Специфика психического выгорания в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Среди многообразия видов социальной деятельности человека профессиональная деятельность занимает особое место, образуя основную форму активности субъекта. Процесс профессионального становления и профессиональной саморегуляции - важнейшая составляющая жизнедеятельности человека - остается одной из центральных проблем современной психологии, не теряющих актуальность.

Работа содержит 1 файл

по теме.docx

— 89.56 Кб (Скачать)

Структурный анализ индивидуальных факторов выгорания  позволяет перейти с аналитического уровня, описывающего статистические связи отдельных особенностей личности и выгорания, и представить специфику  структурной организации когнитивных, личностных и мотивационных особенностей личности в зависимости от уровня выгорания.

В ходе исследования обнаружена большая  устойчивость по отношению к развитию эмоционального истощения у руководителей, обладающих высокоорганизованной, целостной, гармоничной структурой личности. По параметру деперсонализации наибольшей организованностью личности отличаются руководители, способные держать  определенную дистанцию с подчиненными, балансируя между дружескими отношениями с подчиненными и деперсонализацией. Также в исследовании описан ряд специфичных для руководителей, обладающих различным уровнем психического выгорания, личностных механизмов, характеризующих выполнение управленческой деятельности;

Таким образом, рассмотрев полученные в работе результаты, можно констатировать, что поставленные в работе цели и  задачи выполнены. Подводя итоги  исследования, можно сформулировать следующие выводы.

1. Осуществлен анализ взглядов  по проблеме психического выгорания,  начиная с первых упоминаний  симптоматики «сгорания» профессионалов  и заканчивая современным состоянием  данной проблемы в отечественной»  и зарубежной психологии. В; настоящее  время феномен выгорания; является  общепризнанным психологическим  явлением, характерным для субъектов  профессий социального типа.

2. На основе теоретического анализа  сформулировано обобщенное определение  психического выгорания, в соответствие  с которым оно рассматривается  как устойчивый, прогрессирующий,  негативный профессиональный феномен,  свойственный широкому кругу  лиц и •обладающий определенной  структурной организацией. Этот  синдром включает в себя три  основные составляющие: эмоциональное  истощение, деперсонализацию и  редукцию профессиональных достижений, каждая из которых может быть  представлена комплексом симптомов:  поведенческих, когнитивных, мотивационных,  эмоциональных и соматических.

3. В ходе всестороннего анализа  существующих подходов к изучению  психического выгорания зафиксировано,  что в современной психологии, с одной стороны, отсутствует  единство в определении основных  симптомов выгорания, механизмов  его возникновения и динамики  развития, с другой — имеются  противоречивые взгляды о связи,  выгорания с различными подструктурами  личности и организационными  составляющими.

4. В результате анализа установлено  двойственное положение управленческой  деятельности по отношению' к  феномену психического выгорания:  с одной стороны, руководители  подвержены высокому риску возникновения  у них данного феномена, с другой - их деятельность обладает характеристиками, препятствующими развитию выгорания.  Обоснована необходимость комплексного  изучения феномена выгорания  в управленческой деятельности  в связи с его* теоретической  и практической, значимостью, а  также недостаточной методологической- и эмпирической' проработанностью проблемы специфика данного феномена и его детерминации у руководителей.

5. Руководители сравнительно меньше  подвержены эмоциональному истощению,  чем представители других профессий  субъект-субъектного типа. Психическое выгорание у руководителей обладает некоторой пороговой величиной, достижение которой) приводит к быстрому прекращению выполнения управленческой деятельности.

6. Психическое выгорание у руководителей  обладает специфичной структурой: оно складывается' из двух симптомов  — эмоциональное истощение и  деперсонализация; редукция профессиональных  достижений у них возникает  лишь в том случае, когда руководитель  перестает справляться со своими  функциями и, как следствие,  быстро теряет свою работу.

7. Психическое выгорание в первую  очередь сказывается на процессуальной  стороне управленческой деятельности, непосредственноне затрагивая ее эффективность.

8. Ведущее детерминирующее влияние  на развитие выгорания у руководителей  оказывает перспектива карьерного  роста как системообразующий  фактор мотивации управленческой  деятельности как таковой.

9. Большинство общепризнанных факторов  выгорания являются вторичными  по отношению к статусно-ролевой позиции управленца. Несмотря на это, в наибольшей степени защищенными от выгорания являются руководители:

- находящиеся на более высоком  уровне управления,"

- в возрасте до 27 лет, в возрасте  от 35 до 45 лет и старше 55 лет,

- имеющие детей,

- готовые к нечастому изменению  мест своей работы,

- обладающие собственным организационным' пространством,

- удовлетворенные содержанием ^ своей  работы, межличностными отношениями  в коллективе, организацией потоков  информации и степенью собственнойютветственности.

10". Центральным внутренним ингибитором психического выгорания в деятельности руководителя выступает симптомокомплекс личностных характеристик «уверенность в себе», представленный комбинацией следующих черт: эмоциональная стабильность, интернальность, уверенная адекватность и социальная смелость.

11. Основными личностными факторами,  повышающими риск развития психического  выгорания у руководителей, являются  безответственность, неумение или  нежелание проявлять заинтересованность  окружающими людьми, личностная  и ситуативная тревожность.

12. Подтверждено> наше предположение  о влиянии выгорания на личностные  особенности руководителей. Эмоциональное  истощение оказывает значимое  влияние на мятежность личности. Деперсонализация руководителя  детерминирует способность сдерживать  тревожность.

13. Наиболее целостной и гармоничной  структурой личности обладают  руководители с низким уровнем  эмоционального истощения и управленцы  со средней выраженностью деперсонализации.

14. Существуют универсальные личностные  механизмы, способствующие выполнению  управленческой деятельности, не  связанные с развитием психического  выгорания. В тоже время для  групп руководителей, дифференцированных  по показателям психического  выгорания, можно выделить специфичные,  уникальные личностные механизмы  реализации управленческой деятельности.

Список  литературы диссертации

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. — 333 с.

2. Агапова, М.В. Социально-психологические  аспекты эмоционального выгорания  и самоактуализации личности: автореф. дис. канд. психол. наук / М.В. Агапова. Ярославль, 2004. - 22 с.

3. Айсина, P.M. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: автореф. дис. . канд. психол. наук / P.M. Айсина. М., 2007. — 21 с.

4. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. -305 с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет  познания / Б.Г. Ананьев. — Д.: Изд-во  ЛГУ, 1968.-339 с.

6. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина 7-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 668 с.

7. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-416 с.

8. Анохин, П.К. Философские аспекты  теории функциональных систем: избр. труды / П.К. Анохин. -М.: Наука, 1979. 455 с.

9. Анциферова, Л.И. Сознание и действия  личности в трудных жизненных  ситуациях / Л.И. Анциферова // Психологический  журнал. — 1991. — №1 (Т. 12.). С. 23-31.

10. Безносов, С.П. Профессиональная подготовка и ее влияние на деятельность: проблема профессиональной деформации: учеб. пособие для вузов / С.П. Безносов, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть. СПб.: ВВКУ ВВ МВД России, 1996. - 166 с.

11. Боголюбова, Я.В. Личностные детерминанты  психического выгорания руководителей:  дипломная работа / Я.В. Боголюбова. — Ярославль, 2005. — 70 с.

12. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

13. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное  состояние проблемы / В.А. Бодров. М.: ИП РАН, 1995. — 136 с.

14. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального  выгорания» в профессиональном  общении / В.В. Бойко. СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

15. Большакова, Т.Б. Личностные детерминанты  и организационные факторы возникновения  психического выгорания у медицинских  работников: дис. . канд. психол. наук/ Т.Б. Большакова. Ярославль, 2004. — 167 с.

16. Борисова, Е.А. Оценка и аттестация  персонала / Е.А. Борисова. — СПб.: Питер, 2003.-288 с.

17. Борисова, Е.М. Индивидуальность  и профессия / Е.М. Борисова, Н.И.  Логинова. М.: Азбука, 1991. - 78 с.

18. Борисова, М.В. Психологические детерминанты  психического выгорания у педагогов:  автореф. дис. . канд. психол. наук / М.В.Борисова. — Ярославль, 2003. 18 с.

19. Брушлинский, А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы / А.В. Брушлинский // Известия Российской академии образования. — М.:, 1999.-С. 30-41.

20. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.А. Морозов. СПб.: Питер, 2001. - 518 с.

21. Виданова, Ю.И. Особенности психического выгорания и преодолевающего поведения у административных работников государственной службы: автореф. дис. . канд. психол. наук / Ю.И. Виданова. СПб, 2008. - 25 с.

22. Водопьянова, Н.Е. Психическое  выгорание и качество . жизни / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Психологические проблемысамореализации личности / под ред. JI.A. Коростылевой. — СПб: СПбГУ, 2002.- С.123-144.

23. Водопьянова, Н.Е. Синдром «выгорания»  в профессиях системы «человек-человек» / Н.Е. Водопьянова // Практикум  по психологии менеджмента и  профессиональной деятельности / под  ред. Г.С. Никифорова и др. —  СПб.: Питер, 2001. — 312 с.

24. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического  выгорания» в коммуникативных  профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология  здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Питер, 2000. - С. 112-131.

25. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания:  диагностика и профилактика / Н.Е.  Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.

26. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического  выгорания в управленческой деятельности / Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова,  Е.С. Старченкова // Вестник СПбГУ. 1997. - Сер.6. - Вып.7. - № 13. - С. 84-90.

27. Выханду, JI.K. Об исследовании многопризнаковых биологических систем / JI.K. Выханду // Применение математических методов в биологии. — JI.: ЛГУ, 1964. Т. 3. - С. 19-22.

28. Гайда, В.К. Психологическое тестирование: учебное пособие для вузов / В.К. Гайда, В.П. Захаров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 143 с.

29. Геллерштейн, С.Л. Психотехника / С.Л. Геллерштейн // История советской психологии труда: тексты: 20-30 годы XX века / под ред. В.П. Зинченко и др.-М.: Наука, 1983. С.127-132.

30. Глас, Д. Статистические методы  в педагогике и психологии / Д.  Глас, Д. Стэнли. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.

31. Горшкова, Л. Оценка управленческого  персонала: параметры и методы / Л. Горшкова // Человек и труд  — 2003. № 3. - С. 23-37.

32. Гришина, Н.В. Помогающие отношения:  профессиональные и экзистенциональные  проблемы / Н.В. Гришина // Психологические  проблемы самореализации личности. СПб.: Речь, 1997. - С.143-156.

33. Димова В.Н. Исследование факторов, влияющих на психическое выорание в различных сферах деятельности / В.Н. Димова, В.Е. Орел // ЧФ: Социальный психолог. — 2009. — № 1. — С. 121-125.

34. Дмитриева, М.А. Психологические  факторы профессиональной адаптации  / М.А. Дмитриева // Психологическое  обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 1991. - С. 4360.

35. Дружинин, В.Н. Психология общих  способностей / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 1999. 356 с.

36. Жеглова, К.Ю. Особенности динамики  формирования психического выгорания  в профессиях оператора телекоммуникационной  связи: дис. канд. психол. наук / К.Ю. Жеглова. Ярославль, 2007. - 167 с.

37. Зотова, О.И. Некоторые аспекты  социально-психологической адаптации  личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М.: Наука, 1979. С. 219-232.

38. Иванова, Е.В. Личностные особенности,  обусловливающие возникновение  профессиональной деформации учителя,  и их изменения в процессе  профилактико-коррекционной работы: дис. . канд. психол. наук / Е.В. Иванова. — Ярославль, 2003. — 152 с.

39. Ильин, Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е.П.  Ильин // Вопросы психологии. 1988. - № 6. — С. 85-93.

Информация о работе Специфика психического выгорания в управленческой деятельности