Становление себя в качестве будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста

Автор: d******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель- раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте
Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства
Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление образа себя как будущей матери в сознании девочки подросткового и юношеского возраста……………………………………6
Феномен материнства……………………………………………………6
Онтогенетические аспекты формирования материнства……………...12
Становление образа матери…………………………………………….19
Вывод о главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста…………………………23
2.1. Программа эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста………………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста……………………………………………………………………..28
Вывод по главе……………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. В исследованиях  этого направление материнство  рассматривается с точки зрения личностного развития женщины. По словам ученых, одной из наиболее важных фаз, которая рассматривается в данном направлении, является беременность. Ей уделяется особенно важное значение. В исследованиях беременности, особо важное значение отводиться изучению поведения матери во время беременности, наличие стрессовых ситуаций, депрессивных состояний, психопатологические особенности, возникновение этих особенностей и их обострения в различные периоды. По словам Филипповой Г.Г. «В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанные с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности личностной адаптации как свойство личности, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье»[11]

     Филиппова Г.Г. считает, что все исследования, проводящиеся учеными, свидетельствуют  о том, что беременность можно назвать критическим периодом в жизни женщины. В ходе этого периода, происходит перестройка сознания женщины и меняется её взаимоотношение с окружающим миром. По словам ученого, особенно стрессовой для женщины является первая беременность, так как именно она является испытанием полоролевой идентичности. Именно в этот период начинают устанавливаться материнско-дочерние отношения и способность устанавливать адекватный контакт с партнером – отцом ребенка. Как отмечает Филиппова Г.Г., если  женщина успешно проходит этот переход, то она достигает внутренней и внешней интегрированности, а так же приобретает новый социальный статус. Поэтому можно сделать вывод, который подтверждается словами Филипповой Г.Г., о том, что «Беременность — это важнейший этап в становлении материнской привязанности к ребенку.» [11]

     В.И. Бутман, в своей работе, рассматривает  беременность как «острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и её взаимоотношения с миром» [1].

     Если  обратиться к работам Васильевой О.С. и  Могилевской Е.В., то можно  отметить, что данные ученые рассматривают  беременность «как экзистенциональную ситуацию, затрагивающую все жизненные основания женщины, обусловливающую глубокие изменения самосознания, отношения к другим и миру, считают ее «жизненным событием», соблюдающим условия для личностных изменений и перестройки субъекта этого события» [3].

     Василенко Т.Д. в своей статье «Особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности (выкидыш)» определяет термин «беременность» как один из этапов материнской сферы. По мнению ученого, одним из важных этапов беременности является состояние переживания беременности. Василенко Т.Д. опираясь на работы Василюка Ф.Е., говорит о том, что «переживание – особая деятельность, направленная на перестройку психологического мира, на установление смыслового соответствия между сознанием и реальностью. Деятельность по переживанию возникает в ситуации, в которой невозможно реализовать внутренние необходимости жизни субъекта. Таким образом, можно утверждать, что  переживание – “борьба против невозможности за создание возможности в ситуации жизненных мотивов» [4. Так же, Василенько Т.Д, рассматривая теорию Василюка Ф.Е., говорит о том, что беременность можно рассматривать как критическую ситуацию, которая может быть как стрессовой, так и конфликтной и кризисной. Поэтому, по мнению ученого, беременность есть состояние переживания критической ситуации в жизни женщины.

     Девиантное  материнство. Это область исследования является наиболее острой. Как отмечают исследователи Ходырева Е.А. и Микова Т.С. «девиантное материнство - это поведение матери, не способствующее сохранению здоровья ребенка, а, наоборот, нарушающее и затрудняющее нормальный процесс его развития» [13]. Таким образом можно сказать, что исследователи  в направлении изучения девиантного материнства изучают не только проблемы связанные с матерями отказывающимися от своих детей, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений. Как отмечает Филиппова Г.Г. «Одним из направлений изучения девиантного материнства является анализ особенностей матерей, которые были лишены возможности адекватного взаимодействия с детьми на первых этапах становления материнско-детской взаимосвязи (сепарация в связи с нарушением процесса родов, неонатальной патологией, преждевременными родами)» [11].

   Таким образом, можно сделать вывод, что изучение феномена материнства ведется в разных направлениях, где каждый ученый интерпретирует его со своей точки зрения и с той области изучения в которой он занимается.

    1. Онтогенетические аспекты формирования материнства

   Филиппова Г.Г. по результатам своей работы по изучению проблем материнства указывает на шесть этапов в развитие материнской сферы в онтогенезе. Это:

  1. Этап взаимодействия с собственной матерью в онтогенезе.
  2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.
  3. Этап няньчания.
  4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае — материнской) сферы поведения.
  5. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
  6. Завершающий этап развития материнской сферы.

   Этап  взаимодействия с собственной матерью. Филиппова Г.Г. говорит о том, что этот этап включает в себя пренатальный период, на котором идет активное взаимодействие матери с ребенком. Автор указывает на то, что именно на данном этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия. Ученые отмечает так же то, что на этом этапе становления онтогенетической сферы материнства происходит активное возникновение эмоциональной реакции матери на важные стимулы, которые относятся к первому компоненту гештальта младенчества, а так же возникают некоторые элементы операционального состава материнской сферы, так называемые  baby tаlk, то есть мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества.

   Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. Как указывает автор, на этом этапе идет активное формирование и развитие неспецифических для материнской сферы мотивационной основы. Как говорит Филиппова Г.Г., специфическим отличаем данного этапа является то, что у человека формируется и развивается процесс сюжетно-ролевой игры с куклами, игры в дочки-матери, которые в последствии становятся основными компонентами, которые способствуют развитию материнской сферы женщины.

      Этап няньчания. На этом этапе идет формирование и развитие значения ребенка как объекта деятельности, потребности в его защите и охране, заботы о нем, а так же закладывается третья потребность- «потребность в материнстве». Как говорит ученый, «Этап няньчания имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5–6 лет до начала полового созревания), он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции. Это оказывает влияние на формирование всех компонентов материнской сферы и делает данный этап одним из ведущих (наравне с первым) в ее развитии как на предчеловеческой, так и на человеческой стадиях развития» [10] Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае — материнской) сферы поведения. Филиппова Г.Г. говорит об этом этапе онтогенетического развития то, что он имеет существенные видовые различия на предчеловеческой стадии развития и самостоятельную специфику на человеческой стадии развития. Он так же связан с осознанием половой и материнской сферы и конкретно-культурными моделями полового и материнского поведения.

   Этап  конкретизации онтогенетического  развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. Как отмечает Филиппова Г.Г, этот этап включает в себя несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы, который основан на динамике третьего компонента гештальта младенчества. Автор в описании этого этапа в развитии ссылается на работы такого ученого как Брутман В.И., который говорит о том, что «При сравнительном изучении переживания беременности у «благополучных» беременных и женщин, отказавшихся от ребенка, показано, что отсутствие или сильное снижение выраженности симптоматики беременности характерно для отказниц. Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагополучного отношения к беременности и материнству. При анализе отношения к беременности обращается внимание на переживание женщиной шевеления ребенка» [2]. Так, ученый говорит о том, что наиболее важным периодом в беременности является этап шевеления ребенка. По поэтому он выделяет шесть этапов стилей переживания шевеления ребенка:

  1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных по сроку размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, появление раздражительности, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16–20 недель, сопровождается положительными эмоциями, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не сопровождаются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями, дифференцированно интерпретируются особенности двигательной активности ребенка.
  2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или маленьких по сроку размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. Характер шевеления интерпретируется с точки зрения возможных нарушений в развитии ребенка.
  3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.
  4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.
  5. Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.
  6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

      На  основе этих стилей переживания шевеления ребенка, ученый выделяет четыре реакции матери на эти шевеления:

  1. Адекватная реакция матери: на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и жалости, которое быстро переходит в фазу «делового сосредоточения и уверенности»; положительные эмоции матери по интенсивности адекватны контексту взаимодействия; в процессе устранения отрицательных состояний ребенка мать восстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающие интонации и высказывания, демонстрирует стимулы, «продвигающие» к моменту удовлетворения потребности ребенка.
  2. Усиление эмоций ребенка (как отрицательных, так и положительных). При отрицательных эмоциях ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, паники. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эйфорического переживания, неадекватного контексту взаимодействия. При удовлетворении потребностей ребенка мать синтонирует его состояние.
  3. Игнорирование эмоций ребенка. Выражается в поведении по типу «формального общения», может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакции ребенка и процесс взаимодействия.
  4. Осуждение эмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоции ребенка и процесс взаимодействия.

   Так же Филиппова Г.Г. отмечает, что можно  выделить три основных этапа эмоционального сопровождения матери в период шевеления ребенка, это: 1) развивающий ; 2) « следование за гештальтом младенца» ; 3) неадекватный

         По словам Филипповой Г.Г. описанные стили эмоциональной  реакции на процесс взаимодействия с ребенком во время беременности позволяют широко оценить особенности  эмоционального отношения матери к  своему будущему ребенку.

   Завершающий этап развития материнской сферы. Этот этап особенно характеризуется тем, что у матери организуется эмоциональная привязанность к ребенку, интересом к развитию и изменению происходящем в субъективном мире ребенка. «Это происходит на основе динамики эмоционального реагирования матери на онтогенетическое изменение третьего компонента гештальта младенчества. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста с характеристиками гештальта младенчества и происходит пролонгация потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери» [10].

Информация о работе Становление себя в качестве будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста