Автор: d******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа
Цель- раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте
Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства
Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление образа себя как будущей матери в сознании девочки подросткового и юношеского возраста……………………………………6
Феномен материнства……………………………………………………6
Онтогенетические аспекты формирования материнства……………...12
Становление образа матери…………………………………………….19
Вывод о главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста…………………………23
2.1. Программа эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста………………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста……………………………………………………………………..28
Вывод по главе……………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……
1.3. Становление образа матери
Представление о родительстве – это наглядный образ явления родительства, возникающий на основе опыта, который имеется у человека (прежде всего это в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении.
Ученые отмечали, что представление о родительстве, в своём роде, является фантазией, так как явление родительства в реальности не существует, а существует лишь образ, который зарождается у человека при помощи эмоций, которые могут быть связанны с процессом воспитания детей в семье или же отдельные и общие когнитивные схемы.
В мечтах у юношей и подростков формируется образ идеального родителя, который может быть основан на «тяжело» прожитом детстве или же наоборот на положительном примере своих родителей. У некоторых же он формируется на основе социокультурных образцов.
Как отмечает. Овчарова Р.В, представление об идеальном родителе можно рассмотреть на трех уровнях:
Как говорит в своей работе Овчарова Р.В «мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, складываются представления об идеальной матери: заботливой, любящей, ответственной, уделяющей ребенку много времени, сотрудничающей, альтруистичной, невластной и неагрессивной» [7].
Но Овчарова Р.В. указывает на то, что в зависимости от полноты и неполноты семьи и влияние в этой семье матери на ребенка идеал матери у ребенка формируется по разному.
Как показывают исследования Литвиновой А.В., «дети из полной семьи с согласованием образов родителей воспринимают обстановку в семье как благоприятную, с низкой конфликтностью и враждебностью. Они очень зависимы от родителей, испытывают чувство неполноценности в семье, и имеют недостаточно развитые навыки общения. Поэтому они стараются принять на себя субъектную позицию оценщика направленную на удовлетворение собственных желаний и оценку действий других людей» [6]
Как отмечает ученый, такие дети воспринимают родителей как тех людей, которые ориентированы на семью, на других детей в семье. Мать, в такой семье, занимает позицию лидера, является реализатором семейных ролей. «Показатель лидерства как индикатор включенности в орбиту матери подавляет субъектную активность детей; в результате дети становятся слишком зависимыми от родителей, испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации, мало общаются со сверстниками и имеют недостаточно развитые навыки общения» [6].
«В группе детей из полной семьи с рассогласованным образом родителей преобладает роль субъекта – исполнителя по типу аккомодации, обеспечивающая защиту в случае нестабильных отношений. Ребенок ищет пути к созданию ситуации, которая устраивала бы родителей и также была выгодна или не противоречила его потребностям, принимает на себя функцию исполнителя в общении с родителями. Сохранить их любовь и свою значимость в семейной ситуации – вот что является смыслом данного типа поведения. Роль субъекта-координатора по типу аккомодации дает нам представление об активной позиции ребенка, которая формируется совместно со взрослым, под его руководством, учит усваивать логику действий» [6]. По мнению ученого, обычно, в таких семьях, уровень конфликтной ситуации –средний, а уровень чувства неполноценности в семейной ситуации – низкий. Этот показатель очень важен и является определяющим в развитии личности ребенка.
В неполных семьях, по мнению Литвиновой А.В. образ матери значительно связан с общительностью и любознательностью, с братом или с сестрой.
По мнению ученого, образ материя образ матери является особенно важным для детей в неполных семьях, так как дети очень часто ориентируются на образ матери в качестве модели для подражания. Поэтому важными личностными качествами, для детей из таких семей, являются такие качества как лидерство, агрессивность, отгороженность.
Если же говорить, о становлении образа уже себя как матери у девушек, тот тут нельзя не отметить, что важную роль, здесь, играет готовность девушки стать матерью. Как отмечает в своей статье, И.Ю., Хамитова, ведение себя как матери, не приходит к девушке не до беременности, не во время беременности, ни даже после родов. Как говорит ученый, женщина для становления образа матери «проходит целый путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы» [12]. Как отмечает ученый, развитие формирования образа себя как матери зависит от опыта взаимодействия и общения с собственной матерью, а так же важным фактором является телесное взаимодействия ребенка и матери после родов, в ходе которых возникает привязанность между матерью и ребенком. Хамитова И.Ю. отмечает, что важным периодом в становлении образа себя как матери является период беременности. По словам ученого, именно в это время у женщины происходит «вживание» в роль матери.
Вывод по главе
Рассмотрев
психологические исследования в
области становления образа себя как
будущей матери, можно сделать вывод о
том, что формирования себя, в качестве
будущей матери по словам большинства
ученых происходит во время беременности.
Как отмечают ученые, именно в данный период
у женщины происходит наиболее явное сближение
с ребенком, что и способствует формированию
себя как будущей матери.
Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста
2.1. Программа
эмпирического исследования
Целью
проведения заключается в том, чтобы
раскрыть основные закономерности феномена
материнства и его
Объектом исследования выступает онтогенетическое становление феномена материнства.
Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте
Гипотеза. Мы предполагаем, что существуют различия в представлении о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте
Задачи:
1)
раскрыть суть понятия «
2)
изучить онтогенетические
3)
Рассмотреть формирование
Методы исследования.
Для исследования становления образа себя в качестве будущей матери использовались следующие методики, которые были модифицированы нами с целью изучения нашей гипотезы:
Опросник «Сознательное родительство» (Овчарова О.В.).
Данная методика направлена на изучение оценки себя как будущей матери, материнских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о материнстве. Предлагаемый опросник выполняет три функции:
Данный опросник имеет две формы : для матерей и для отцов. Нами использовался форма опроса для матерей.
Инструкция: Отвечая на вопросы, поставьте галочку рядом с тем вариантом ответа, который Вам подходит более всего. Вариант опросника для женщин представлен в приложении 1.
Анализ методики «Сознательное родительство» осуществлялся по следующим критериям:
Целью обработки результатов являлось выявить уровень осознанности себя как будущей матери. Мера оценки осуществлялась при помощи баллов, которые выставлялись по средствам прямой шкалы вербальных оценок в бальные, то есть, выбор первой позиции в предложенных вариантах ответа соответствовал одному баллу, выбор второй позиции соответствовал двум балом и т.д. Из этого следует, что чем выше был по конкретному критерию, тем выше осознанность данного критерия.
Так же, в ходе исследования была использована проективная методика «Родительское сочинение» (Карабанова О.А.). Данная методика позволяет более полно оценить представления девочек подросткового и юношеского возрасте о себе, как о будущей матери. Данная методика была модифицирована нами и состояла из восьми незаконченных предложений. Список предложений представлен в приложении 2. Предложения были разделены на четыре шкалы:
Открытая шкала. По словам автора, открытая шкала выявляет особенность родительской позиции с помощью незаконченных предложений. Эта шкала позволяет выявить значимые характеристики для формирования образа будущего ребенка. Шкала включает следующие предложения:
« Когда я думаю о своём будущем ребёнке, то…»
« Скорее всего он/она будет…»
Шкала сравнительной оценки будущего ребенка. Эта шкала позволяет выявить отношение матери к своему будущему ребенку по сравнению с другими детьми. Шкала включает в себя одно незаконченное предложение:
« По сравнению с другими детьми, мой ребенок будет…»
Шкала идеальных ожиданий от будущего ребенка позволяет выявить те намерения, которые ожидает мать от своего будущего ребенка, а так же особенности его воспитания. Шкала включает три незаконченных предложения:
« Я бы хотела, что бы мой будущий ребенок…»
« Я всегда мечтала о том, чтобы мой ребенок…»
« Я была бы рада, если бы мой ребенок…»
Значимые характеристики ребенка. Данная шкала позволяет выделить те значимые качества для ребенка, которые бы будущая мать хотела бы видеть в нем. Эта шкала включает в себя одно незаконченное предложение:
« Главное, в характере моего будущего ребенка будет…»
Обработка и интерпретация результатов осуществлялась при помощи количественного анализа полученных данных. Диапазон шкалы оценок проводился по методу «принятия-отвержения» суждения: от -3 (явное отвержение до +3 ( максимальное принятие).
- минус три балла ставилось в том случае, если в контексте наблюдалось явное отвержение к свему будущему ребенку
- минус два балла ставилось в том случае если в контексте прослеживалась не столь явное, а скорее скрытое отношение к будущему ребенку
- минус один балл ставился в случае, если в тексте прослеживалась слабая выраженность отношения к будущему ребенку
- ноль баллов ставилось в случае, когда отношение к будущему ребенку было нейтральным
-
плюс один балл ставился в
том случае, когда отношение к
будущему ребенку было близко
к нейтральному, но все же содержало
слабую выраженность
- плюс два балла приписывалось тогда, когда в контексте прослеживалось позитивное отношение ко своему будущему ребенку