Автор: d******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа
Цель- раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте
Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства
Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление образа себя как будущей матери в сознании девочки подросткового и юношеского возраста……………………………………6
Феномен материнства……………………………………………………6
Онтогенетические аспекты формирования материнства……………...12
Становление образа матери…………………………………………….19
Вывод о главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста…………………………23
2.1. Программа эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста………………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста……………………………………………………………………..28
Вывод по главе……………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……
-
плюс три балла приписывалось
в случае максимально
По результатам суммирования баллов делался вывод об отношение к своему будущему материнству у девушек подросткового и юношеского возраста.
Выражение
полного плюса может
С целью исследования были сформированы две группы девочек (по 10 человек в каждой) подросткового и юношеского возраста в возрасте от 14 до 20 лет. Исследования у девочек подросткового возраста проводились в клубе по месту жительства «Бригантина», а исследования по юношескому возрасту на студентках группы ПС-09.
2.2. Анализ
и интерпретация результатов
эмпирического исследования
Анализ результатов, полученных при реализации опросника «Сознательное родительство»
Сводные
результаты, полученные нами при реализации
методики «опросник сознательное родительство»
О.В. Овчаровой в подростковом и юношеском
возрасте отражены на рис. 1. Протокол исследования
отражен в сводной таблице 1 в приложении
3.
Рис.1 Сводная таблица по сравнению осознания себя будущего родителя в подростковом и юношеском возрасте по опроснику «Сознательное родительство
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что по критериям, которые выделены в методике уровень осознания себя будущей матерью в юношеском возрасте выше, чем в подростковом возрасте.
Анализ результатов, полученных при реализации проективной методики «Родительское сочинение» (Карабанова О.А.)
Сводные результаты, полученные нами при
реализации проективной методики «Родительское
сочинение» представлены на рис.2. Протокол
исследования отражен в приложении 4.
Рис.2 Сравнительные данные по изучению становелния себя как будущей матери в подростковом и юношеском возрасте по проективной методике «Родительсвое сочинение»
Исходя из полученных данных, по методике «Родительское сочинение» можно сделать вывод о том, что критерии оценки по шкалам в подростковом возрасте отличаются от тех же критерий по юношескому возрасту.
Вывод по главе.
Соотнесение данных двух методик позволяет сделать вывод о том, что образ себя, в качестве будущей матери в подростковом возрасте отличается о представления того же образа в юношеском возрасте.
В период подросткового возраста, как показало исследование, представление о себе как о будущей матери ниже, чем представление этого же образа в юношеском возрасте.
Таких образом, можно сделать вывод о том,
что девушки юношеского возраста наиболее
четко видят себя в роли матери, нежели
девушки-подростки.
Заключение.
Подводя итог работе, можно отметить, что «материнство», по мнению большинства ученых занимавшихся данной проблемой, это некая связь возникающая между матерью и ребенком. Но многие ученые разошлись в мнении о том, когда же эта связь все таки возникает. Некоторые ученые отмечали то, что эта связь формируется во время беременности, а другие же говорили, что она формируется уже после родов, уже при непосредственном взаимодействии матери и ребенка. Восприятия себя, как будущей матери, у девочек в основном формируется за счет идеализирования своих матерей. В большинстве случаев, девочки ставят в пример своего будущего материнства, то, какая была их мама. Ученые отмечают, что девочки берут в пример положительные качества своих мам и стараются перенести этот образ на свое будущее материнство. Так же, не малую роль в становлении себя как будущей матери играет социокультурный фактор.
Целью данной курсовой работы, считалось выявить различия между видением себя как будущей матери девочек подросткового возраста и девушек юношеского возраста. Для этого были сформированы две группы девушек: группа девочек-подростков, в количестве 10 человек, и девушек юношеского возраста, так же в количестве 10 человек.
В ходе исследования, были использованы две методики, которые были модифицированы нами с целью изучения нашей гипотезы.
Результаты исследования по двум методикам показали, что все же существуют различия между видением себя как будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста. Так как девушки юношеского возраста показали более высокий результат по совокупностям двух методик. А это свидетельствует о том, что девушки юношеского возраста, более отчетливо представляют себе своё будущее материнство, нежели девушки подросткового возраста.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в ходе эмпирических исследований,
поведенных нами, гипотеза о том, что существуют
различия в представлении о себе как о
будущей матери у девушек в подростковом
и юношеском возрасте подтвердилась полностью.
Список литературы
1) Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. «Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери» // Психол. журн. 2000. Т.21. №2
2) Брутман В.И. «Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью». // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996
3) Васильева Т.Н. «Самочувствие на разных сроках беременности»// Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №1
4) Василенко Т.Д, Денисова О.В. «Особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности (выкидыш)»
5) Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. «Образ в системе психической регуляции деятельности» / Под общей ред. доктора психологических наук, профессора Ю. М. Забродина. – М.: НАУКА, 1986
6) Литвинова А.В. «Родители и дети. Роль образов родителей в становлении личности ребенка». - М.: 2004
7) Овчарова Р.В. «Родительство как психологический феномен: учебное пособие»-М: московский психолого-социальный институт, 2006 г.
8) Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
9) Филиппова Г.Г. «Материнство: сравнительно-психологический подход» // Психологический журнал. - 1999. - № 5..
10) Филиппова Г.Г. «Материнство и основные аспекты его исследования в психологии» // Вопр. психол. – 2001. - №2
11) Филиппова Г.Г. «Психология материнства: учебное пособие». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с
12) Хамитова И.Ю.«Семейная история и её влияние на переживание беременности»//Журнал практической психологии и психоанализа №4. 2005г
13) Ходырева
Е.А. и Микова Т.С «Социально-психологический
феномен девиантного материнства» из
книги « Психологические проблемы современной
российской семьи» : 3 часть-М: , 2005-560с
Приложение 1
Опросник «Сознательное родительство»
Вариант для женщин.
1.
Стремитесь ли Вы к
□ крайне редко;
□ редко;
□ иногда;
□ не всегда;
□ часто.
2. Думаю, что в дальнейшем наш ребенок не будет причинять значительного беспокойства:
□ не согласна;
□ скорее не согласна;
□ не уверена;
□ скорее согласна;
□ согласна.
3. Я смогу все простить своему ребенку:
□ не согласна;
- □ скорее не согласна;
□ не уверена;
□ почти согласна;
□ согласна.
4. Понимаете ли Вы свою роль в укреплении семьи:
□ не задумывалась;
□ не уверена, что могу что-то изменить;
□ от меня зависит не больше, чем от моего мужа;
□ понимаю;
□ очень многое в моих силах.
5. Какую роль (исходя из Ваших представлений о себе, Ваших знаний своих особенностей), Вам кажется, Вам лучше удастся реализовать в семье (подчеркните 5 позиций): жены, матери, женщины, взрослого, семейного менеджера, хозяйки, боевой подруги, главы семьи, домашнего доктора, кормилицы, эмоционального лидера, наставника, советника.
6. Как Вы считаете, какую роль лучше удалось бы реализовать Вашему супругу (подчеркните 5 позиций): мужа, отца, взрослого, добытчика, хозяина, мужчины, наставника, заступника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера.
7. Сможете ли Вы поступиться своими будущими планами ради интересов семьи:
□ мне это сложно;
□ скорее не смогу;
□ в определенных ситуациях это возможно;
□ скорее смогу;
□ смогу, для меня семья важнее всего.
8. Нужно обсуждать возникающие противоречия в семье, чтобы выявить их причину и избежать конфликтов в дальнейшем:
□ не согласна;
□ скорее не согласна;
□ не уверена;
□ почти согласна;
□ согласна.
9. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам:
□ не согласна;
□ скорее не согласна;
□ не уверена;
□ почти согласна;
□ согласна.
10. Считаете ли Вы, что на Ваше слово можно всегда положиться:
□ да;
□ нет.
11.
Принимая какое-либо решение,
родителям следует всерьез
□ не согласна;
□ скорее не согласна;
□ не уверена;
□ почти согласна;
□ согласна.
12.
Как Вам кажется, всегда ли
контакты с мужем и ребенком/
□ редко;
□ чаще нет;
□ иногда;
□ чаще да;
□ почти всегда.
13. Я уверена в себе как родитель, в своих силах и возможностях:
□ нет, это неверно для меня;
□ скорее не согласна;
□ 50/50;
□ почти согласна;
□ да, это верно.
14.
Вы проводите свой досуг