Становление себя в качестве будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста

Автор: d******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель- раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте
Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства
Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление образа себя как будущей матери в сознании девочки подросткового и юношеского возраста……………………………………6
Феномен материнства……………………………………………………6
Онтогенетические аспекты формирования материнства……………...12
Становление образа матери…………………………………………….19
Вывод о главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста…………………………23
2.1. Программа эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста………………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста……………………………………………………………………..28
Вывод по главе……………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

    1.3. Становление образа матери

   Представление о родительстве – это наглядный образ явления родительства, возникающий на основе опыта, который имеется у человека (прежде всего это в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении.

   Ученые  отмечали, что представление о родительстве, в своём роде, является фантазией, так как явление родительства в реальности не существует, а существует лишь образ, который зарождается у человека при помощи эмоций, которые могут быть связанны с процессом воспитания детей в семье или же отдельные и общие когнитивные схемы.

   В мечтах у юношей и подростков формируется  образ идеального родителя, который  может быть основан на «тяжело» прожитом детстве или же наоборот на положительном примере своих родителей. У некоторых же он формируется на основе социокультурных образцов.

   Как отмечает. Овчарова Р.В,  представление об идеальном родителе можно рассмотреть на трех уровнях:

    1. Уровень общества, то есть влияние общественных факторов на представление об идеальном родителе
    2. Уровень собственной семьи, то есть влияние семейных условий на представление об идеальном родителе
    3. Индивидуальный уровень (уровень личности), то есть влияние личностного фактора на представление об идеальном родительстве.

     Как говорит в своей работе Овчарова Р.В «мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, складываются представления об идеальной матери: заботливой, любящей, ответственной, уделяющей ребенку много времени, сотрудничающей, альтруистичной, невластной и неагрессивной» [7].

     Но  Овчарова Р.В. указывает на то, что в зависимости от полноты и неполноты семьи и влияние в этой семье матери на ребенка идеал матери у ребенка формируется по разному.

     Как показывают исследования Литвиновой А.В., «дети из полной семьи с согласованием образов родителей воспринимают обстановку в семье как благоприятную, с низкой конфликтностью и враждебностью. Они очень зависимы от родителей, испытывают чувство неполноценности в семье, и имеют недостаточно развитые навыки общения. Поэтому они стараются принять на себя субъектную позицию оценщика направленную на удовлетворение собственных желаний и оценку действий других людей» [6]

       Как отмечает ученый, такие дети воспринимают родителей как тех людей, которые ориентированы на семью, на других детей в семье. Мать, в такой семье, занимает позицию лидера, является реализатором семейных ролей. «Показатель лидерства как индикатор включенности в орбиту матери подавляет субъектную активность детей; в результате дети становятся слишком зависимыми от родителей, испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации, мало общаются со сверстниками и имеют недостаточно развитые навыки общения» [6].

       «В группе детей из полной семьи с рассогласованным образом родителей преобладает роль субъекта – исполнителя по типу аккомодации, обеспечивающая защиту в случае нестабильных отношений. Ребенок ищет пути к созданию ситуации, которая устраивала бы родителей и также была выгодна или не противоречила его потребностям, принимает на себя функцию исполнителя в общении с родителями. Сохранить их любовь и свою значимость в семейной ситуации – вот что является смыслом данного типа поведения. Роль субъекта-координатора по типу аккомодации дает нам представление об активной позиции ребенка, которая формируется совместно со взрослым, под его руководством, учит усваивать логику действий» [6]. По мнению ученого, обычно, в таких семьях, уровень конфликтной ситуации –средний, а уровень чувства неполноценности в семейной ситуации – низкий. Этот показатель очень важен и является определяющим в развитии личности ребенка.

     В неполных семьях, по мнению Литвиновой А.В. образ матери значительно связан с общительностью и любознательностью, с братом или с сестрой.

     По  мнению ученого, образ материя образ  матери является особенно важным для детей в неполных семьях, так как дети очень часто ориентируются на образ матери в качестве модели для подражания. Поэтому важными личностными качествами, для детей из таких семей,  являются такие качества как лидерство, агрессивность, отгороженность.

     Если  же говорить, о становлении образа уже себя как матери у девушек, тот тут нельзя не отметить, что важную роль, здесь, играет готовность девушки стать матерью. Как отмечает в своей статье, И.Ю., Хамитова, ведение себя как матери, не приходит к девушке не до беременности, не во время беременности, ни даже после родов. Как говорит ученый, женщина для становления образа матери «проходит целый путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы» [12]. Как отмечает ученый, развитие формирования образа себя как матери зависит от опыта взаимодействия и общения с собственной матерью, а так же важным фактором является телесное взаимодействия ребенка и матери после родов, в ходе которых возникает привязанность между матерью и ребенком. Хамитова И.Ю. отмечает, что важным периодом в становлении образа себя как матери является период беременности. По словам ученого, именно в это время у женщины происходит «вживание» в роль матери.

     Вывод по главе

     Рассмотрев  психологические исследования в  области становления образа себя как будущей матери, можно сделать вывод о том, что формирования себя, в качестве будущей матери по словам большинства ученых происходит во время беременности. Как отмечают ученые, именно в данный период у женщины происходит наиболее явное сближение с ребенком, что и способствует формированию себя как будущей матери.  
 
 

Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек  подросткового и юношеского возраста

2.1. Программа  эмпирического исследования образа  себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста

     Целью проведения заключается в том, чтобы  раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического  развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте.

     Объектом  исследования выступает онтогенетическое становление феномена материнства.

     Предмет. Представления о себе как о  будущей матери у девушек в  подростковом и юношеском возрасте

     Гипотеза. Мы предполагаем, что существуют различия в представлении о себе как о  будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте

     Задачи:

     1) раскрыть суть понятия «Феномен  материнства»

     2) изучить  онтогенетические особенности  аспектов формирования феномена материнства

     3) Рассмотреть формирование представление  о себе как о будущей матери  в подростковом и юношеском  возрасте.

     Методы  исследования.

   Для исследования становления образа себя в качестве будущей матери использовались следующие методики, которые были модифицированы нами с целью изучения нашей гипотезы:

  1. Опросник «Сознательное родительство» ( Овчарова О.В.)
  2. Проективная методика «Родительское сочинение» (Карабанова О.А.)

     Опросник  «Сознательное родительство» (Овчарова О.В.).

     Данная  методика направлена на изучение оценки себя как будущей матери, материнских  установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о материнстве. Предлагаемый опросник выполняет три функции:

  1. Диагностическую
  2. Рефлексивную
  3. Стимулирующую

     Данный  опросник имеет две формы : для  матерей и для отцов. Нами использовался  форма опроса для матерей.

   Инструкция: Отвечая на вопросы, поставьте галочку рядом с тем вариантом ответа, который Вам подходит более всего. Вариант опросника для женщин представлен в приложении 1.

   Анализ  методики «Сознательное родительство»  осуществлялся по следующим критериям:

  1. Родительская позиция
  2. Родительские чувства
  3. Родительская ответственность
  4. Семейные ценности
  5. Стиль семейного воспитания
  6. Родительское отношение

   Целью обработки результатов являлось выявить уровень осознанности себя как будущей матери. Мера оценки осуществлялась при помощи баллов, которые выставлялись по средствам  прямой шкалы вербальных оценок в  бальные, то есть, выбор первой позиции  в предложенных вариантах ответа соответствовал одному баллу, выбор второй позиции соответствовал двум балом и т.д. Из этого следует, что чем выше был по конкретному критерию, тем выше осознанность данного критерия.

   Так же, в ходе исследования была использована проективная методика «Родительское сочинение» (Карабанова О.А.). Данная методика позволяет более полно оценить представления девочек подросткового и юношеского возрасте о себе, как о будущей матери. Данная методика была модифицирована нами и состояла из восьми незаконченных предложений. Список предложений представлен в приложении 2. Предложения были разделены на четыре шкалы:

  1. Открытая
  2. Сравнительная оценка будущего ребенка
  3. Идеальные ожидания от будущего ребенка
  4. Значимые характеристики ребенка

      Открытая  шкала. По словам автора, открытая шкала выявляет особенность родительской позиции с помощью незаконченных предложений. Эта шкала позволяет выявить значимые характеристики для формирования образа будущего ребенка. Шкала включает следующие предложения:

    « Когда  я думаю о своём будущем ребёнке, то…»

    « Скорее всего он/она будет…»

    Шкала сравнительной оценки будущего ребенка. Эта шкала позволяет выявить отношение матери к своему будущему ребенку по сравнению с другими детьми. Шкала включает в себя одно незаконченное предложение:

    « По сравнению с другими детьми, мой  ребенок будет…»

      Шкала идеальных ожиданий от будущего ребенка позволяет выявить те намерения, которые ожидает мать от своего будущего ребенка, а так же особенности его воспитания. Шкала включает три незаконченных предложения:

      « Я бы хотела, что бы мой будущий  ребенок…»

      « Я всегда мечтала о том, чтобы  мой ребенок…»

      « Я была бы рада, если бы мой ребенок…»

   Значимые  характеристики ребенка. Данная шкала позволяет выделить те значимые качества для ребенка, которые бы будущая мать хотела бы видеть в нем. Эта шкала включает в себя одно незаконченное предложение:

« Главное, в характере моего будущего ребенка  будет…»

     Обработка и интерпретация результатов  осуществлялась при помощи количественного  анализа полученных данных. Диапазон шкалы оценок проводился по методу «принятия-отвержения» суждения: от -3 (явное отвержение до +3 ( максимальное принятие).

     - минус три балла ставилось  в том случае, если в контексте  наблюдалось явное отвержение  к свему будущему ребенку

     - минус два балла ставилось в том случае если в контексте прослеживалась не столь явное, а скорее скрытое отношение к будущему ребенку

     - минус один балл ставился в  случае, если в тексте прослеживалась  слабая выраженность отношения  к будущему ребенку

     - ноль баллов ставилось в случае, когда отношение к будущему ребенку было нейтральным

     - плюс один балл ставился в  том случае, когда отношение к  будущему ребенку было близко  к нейтральному, но все же содержало  слабую выраженность позитивного  отношения

     - плюс два балла приписывалось  тогда, когда в контексте прослеживалось позитивное отношение ко своему будущему ребенку

Информация о работе Становление себя в качестве будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста