Автор: d******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа
Цель- раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте
Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства
Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление образа себя как будущей матери в сознании девочки подросткового и юношеского возраста……………………………………6
Феномен материнства……………………………………………………6
Онтогенетические аспекты формирования материнства……………...12
Становление образа матери…………………………………………….19
Вывод о главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста…………………………23
2.1. Программа эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста………………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста……………………………………………………………………..28
Вывод по главе……………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУВПО
«ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Профессионально-педагогический институт
Кафедра
психологии профессионального
развития
Курсовая работа по психологии развития и
возрастной
психологии на тему:
«Становление
себя в качестве будущей
матери у девушек подросткового
и юношеского возраста»
Автор работы:
Крупнова М.
ППИ, ПС-09
Научный руководитель:
Коновальчук А.Н.
к.псих.н.,
доцент
Нижний Новгород
2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Становление образа себя как будущей матери в сознании девочки подросткового и юношеского возраста……………………………………6
Вывод
о главе……………………………………………………………
Глава 2. Эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек подросткового и юношеского возраста…………………………23
2.1. Программа
эмпирического исследования
2.2. Анализ
и интерпретация результатов
эмпирического исследования
Вывод по главе……………………………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………35
Приложение 2………………………………………………………………49
Приложение 3………………………………………………………………50
Приложение
4………………………………………………………………..51
Введение
В
психологической науке проблема
образа принадлежит к числу
Когда мы начинаем говорить об образе, то, естественно, возникает вопрос : образ кого или чего? Мы имеем в виду отношение образа к тому, что принято называть оригиналом.
По этому в данной работе, мы решили заострить своё внимание на проблеме материнства и становления образа матери.
На сегодняшний день, если брать во внимание то, что в России идет активное повышение рождаемости, то проблема становления себя в образе родителя является как ни когда актуальной, а к тому же проблема становления себя как будущей матери. Эта проблема, интересует ученых занимающихся в разных отраслях психологической науки и не только в психологии.. Но эта проблема так и остается до конца неизученной, хотя к ней обращались в своих исследованиях множество ученых как западных, так и отечественных. Например, таких как Сапогова Е.Е. Микова Т.С. Г.Г. Филиппова, Ходырева Е.А. и множество других ученых. Эти ученые выделяли множество аспектов, а так же факторов которые влияют на становление образа себя как будущей матери и пытались определить что же всё таки такое «материнство».
В своей работе мы решили акцентировать своё внимание на проблеме формирования образа матери в подростковом и юношеском возрасте в сознании девушки, так как, по нашему мнению, именно в этих онтогенетических периодах девочки начинают задумываться о свадьбе, мужьях и конечно же о детях.
Цель- раскрыть основные закономерности феномена материнства и его онтогенетического развития в научной литературе, провести эмпирические исследования образа себя как будущей матери у девочек-подростков и у девушек в юношеском возрасте
Объект. Онтогенетическое становление феномена материнства
Предмет. Представления о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте
Гипотеза. Мы предполагаем, что существуют различия в представлении о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте
Задачи:
1) раскрыть суть понятия «Феномен материнства»
2) изучить онтогенетические особенности аспектов формирования феномена материнства
3) Рассмотреть формирование представление о себе как о будущей матери в подростковом и юношеском возрасте.
Методы исследования.
Для исследования становления образа себя в качестве будущей матери использовались следующие методики, которые были модифицированы нами с целью изучения нашей гипотезы:
Исследования
проводились в 2011г в г. Нижний Новгород
на студентах ВУЗа ВГИПУ, группы ПС-09 и
в г. Дзержинске воспитанниках клуба по
месту жительства «Бригантина».
Глава 1. Становление образа матери в подростковом и юношеском возрасте
Проблема материнства изучалась в русле многих наук, таких как медицина, история, биология, физиология и множество других. Но в последнее время появился достаточно большой интерес к изучению этой проблемы. Рассмотрим некоторые взгляды относительно феномена материнства.
В толковом словаре Д.Н Ушакова, термин «материнство» определяется как « родственная связь матери с детьми» [8]
Ходырева
Е.А. и Микова Т.С., в своей работе
« Социально-психологический
В. И. Бутман рассматривает термин «материнство» как процесс выстраивания между матерью и ребенком смысловых границ. По мнению ученого, основным новообразованием материнства является изменение смысловой сферы женщины, которая определяется переживанием материнства как динамического процесса, регулирующегося в системе материнско-детских взаимоотношений.[1]
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен, как часть личностной сферы женщины, где обеспечиваются все условия для развития ребенка.
Таким образом, можно отметить, что не существует единого мнения в определение термина «материнство». Каждый ученый, занимающийся данной проблемой, имеет свой индивидуальны подход к трактовке данного термина. Однако, то, что ученые не пришли к единому мнению, не означает, что данная проблема не имеет свои направления в изучении.
Практически во всей литературе, большое значение отводится биологическим основам материнства. По словам Филипповой Г.Г, все исследования в изучении феномена материнства можно объединить в две большие группы, в которых мать и те условия которые она обеспечивает рассматриваются как организация тех сред, в которые способствовали более успешному развитию ребенка.
В
биологических исследованиях
- Этнологические исследования
-Психологические и физиологические исследования
-Сравнительно психологические исследования
В этнологических исследованиях, как отмечает Филиппова Г.Г., материнство изучается с позиции оценки количества тех ресурсных затрат, которая использует родительская особь, для выявления эволюционных для формирования паттернов родительского поведения. В этом направлении особое внимание уделяется изучение материнского поведения у высших приматов на воле и вне воли.
Что касается психологического и физиологического аспекта материнства, то тут нельзя не отметить то, что традиционном в этом направлении является сравнительное изучение поведения животного и человека. По словам Филипповой Г.Г здесь изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний и их роль в обеспечении эмоциональных особенностей материнско-детских отношений, а так же в развитии материнства. Ученый приходит к выводу о том, что гормональный фон создает условия для восприятия ситуации взаимодействия с ребенком, хотя интерпретация своих собственных состояний во время беременности и в раннем материнстве напрямую зависит от личностных особенностей, смысла беременности и семейной и социальной ситуации. По словам Филипповой Г.Г. большое значение уделяется сравнительным исследованиям гормонального фона, а так же материнскому поведению, динамике эмоциональных состояний во время беременности (например таких как тревожность, стрессоустойчивость, раздражительность, депрессивность, а особенно их обострения в первом и третьем триместрам беременности) и сепарации у разных видов животных и человека.
В
сравнительно-психологическом
К
психологическим основам
-Феноменологическое
- Психолого-педагогическое направление
-Психотерапевтическое направление
- Материнство как часть личностной сферы женщины
-Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации
-Девиантное материнство
Феноменологическое направление. Ученые, ведущие исследования в этом направлении выделяют и подробно описывают функции матери, особенности её поведения, установки и т.д. Как отмечает Филиппова Г.Г. именно в данных исследованиях ярко проявляется ориентация на возрастные особенности ребенка.
Психолого-педагогическое направление. В данном разделе, как самостоятельное направление можно выделить перинатальную психологию, которая занимается изучением проблем беременности, родов, послеродового периода. Как отмечается Филиппова Г.Г. в «этих исследованиях используется семейно-ориентированная психотерапия, включающая отца и других членов семьи в период ожидания ребенка, психологическая подготовка семейных пар к рождению и воспитанию ребенка, разрабатываются методы психологической коррекции и психологической подготовки беременной и семейных пар с точки зрения оптимизации условий для развития ребенка (ориентация на «сознательное родительство»), психологические тренинги, практика «мягких родов», домашних, родов с мужем, родов в воде и т.п. Выделяются качества матери, особенности ее переживаний, эмоциональных и физиологических состояний, которые считаются оптимальными и на которые исследователи и практики ориентируются в построении своих программ»[11].
Психотерапевтическое направление. В этом направлении более фундаментально изучаются особенности матери и её влияние на нарушения психического развития ребенка.
Материнство как часть личностной сферы женщины. В этом направление работы ведутся в изучении удовлетворения женщиной своей материнской ролью, как стадии личностной и половой идентификации.