Становление себя в качестве будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста

Автор: d******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель- раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте
Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства
Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление образа себя как будущей матери в сознании девочки подросткового и юношеского возраста……………………………………6
Феномен материнства……………………………………………………6
Онтогенетические аспекты формирования материнства……………...12
Становление образа матери…………………………………………….19
Вывод о главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста…………………………23
2.1. Программа эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста………………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста……………………………………………………………………..28
Вывод по главе……………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

     - плюс три балла приписывалось  в случае максимально позитивного  отношения ко своему будущему  ребенку

      По  результатам суммирования баллов делался  вывод об отношение к своему будущему материнству у девушек подросткового и юношеского возраста.

     Выражение полного плюса может свидетельствовать  о том, что девушка принимает  и видеть себя в образе будущей  матери.

     С целью исследования были сформированы две группы девочек (по 10 человек в каждой) подросткового и юношеского возраста в возрасте от 14 до 20 лет. Исследования у девочек подросткового возраста проводились в клубе по месту жительства «Бригантина», а исследования по юношескому  возрасту на студентках группы ПС-09.

2.2. Анализ  и интерпретация результатов  эмпирического исследования образа  себя как будущей матери у  девочек подросткового и юношеского  возраста

  Анализ результатов, полученных при реализации опросника «Сознательное родительство»

     Сводные результаты, полученные нами при реализации методики «опросник сознательное родительство» О.В. Овчаровой в подростковом и юношеском возрасте отражены на рис. 1. Протокол исследования отражен в сводной таблице 1 в приложении 3. 

Рис.1 Сводная  таблица по сравнению осознания себя будущего родителя в подростковом и юношеском возрасте по опроснику «Сознательное родительство

     Полученные нами данные свидетельствуют о том, что по критериям, которые выделены в методике уровень осознания себя будущей матерью в юношеском возрасте выше, чем в подростковом возрасте.

Анализ  результатов, полученных при реализации проективной  методики «Родительское  сочинение» (Карабанова О.А.)

      Сводные результаты, полученные нами при реализации проективной методики «Родительское сочинение» представлены на рис.2. Протокол исследования отражен в приложении 4.  

Рис.2 Сравнительные  данные по изучению становелния себя как будущей матери в подростковом и юношеском возрасте по проективной  методике «Родительсвое сочинение»

     Исходя из полученных данных, по методике «Родительское сочинение» можно сделать вывод о том, что критерии оценки по шкалам в подростковом возрасте отличаются от тех же критерий по юношескому возрасту.

Вывод по главе.

        Соотнесение данных двух методик позволяет сделать вывод о том, что образ себя, в качестве будущей матери в подростковом возрасте отличается о представления того же образа в юношеском возрасте.

        В период подросткового возраста, как показало исследование, представление о себе как о будущей матери ниже, чем представление этого же образа в юношеском возрасте.

         Таких образом, можно сделать вывод о том, что девушки юношеского возраста наиболее четко видят себя в роли матери, нежели девушки-подростки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Подводя итог работе, можно отметить, что «материнство», по мнению большинства ученых занимавшихся данной проблемой, это некая связь возникающая между матерью и ребенком. Но многие ученые разошлись  в мнении о том, когда же эта связь все таки возникает. Некоторые ученые отмечали то, что эта связь формируется во время беременности, а другие же говорили, что она формируется уже после родов, уже при непосредственном взаимодействии матери и ребенка. Восприятия себя, как будущей матери, у девочек в основном формируется за счет идеализирования своих матерей. В большинстве случаев, девочки ставят в пример своего будущего материнства, то, какая была их мама. Ученые отмечают, что девочки берут в пример положительные качества своих мам и стараются перенести этот образ на свое будущее материнство. Так же, не малую роль в становлении себя как будущей матери играет социокультурный фактор.

     Целью данной курсовой работы, считалось  выявить различия между видением себя как будущей матери девочек  подросткового возраста и девушек  юношеского возраста. Для этого были сформированы две группы девушек: группа девочек-подростков, в количестве 10 человек, и девушек юношеского возраста, так же в количестве 10 человек.

     В ходе исследования, были использованы две методики, которые были модифицированы нами с целью изучения нашей гипотезы.

     Результаты  исследования по двум методикам показали, что все же существуют различия между  видением себя как будущей матери у девушек подросткового и  юношеского возраста. Так как девушки  юношеского возраста показали более  высокий результат по совокупностям двух методик. А это свидетельствует о том, что девушки юношеского возраста, более отчетливо представляют себе своё будущее материнство, нежели девушки подросткового возраста.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в ходе эмпирических исследований, поведенных нами, гипотеза о том, что существуют различия в представлении о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте подтвердилась полностью. 

 

Список  литературы

1) Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. «Влияние семейных факторов на формирование  девиантного поведения матери» // Психол. журн. 2000. Т.21. №2

2) Брутман В.И. «Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью». // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996

3) Васильева Т.Н. «Самочувствие на разных сроках беременности»// Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №1

4) Василенко Т.Д, Денисова О.В. «Особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности (выкидыш)»

5) Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. «Образ в системе психической регуляции деятельности» / Под общей ред. доктора психологических наук, профессора Ю. М. Забродина. – М.: НАУКА, 1986

6) Литвинова А.В. «Родители и дети. Роль образов родителей в становлении личности ребенка». - М.: 2004

7) Овчарова Р.В. «Родительство как психологический феномен: учебное пособие»-М: московский психолого-социальный институт, 2006 г.

8) Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

9) Филиппова Г.Г. «Материнство: сравнительно-психологический подход» // Психологический журнал. - 1999. - № 5..

10) Филиппова Г.Г. «Материнство и основные аспекты его исследования в психологии» // Вопр. психол. – 2001. - №2

11) Филиппова  Г.Г. «Психология материнства:  учебное пособие». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с

12) Хамитова И.Ю.«Семейная история и её влияние на переживание беременности»//Журнал практической психологии и психоанализа №4. 2005г

13) Ходырева Е.А. и Микова Т.С «Социально-психологический феномен девиантного материнства» из книги « Психологические проблемы современной российской семьи» : 3 часть-М: , 2005-560с 
 

 

Приложение 1

Опросник «Сознательное родительство»

    Вариант для женщин.

    1. Стремитесь ли Вы к согласованию  своих планов с планами других  членов семьи:

    □ крайне редко;

    □ редко;

    □ иногда;

    □ не всегда;

    □ часто.

    2. Думаю, что в дальнейшем наш  ребенок не будет причинять  значительного беспокойства:

    □ не согласна;

    □ скорее не согласна;

    □ не уверена;

    □ скорее согласна;

    □ согласна.

    3. Я смогу все простить своему  ребенку:

    □ не согласна;

    - □ скорее не согласна;

    □ не уверена;

    □ почти согласна;

    □ согласна.

    4. Понимаете ли Вы свою роль  в укреплении семьи:

    □ не задумывалась;

    □ не уверена, что могу что-то изменить;

    □ от меня зависит не больше, чем от моего мужа;

    □ понимаю;

    □ очень многое в моих силах.

    5. Какую роль (исходя из Ваших  представлений о себе, Ваших знаний  своих особенностей), Вам кажется, Вам лучше удастся реализовать в семье (подчеркните 5 позиций): жены, матери, женщины, взрослого, семейного менеджера, хозяйки, боевой подруги, главы семьи, домашнего доктора, кормилицы, эмоционального лидера, наставника, советника.

    6. Как Вы считаете, какую роль лучше удалось бы реализовать Вашему супругу (подчеркните 5 позиций): мужа, отца, взрослого, добытчика, хозяина, мужчины, наставника, заступника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера.

    7.  Сможете ли Вы поступиться своими будущими планами ради интересов семьи:

      □ мне это сложно;

    □ скорее не смогу;

    □ в определенных ситуациях это  возможно;

    □ скорее смогу;

    □ смогу, для меня семья важнее всего.

    8. Нужно обсуждать возникающие  противоречия в семье, чтобы выявить их причину и избежать конфликтов в дальнейшем:

    □ не согласна;

    □ скорее не согласна;

    □ не уверена;

    □ почти согласна;

    □ согласна.

    9. Дети были бы более счастливы  и лучше бы себя вели, если  бы родители проявляли интерес  к их делам:

      □ не согласна;

    □  скорее не согласна;

          □ не уверена;

    □  почти согласна;

    □  согласна.

    10. Считаете ли Вы, что на Ваше  слово можно всегда положиться:

    □ да;

    □ нет.

    11. Принимая какое-либо решение,  родителям следует всерьез считаться  с мнением своего ребенка:

    □ не согласна;

    □ скорее не согласна;

    □ не уверена;

    □ почти согласна;

    □ согласна.

    12. Как Вам кажется, всегда ли  контакты с мужем и ребенком/детьми  будут оставлять у Вас приятные  переживания :

    □ редко;

    □ чаще нет;

    □ иногда;

    □ чаще да;

    □ почти всегда.

    13. Я уверена в себе как родитель, в своих силах и возможностях:

    □ нет, это неверно для меня;

    □ скорее не согласна;

    □ 50/50;

    □ почти согласна;

    □ да, это верно.

    14. Вы проводите свой досуг вместе  со своей семьей:

Информация о работе Становление себя в качестве будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста