Современное дошкольное образование детей и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в России
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить особенности дошкольного образования

Содержание

Введение
1.Современное дошкольное образование
2.Актуальные проблемы дошкольного образования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

!Шаблон на курсовую работу - 3282.doc

— 512.00 Кб (Скачать)

     - мастерство и профессионализм;

     - сотрудничество, сотворчество;

     - педагогическое сообщество (социально-психологический  климат в коллективе, сплоченность).

     Пространство  развития ребенка:

     - предметно-развивающая среда;

     - образовательное пространство;

     - дополнительное образовательное  пространство;

     - социальная ситуация развития;

     - медико-социопсихопедагогическое сопровождение;

     - детское сообщество.

     Логика  развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

     На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

     На  этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу.

     На  этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

     Интегрирование  названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:

     - структурной организации социального  заказа в области дошкольного  образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);

     -смены  этапов и уровней развертывания  сущностных сил субъекта: адаптация,  интеграция, индивидуализация;

     - эволюции ведущих видов управления  в ДОУ (традиционное, мотивационное  программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);

     - смены ведущих форм взаимосвязанной  деятельности субъектов процесса  развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.

     Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

     Режим функционирования – процесс жизнедеятельности  ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

     Многими исследователями развитие ДОУ связывается  с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

     В таблице 1.1. представлены сравнительные  характеристики режимов жизнедеятельности  учреждений, которые служат ориентирами  в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

     Таблица 1.1

     Основные  характеристики режимов жизнедеятельности  ДОУ

Показатели  Режимы
Функционирование  Развитие 
Тип/вид  ДОУ Традиционный, типовой Инновационный
Цели  и задачи управления Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала Обновление  компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности
Субъект управления Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью Коллективный  субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы.
Научные концепции управления, подходы Эмпирический, основанный на личном опыте Мотивационное программно-целевое управление, его  вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы  развития
Мотивационное обеспечение Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы Создание атмосферы  творчества, поиска при соответствующей  системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов
Воспитательно-образовательный процесс Достижение  устойчивых результатов в стабильных условиях Получение качественно  новых результатов в изменяющихся условиях
Содержание  образования Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств
Технологии  Обеспечивают  стабильные результаты Личностно-ориентированное  воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов
Организация воспитательно-образовательного процесса Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование  в системах ДОУ –школа - ВУЗ
Нормативно-правовое обеспечение Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу Типовые документы становятся основой для разработки собственных
Кадровое  обеспечение Традиционные  требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения  стабильных результатов воспитания и обучения Конкурсная  основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов
Научно-методическое обеспечение Традиционные  учебные программы и планы Инновационные, авторские методики, ориентированные  на зону ближайшего развития субъектов
Финансовое  обеспечение Бюджетное Бюджетное и внебюджетное
Материально-техническое  обеспечение Организация базового процесса на имеющихся материалах Постоянно расширяющееся  обеспечение как результат динамического  развития
 

     Существует  несколько признаков, по которым  можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития.:

  1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.
  2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.
  3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.
  4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

     Обновление  состояния ДОУ связывается с  основными аспектами изменения  его системных качеств. К ним  можно отнести указанные пространства развития, а также уровни их сформированности и согласованности в жизнедеятельности учреждения.

    Современные тенденции развития дошкольного образования

     Происходящие  трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

     Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).

     Таблица 1.2.

     Современные тенденции в развитии дошкольного  образования.

Тенденции Процесс
Управление  Педагогическая  деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение  комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение  состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения  и позиции:

- субъект-субъктные;

-возможность  гибкой смены позиции объекта  и субъекта каждым участником.

Расширение  полномочий и состава субъектов  воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация  Расширение  типов и уровней управления. Индивидуализация  и дифференциация. Вариативность  в реализации образовательных услуг. Расширение  структур сопровождения:

-медико-валеологическая;

-социально-педагогическая;

-психологическая;

-коррекционно-педагогическая.

 

     Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

     На  сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или  содержательного перехода большинства  ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

     Другой  аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации  соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому  вопрос определения актуальных проблем  в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

     По  мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

       В итоге же ДОУ вынуждены  ориентироваться на «примерные  требования», выдержанные в традиционном  административном духе. По мнению  ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

     Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного  образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

     Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности [7].

     Ведущим направлением гуманизации образования  считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).

     Демократизация  связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

     Диверсификация  предполагает необходимое и достаточное  разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

     Проекция  данных оснований на воспитательно-образовательный  процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

     - человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

     - целостности педагогического процесса  и комплексности целей;

     - активности и равнопартнерства  в педагогическом взаимодействии  всех субъектов педагогического  процесса.

     Модернизация  управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие  управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

     Показателями  качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

     - демократизации и гуманизации;

     - системности и целостности управления;

     - централизации/децентрализации;

     - взаимосвязи и разделения стратегического,  тактического и оперативного  уровней управления и соответствующих  им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

Информация о работе Современное дошкольное образование детей и его особенности