Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа
Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в России
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить особенности дошкольного образования
Введение
1.Современное дошкольное образование
2.Актуальные проблемы дошкольного образования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
- мастерство и профессионализм;
- сотрудничество, сотворчество;
- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).
Пространство развития ребенка:
- предметно-развивающая среда;
- образовательное пространство;
-
дополнительное
- социальная ситуация развития;
-
медико-
- детское сообщество.
Логика
развертывания процессов
На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.
На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу.
На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
-
структурной организации
-смены
этапов и уровней
-
эволюции ведущих видов
-
смены ведущих форм
Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.
Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.
В таблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.
Таблица 1.1
Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ
Показатели | Режимы | |
Функционирование | Развитие | |
Тип/вид ДОУ | Традиционный, типовой | Инновационный |
Цели и задачи управления | Поддержание стабильных
результатов, воспроизводство опыта,
использование наработанного |
Обновление
компонентов воспитательно- |
Субъект управления | Администрация,
при ограниченных правах других субъектов,
неразвитость горизонтальных связей,
единоначалие преобладает над |
Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы. |
Научные концепции управления, подходы | Эмпирический, основанный на личном опыте | Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития |
Мотивационное обеспечение | Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы | Создание атмосферы
творчества, поиска при соответствующей
системе материального и |
Воспитательно-образовательный процесс | Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях | Получение качественно
новых результатов в |
Содержание образования | Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ | Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств |
Технологии | Обеспечивают стабильные результаты | Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов |
Организация воспитательно-образовательного процесса | Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения | Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ |
Нормативно-правовое обеспечение | Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу | Типовые документы становятся основой для разработки собственных |
Кадровое обеспечение | Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения | Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов |
Научно-методическое обеспечение | Традиционные учебные программы и планы | Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов |
Финансовое обеспечение | Бюджетное | Бюджетное и внебюджетное |
Материально-техническое обеспечение | Организация базового процесса на имеющихся материалах | Постоянно расширяющееся
обеспечение как результат |
Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития.:
Обновление
состояния ДОУ связывается с
основными аспектами изменения
его системных качеств. К ним
можно отнести указанные
Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).
Таблица 1.2.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования.
Тенденции | Процесс | ||
Управление | Педагогическая деятельность | Сопровождение и обеспечение | |
Гуманизация | Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. | Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. | Расширение
комплекса услуг для |
Демократизация | Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. | Новые отношения
и позиции:
- субъект-субъктные; -возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. |
Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса |
Диверсификация | Расширение типов и уровней управления. | Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг. | Расширение
структур сопровождения:
-медико-валеологическая; -социально-педагогическая; -психологическая; -коррекционно-педагогическая. |
Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.
В итоге же ДОУ вынуждены
ориентироваться на «примерные
требования», выдержанные в
Проведенный
анализ существующих концепций, проектов
и программ в сфере дошкольного
образования позволяет выделить
ряд базовых тенденций в
Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности [7].
Ведущим
направлением гуманизации образования
считается самоопределение
Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.
Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
- человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
-
целостности педагогического
-
активности и равнопартнерства
в педагогическом
Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.
Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
- демократизации и гуманизации;
-
системности и целостности
- централизации/децентрализации;
-
взаимосвязи и разделения
Информация о работе Современное дошкольное образование детей и его особенности