Современное дошкольное образование детей и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в России
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить особенности дошкольного образования

Содержание

Введение
1.Современное дошкольное образование
2.Актуальные проблемы дошкольного образования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

!Шаблон на курсовую работу - 3282.doc

— 512.00 Кб (Скачать)

      Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп  и слоев населения перед началом  систематического обучения в школе свидетельствует о целесообразности построения особой работы с детьми старшего дошкольного (предшкольного) возраста. Каждый возрастной период сензитивен (чувствителен) к развитию определенных психологических способностей. Если упустить возможности возраста, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в учебе и в карьере. Успешность заключается в нахождении человеком своего, собственного дела, которое позволит ему чувствовать себя нужным и реализовавшимся, но для того чтобы этого достичь, необходима продуманная и целенаправленная работа, начиная с раннего детства.

      Впервые понятие “предшкольное образование” прозвучало в конце 2004 года, когда  министр образования и науки  Андрей Фурсенко представлял Концепцию  модернизации российского образования. Цель предшкольного образования - выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников. Сегодня предшкольное образование реализуется почти в каждом регионе РФ.

      Качество  дошкольного образования

      Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования. Относительно единых требований на всех ступенях – речь идет о постепенном становлении базовых умений применять знания, о ключевых компетентностях, которые начинают становиться в раннем возрасте и продолжают свое развитие до взросления. Относительно единых требований к дошкольному образованию – речь идет о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программы для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.

      На  системном уровне одним из показателей  качества образования является преемственность  образования на разных ступенях. Модернизация дошкольного образования в свете  этого показателя становится важным условием успешности реализации ФЦПРО:

  1. Единство общих образовательных ориентиров (требует определенности в понимании результативности образования с учетом специфики возраста);
  2. Обеспечение равных стартовых условий для овладения начальным школьным образованием.

      В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем модернизация дошкольного образования требует решения и специфических задач, которые могут быть определены как обеспечение одновременно и преемственности, и использования ресурсов дошкольного возраста при избегании искусственной акселерации по разработке программ для дошкольников.

      В процессе модернизации системы образования особое внимание уделяется взаимодействию с гражданами, общественностью как с основными представителями детей, получающих образовательные услуги. Взаимодействие строится и относительно ожиданий от образования, и относительно удовлетворенности результатами образования (качеством).

      Общественное  управление в дошкольном образовании

      Представление о качестве образования строится на основании ряда позиций. Так, позиция  государства относительно качества образования – эффективность  расходования средств при решении задачи дошкольного образования: подготовка ребенка к поступлению в школу. Позиция граждан дает ориентацию на понимание качества через успешность человека в разных жизненных пространствах (не только в учебе на следующем этапе образования, но и в выстраивании дружеских и семейных отношений, в построении карьеры и многое другое, из чего складывается просто удовлетворенность человека собой и своей жизнью). В связи с этим, решая вопрос оформления представления качества образования, принципиально построение механизма независимой оценки качества образования. Это возможно через деятельность управляющих советов образовательных учреждений (которые могут определять качество работы педагогов, директора ОУ), управляющих советов муниципального и регионального масштабов (которые могут принимать участие в решении стратегических вопросов муниципальной и региональной системы дошкольного образования, решать вопросы поддержки качественно работающих образовательных учреждений и др.) Таким образом, качество оказываемых образовательных услуг должно стать фактором влияния на заработную плату педагога (воспитателя), на объем финансирования образовательного учреждения.

      Система повышения квалификации работников дошкольного образования

      Для обеспечения качества дошкольного  образования важен профессиональный уровень педагогов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

      Низкий  уровень заработной платы педагогов  системы дошкольного образования (в среднем по России он в 1,5 раза ниже, чем у учителей) ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих высокое качество дошкольного образования.

      Основа  сложившейся ситуации в системе  повышения квалификации – базовое противоречие: представление о качестве дошкольного образования не сформировано, следовательно, при отсутствии образа качества (критериев качества) невозможно построить эффективную образовательную программу для педагогов дошкольного образования.

      Необходимо  преобразовывать и организационные  схемы: система повышения квалификации должна стать частью системы образования  в целом. Как учитывается результат  образования в рамках повышения  квалификации? В чем результат  прохождения курсов повышения квалификации? Как этот результат связан с непосредственной деятельностью педагога? Как это может повлиять на заработную плату педагога?

      Отдельно  имеет смысл обсуждать разработку особых образовательных программ для  управленческого корпуса системы  дошкольного образования. При введении нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда, иных механизмов повышения эффективности деятельности всей системы, от управленцев образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, требуется проявление, прежде всего, менеджерских качеств. Сегодня директора ОУ – педагоги, которые прошли определенный карьерный путь. При всем при этом, хороший педагог – не обязательно хороший менеджер. Усиливая тезис, необходимо сказать: хороший менеджер не обязательно должен быть педагогом (даже менеджер в сфере образования). Такие условия задают новые требования к системе подготовки, повышения квалификации управленцев (директоров ОУ, где реализуются программы дошкольного образования): необходимы инновационные программы (содержание образования, технологии и способы повышения квалификации, принципы набора курсантов, применимость результатов образовательных курсов в практической деятельности и др.) 

     Заключение

     В заключение можно сделать следующие  выводы.

     Основными функциями дошкольного учреждения являются:

     - охрана и укрепление физического  и психического здоровья детей;

     - обеспечение интеллектуального  и личностного развития ребенка;

     - забота об эмоциональном благополучии  каждого ребенка;

     - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".

     Следует подчеркнуть, что задачи и функции  дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.

     Принципы, на которых основывается дошкольное образование, состоят в следующем (см. Приложение Б):

     - гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

     - единство федерального культурного  и образовательного пространства. Защита и развитие системой  образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

     - общедоступность образования, адаптивность  системы образования к уровням  и особенностям развития и  подготовки обучающихся, воспитанников;

     - светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

     - свобода и плюрализм в образовании;

     - демократический, государственно-общественный  характер управления образованием;

     - автономность образовательных учреждений.

     Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми в дошкольных учреждениях можно проводить по следующим направлениям:

     - изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм  воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);

     - отказ от преподнесения детям  политико-идеологизированных конкретных  сведений при ознакомлении с окружающим;

     - изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

     - насыщение жизни детей классической  и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;

     - изменение организации предметной  среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной.

     Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Возрастные  особенности качественно специфические  свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека
2 Психика субъективное  отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых  регулируется взаимодействие человека с внешней средой
3 Интеллектуальная

готовность

развитие образного  мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического  мышления, овладение средствами познавательной деятельности
4 Психическое отражение активное отражение  мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями
5 Действие основная единица  анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели
6 Сенсомоторные процессы это процессы, в  которых осуществляют связь восприятия и движения
7 Личностная  готовность определенный  уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
8 Значение содержание  общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные значения – понятия)
9 Физическая  готовность состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый  уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность
10 Поведение понимать внешние  проявления психической деятельности человека
11 Возраст категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития

Информация о работе Современное дошкольное образование детей и его особенности