Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа
Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в России
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить особенности дошкольного образования
Введение
1.Современное дошкольное образование
2.Актуальные проблемы дошкольного образования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Необходимость
выравнивания стартовых возможностей
детей из разных социальных групп
и слоев населения перед
Впервые
понятие “предшкольное
Качество дошкольного образования
Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования. Относительно единых требований на всех ступенях – речь идет о постепенном становлении базовых умений применять знания, о ключевых компетентностях, которые начинают становиться в раннем возрасте и продолжают свое развитие до взросления. Относительно единых требований к дошкольному образованию – речь идет о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программы для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.
На
системном уровне одним из показателей
качества образования является преемственность
образования на разных ступенях. Модернизация
дошкольного образования в
В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем модернизация дошкольного образования требует решения и специфических задач, которые могут быть определены как обеспечение одновременно и преемственности, и использования ресурсов дошкольного возраста при избегании искусственной акселерации по разработке программ для дошкольников.
В процессе модернизации системы образования особое внимание уделяется взаимодействию с гражданами, общественностью как с основными представителями детей, получающих образовательные услуги. Взаимодействие строится и относительно ожиданий от образования, и относительно удовлетворенности результатами образования (качеством).
Общественное управление в дошкольном образовании
Представление о качестве образования строится на основании ряда позиций. Так, позиция государства относительно качества образования – эффективность расходования средств при решении задачи дошкольного образования: подготовка ребенка к поступлению в школу. Позиция граждан дает ориентацию на понимание качества через успешность человека в разных жизненных пространствах (не только в учебе на следующем этапе образования, но и в выстраивании дружеских и семейных отношений, в построении карьеры и многое другое, из чего складывается просто удовлетворенность человека собой и своей жизнью). В связи с этим, решая вопрос оформления представления качества образования, принципиально построение механизма независимой оценки качества образования. Это возможно через деятельность управляющих советов образовательных учреждений (которые могут определять качество работы педагогов, директора ОУ), управляющих советов муниципального и регионального масштабов (которые могут принимать участие в решении стратегических вопросов муниципальной и региональной системы дошкольного образования, решать вопросы поддержки качественно работающих образовательных учреждений и др.) Таким образом, качество оказываемых образовательных услуг должно стать фактором влияния на заработную плату педагога (воспитателя), на объем финансирования образовательного учреждения.
Система повышения квалификации работников дошкольного образования
Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Низкий
уровень заработной платы педагогов
системы дошкольного
Основа сложившейся ситуации в системе повышения квалификации – базовое противоречие: представление о качестве дошкольного образования не сформировано, следовательно, при отсутствии образа качества (критериев качества) невозможно построить эффективную образовательную программу для педагогов дошкольного образования.
Необходимо
преобразовывать и
Отдельно
имеет смысл обсуждать
В заключение можно сделать следующие выводы.
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
-
охрана и укрепление
-
обеспечение интеллектуального
и личностного развития
-
забота об эмоциональном
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".
Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.
Принципы, на которых основывается дошкольное образование, состоят в следующем (см. Приложение Б):
-
гуманистический характер
-
единство федерального
-
общедоступность образования,
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
-
свобода и плюрализм в
-
демократический,
- автономность образовательных учреждений.
Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми в дошкольных учреждениях можно проводить по следующим направлениям:
-
изменение форм общения с
-
отказ от преподнесения детям
политико-идеологизированных
- изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);
-
насыщение жизни детей
-
изменение организации
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Возрастные особенности | качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека |
2 | Психика | субъективное
отражение объективной |
3 | Интеллектуальная
готовность |
развитие образного
мышления, воображения и творчества,
а также основ словесно- |
4 | Психическое отражение | активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями |
5 | Действие | основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели |
6 | Сенсомоторные процессы | это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения |
7 | Личностная готовность | определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе. |
8 | Значение | содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные значения – понятия) |
9 | Физическая готовность | состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность |
10 | Поведение | понимать внешние проявления психической деятельности человека |
11 | Возраст | категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития |
Информация о работе Современное дошкольное образование детей и его особенности