Становление себя в качестве будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста

Автор: d******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель- раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте
Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства
Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление образа себя как будущей матери в сознании девочки подросткового и юношеского возраста……………………………………6
Феномен материнства……………………………………………………6
Онтогенетические аспекты формирования материнства……………...12
Становление образа матери…………………………………………….19
Вывод о главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста…………………………23
2.1. Программа эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста………………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста……………………………………………………………………..28
Вывод по главе……………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ГОУВПО  «ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Профессионально-педагогический институт

Кафедра психологии профессионального  развития 
 
 

Курсовая  работа по психологии развития и 

возрастной  психологии на тему: 

«Становление себя в качестве будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста» 
 

Автор работы: 

Крупнова  М.

ППИ, ПС-09

Научный руководитель:

Коновальчук А.Н.

к.псих.н., доцент 
 

Нижний  Новгород

2011 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Становление образа себя как будущей матери в сознании девочки подросткового и юношеского возраста……………………………………6

    1. Феномен материнства……………………………………………………6
    2. Онтогенетические аспекты формирования материнства……………...12
    3. Становление образа матери…………………………………………….19

Вывод о главе……………………………………………………………….22

Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек  подросткового и юношеского возраста…………………………23

2.1. Программа  эмпирического исследования образа  себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста………………..23

2.2. Анализ  и интерпретация результатов  эмпирического исследования образа  себя как будущей матери у  девочек подросткового и юношеского  возраста……………………………………………………………………..28

Вывод по главе……………………………………………………………. 30

Заключение………………………………………………………………….31

Список  литературы………………………………………………………..33

Приложение 1………………………………………………………………35

Приложение 2………………………………………………………………49

Приложение 3………………………………………………………………50

Приложение 4………………………………………………………………..51 

Введение

     В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа в сознании человека имеет очень большое  значение для развития для формирования теорий как в общей психологии, так и теоретических позиций в психологических отраслях «Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как "сколки с действительности" — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде» [5].

     Когда мы начинаем говорить об образе, то, естественно, возникает вопрос : образ кого или  чего? Мы имеем в виду отношение  образа к тому, что принято называть оригиналом.

     По  этому в данной работе, мы решили заострить своё внимание на проблеме материнства и становления образа матери.

      На  сегодняшний день, если брать во внимание то, что в России идет активное повышение рождаемости, то проблема становления себя в образе родителя является как ни когда актуальной, а к тому же проблема становления себя как будущей матери. Эта проблема, интересует ученых занимающихся в разных отраслях психологической науки и не только в психологии.. Но эта проблема так и остается до конца неизученной, хотя к ней обращались в своих исследованиях множество ученых как западных, так и отечественных. Например, таких как Сапогова Е.Е. Микова Т.С. Г.Г. Филиппова, Ходырева Е.А. и множество других ученых. Эти ученые выделяли множество аспектов, а так же факторов которые влияют на становление образа себя как будущей матери и пытались определить что же всё таки такое «материнство».

     В своей работе мы решили акцентировать своё внимание на проблеме формирования образа матери в подростковом и юношеском возрасте в сознании девушки, так как, по нашему мнению, именно в этих онтогенетических периодах девочки начинают задумываться о свадьбе, мужьях и конечно же о детях.

     Цель- раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте

     Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства

     Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте

     Гипотеза. Мы предполагаем, что существуют различия в представлении о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте

     Задачи:

     1) раскрыть суть понятия «Феномен материнства»

     2) изучить онтогенетические особенности аспектов формирования феномена материнства

     3) Рассмотреть формирование представление о себе как о будущей матери в подростковом и юношеском возрасте.

     Методы  исследования.

   Для исследования становления образа себя в качестве будущей матери использовались следующие методики, которые были модифицированы нами с целью изучения нашей гипотезы:

  1. Опросник «Сознательное родительство» ( Овчарова О.В.)
  2. Проективная методика «Родительское сочинение» (Карабанова О.А.)

Исследования  проводились в 2011г в г. Нижний Новгород на студентах ВУЗа ВГИПУ, группы ПС-09 и в г. Дзержинске воспитанниках клуба по месту жительства «Бригантина». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Становление образа матери в подростковом и юношеском возрасте

    1. Феномен материнства

   Проблема материнства изучалась в русле многих наук, таких как медицина, история, биология, физиология и множество других. Но в последнее время появился достаточно большой интерес к изучению этой проблемы. Рассмотрим некоторые взгляды относительно феномена материнства.

     В толковом словаре Д.Н Ушакова, термин «материнство» определяется как  « родственная связь матери с  детьми» [8]

     Ходырева  Е.А. и Микова Т.С., в своей работе « Социально-психологический феномен  девиантного материнства» поясняют термин « материнство» как сложный феномен, имеющий свои физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности [13].

     В. И. Бутман рассматривает термин «материнство»  как процесс выстраивания между  матерью и ребенком смысловых  границ. По мнению ученого, основным новообразованием материнства является изменение смысловой сферы женщины, которая определяется переживанием материнства как динамического процесса, регулирующегося в системе материнско-детских взаимоотношений.[1]

       Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен, как часть личностной сферы женщины, где обеспечиваются все условия для развития ребенка.

     Таким образом, можно отметить, что не существует единого мнения в определение термина «материнство». Каждый ученый, занимающийся данной проблемой, имеет свой индивидуальны подход к трактовке данного термина. Однако, то, что ученые не пришли к единому мнению, не означает, что данная проблема не имеет свои направления в изучении.

     Практически во всей литературе, большое значение отводится биологическим основам материнства. По словам Филипповой Г.Г, все исследования в изучении феномена материнства можно объединить  в две большие группы, в которых мать и те условия которые она обеспечивает рассматриваются как организация тех сред, в которые способствовали более успешному развитию ребенка.

     В биологических исследованиях материнства ученые выделяют три основных направления. Это:

- Этнологические  исследования

-Психологические  и физиологические исследования

-Сравнительно  психологические исследования

     В этнологических исследованиях, как отмечает Филиппова Г.Г., материнство изучается с позиции оценки количества тех ресурсных затрат, которая использует родительская особь, для выявления эволюционных для формирования паттернов родительского поведения. В этом направлении особое внимание уделяется изучение материнского поведения у высших приматов на воле и вне воли.

     Что касается психологического и физиологического аспекта материнства, то тут нельзя не отметить то, что традиционном в этом направлении является сравнительное изучение поведения животного и человека. По словам Филипповой Г.Г здесь изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний и их роль в обеспечении эмоциональных особенностей материнско-детских отношений, а так же в развитии материнства. Ученый приходит к выводу о том, что гормональный фон создает условия для восприятия ситуации взаимодействия с ребенком, хотя интерпретация своих собственных состояний во время беременности и в раннем материнстве напрямую зависит от личностных особенностей, смысла беременности и семейной и социальной ситуации. По словам Филипповой Г.Г. большое значение уделяется сравнительным исследованиям гормонального фона, а так же материнскому поведению,  динамике эмоциональных состояний во время беременности (например таких как тревожность, стрессоустойчивость, раздражительность, депрессивность, а особенно их обострения в первом и третьем триместрам беременности) и сепарации у разных видов животных и человека.

     В сравнительно-психологическом исследовании главную роль играет сравнительное изучение материнства у животного и человека и возникновение такого феномена как «материнский инстинкт».

     К психологическим основам материнства  Филиппова Г.Г относит следующие  направления в исследованиях:

-Феноменологическое

- Психолого-педагогическое  направление

-Психотерапевтическое  направление

- Материнство  как часть личностной сферы  женщины

-Материнство  как стадия половозрастной и  личностной идентификации

-Девиантное  материнство

     Феноменологическое  направление. Ученые, ведущие исследования в этом направлении выделяют и подробно описывают функции матери, особенности её поведения, установки и т.д. Как отмечает Филиппова Г.Г. именно в данных исследованиях ярко проявляется ориентация на возрастные особенности ребенка.

     Психолого-педагогическое направление. В данном разделе, как самостоятельное направление можно выделить перинатальную психологию, которая занимается изучением проблем беременности, родов, послеродового периода. Как отмечается Филиппова Г.Г. в «этих исследованиях используется семейно-ориентированная психотерапия, включающая отца и других членов семьи в период ожидания ребенка, психологическая подготовка семейных пар к рождению и воспитанию ребенка, разрабатываются методы психологической коррекции и психологической подготовки беременной и семейных пар с точки зрения оптимизации условий для развития ребенка (ориентация на «сознательное родительство»), психологические тренинги, практика «мягких родов», домашних, родов с мужем, родов в воде и т.п. Выделяются качества матери, особенности ее переживаний, эмоциональных и физиологических состояний, которые считаются оптимальными и на которые исследователи и практики ориентируются в построении своих программ»[11].

     Психотерапевтическое направление. В этом направлении более фундаментально изучаются особенности матери и её влияние на нарушения психического развития ребенка.

     Материнство как часть личностной сферы женщины. В этом направление работы ведутся  в изучении удовлетворения женщиной своей материнской ролью, как стадии личностной и половой идентификации.

Информация о работе Становление себя в качестве будущей матери у девушек подросткового и юношеского возраста