работников - регулярное информирование сотрудников о делах, принимаемых решениях в компании, о своих возможностях и правах - доступность общих положений, инструкций |
- + |
+ + |
+ + |
+ + |
Системы стимулирования и материальные поощрения, бонусы, доплаты, компенсации, нематериальные поощрения: звания и т.п. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Оценка труда работников, аттестации и учет полученных результатов при управлении карьерой сотрудников | - | - | + | + |
Развитие кадров: адаптация, обучение сотрудников, повышение квалификации | + | + | + | + |
Организация рабочего места: расположение, и оснащение рабочего места | + | + | + | + |
Систематический контроль удовлетворенности персонала своей работой, анализ причин текучести кадров | - | - | + | + |
С точки зрения классификации потребностей по А. Маслоу, усредненные личные оценки значимости для работников компании «РСК» отдельных групп мотивов (в % от максимального уровня в 100% для каждой группы) выглядят следующим образом:
физиологические потребности - 80%;
потребность в безопасности - 90%;
потребность в принадлежности к социальной группе - 30%;
потребность в уважении (самоуважении, успехе, статусе) - 40%;
потребность в самовыражении - 50% (превалирует у ТОП-менеджеров).
Интуитивно понимая такую ситуацию, руководством предприятия в основу системы стимулирования труда сотрудников РСК были положены ценовые стимулы, т.е. заработная плата. Об этом свидетельствует динамика заработной платы сотрудников, представленная в таблице 3.
Таблица 3.
Категория работников | Период | ||||
За 2005г. | За 2006. | За 2007г. | За 2008г. | За 2009г. | |
1. Руководители, руб. | 55900 | 57300 | 58600 | 60400 | 62800 |
2. Специалисты, руб. | 12900 | 13450 | 14300 | 15250 | 16300 |
3. Рабочие, руб. | 8750 | 9150 | 9300 | 10800 | 11800 |
Высокая значимость материальных потребностей в первую очередь связана с возрастной структурой персонала. Известно, что в возрасте от 18 до 36 лет ведущим стимулом к трудовой деятельности является именно заработная плата.
Среди других экономических методов стимулирования в компании практикуется предоставление скидок при страховании автомобилей, жизни и здоровья в компании в размере 33%,
Кроме ценовых методов мотивации в ОАО «Русская Страховая Компания» уделяется особое внимание социально-психологическим методам. На предприятии проводятся мероприятии, направленные на формирование корпоративного духа, а так же на укрепление психологии команды.
Особое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников. Определяется концепция подготовки персонала и регламентируются различные формы обучения, переобучения, повышения квалификации. Целью введения разнообразных форм подготовки персонала «Русской Страховой Компании» являются:
повышение квалификации персонала;
создание кадрового резерва;
обеспечение максимальной занятости персонала;
повышение качества и общей конкурентоспособности услуг.
Ответственность за эффективное планирование системы обучения персонала возложена на специалиста по кадрам. Ответственность за непосредственную реализацию данных плановых решений закреплена за менеджером по тренингам, принимающим непосредственное участие в разработке данного решения.
Продолжая анализ системы стимулирования труда в РСК мною была произведена оценка удовлетворенности сотрудников существующей системой стимулирования. По пятибалльной шкале были оценены 9 ключевых параметров, указывающих на уровень удовлетворенности. Оценки были дифференцированы по группам: «руководители» и «специалисты и рабочие». Итоговые результаты опроса представлены в таблице 4.
Таблица4.
Элемент стимулирования | Среднее значение оценки по пятибалльной шкале | |
Руководители | Специалисты и рабочие | |
1. Решение социальных проблем: обеспечение всех форм социальных льгот (больничный, отпуск, пенсия и т.п.) независимо от должности; обеспечение должного уровня безопасности труда, охраны здоровья, питания, оказания помощи, и т.п. | 4,5 | 4,5 |
2. Содержание труда (интенсивность дня, результативность, соответствие обязанностей должности, удовлетворение) | 4,5 | 3,5 |
3. Объективность оценки труда вашим руководителем, взаимопонимание с ним | 4,0 | 4,0 |
4. Заработная плата, материальные поощрения | 4,0 | 2,5 |
5. Перспективы роста (планирование, продвижение по службе, повышение квалификации, обучение) | 3,5 | 2,5 |
6. Отношения в коллективе (в вашей команде, в организации в целом) | 4,5 | 4,5 |
7. Условия труда (расположение предприятия, организация рабочего места) | 4,5 | 4,0 |
8. Стиль и методы работы руководства (культура, понимание целей организации, отношение с коллективом) | 4,5 | 3,5 |
9. Информированность работников (о делах предприятия, о сотрудниках, о своих перспективах) | 4,5 | 3,0 |
Согласно данным проведенного анализа большая часть элементов системы стимулирования оценивается сотрудниками и руководителями на уровне выше среднего. Однако в данной системе есть ряд слабых мест, требующих принятия решений:
перспективы роста низко оценены как сотрудниками руководства, так и рядовыми работниками;
оценка содержания труда специалистами и рабочими низкая;
оценка уровня заработной платы специалистами и рабочими низкая;
оценка стиля и методов работы руководства специалистами и рабочими низкая.
Это указывает на наличие резервов повышения мотивированности работников.
Следующим элементом проведенного в компании «РСК» исследования являлся опрос по определению наиболее действенных методов повышения мотивации с точки зрения сотрудников предприятия. Результаты опроса представлены на рис.6.
Рис.6. Результаты опроса сотрудников ОАО «Русская Страховая Компания» на вопрос: «Какие методы повышения мотивации являются наиболее действенными», %
В данном случае сумма оценок превышает 100%, т.к. сотрудникам было предложено выбрать несколько вариантов. Отметим, что лидирует повышение величины заработной платы (81% сотрудников). На втором месте - создание возможности карьерного и профессионального роста, затем идет улучшение условий труда и мероприятия по сплочению коллектива. Важно отметит, что характер бизнеса организации, когда сотрудники не всегда четко прослеживают взаимосвязь собственных усилий и финансовых результатов (выручки) определяет тот факт, что лишь 13% сотрудников указали на привязку зарплаты к результатам труда, как мотивирующий аспект. Причем привязка заработной платы к результатам труда указывалась в комплексе с предоставлением большей свободы и полномочий сотрудникам, а вручение грамот и устные похвалы - в комплексе различных стимулов, но не отдельно. В целом важно отметить, что методы стимулирования, практикуемые в Русской страховой компании, совпадают с их оценкой персоналом, как наиболее действенных.
Таким образом, мы можем констатировать, что на предприятии сложилась достаточно развитая система стимулирования труда, в основу которой положен принцип стабильности. Связано это в первую очередь с пониманием руководством, что для коллектива данный принцип является одним из ключевых для стимулирования к эффективному труду. Использование принципа стабильности проявляется, в первую очередь, в планомерно проводимых мероприятиях по поступательному повышению уровня материального стимулирования, а также в формировании системы корпоративных социальных гарантий.
В тоже время значительный рост затрат предприятия на стимулирование не может продолжаться длительное время в силу принципа эффективности инвестиций. Необходимо определить действенные направления повышения мотивированности персонала с низкой ресурсоемкостью. В соответствии с проведенным исследованием, для сотрудников РСК такими направлениями могут стать: повышение информированности персонала о делах предприятия, формирование психологической уверенности в возможностях карьерного роста, а также мероприятия по сплочению коллектива. Возможным способом реализации данных направлений может стать построение в коллективе команд с учетом индивидуальных характеристик сотрудников и возможности их сотрудничества.
В заключение работы отметим наиболее существенные моменты.
Во-первых, мотивация труда – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей.
Во-вторых, с точки зрения системного подхода в управлении персоналом следует отметить, что подсистема мотивация представляет собой одну из системообразующих. На уровне индивидуализированного объекта управления она либо активирует, либо блокирует управленческие воздействия. Анализ структуры личности и детерминант трудового поведения показывает, что именно мотивация определяет направленность личности и является звеном побуждения, в котором происходит придание личностно-значимого смысла управленческим стимулированием. Поэтому можно разрабатывать сколь угодно «совершенные» системы стимулирования персонала, но если они не будут учитывать мотивы конкретных работников организации, то будут отторгнуты объектом и не принесут ожидаемого эффекта.
В-третьих, научная разработка проблематики стимулирования с учетом национальных, гендерных и возрастных особенностей в России достигла достаточно высоко уровня, однако следующим теоретическим шагом в этом направлении должна стать разработка и изучение подходов к индивидуальному стимулировнаию каждой трудовой единицы на основе личных ключевых мотивов.
Информация о работе Стимулирование персонала в России: анализ современного состояния