Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа
Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в России
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить особенности дошкольного образования
Введение
1.Современное дошкольное образование
2.Актуальные проблемы дошкольного образования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Дмитровский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Педагогическая психология |
Тема | Современное дошкольное
образование детей и его |
Фамилия студента | Гришина |
Имя студента | Татьяна |
Отчество студента | Михайловна |
№ контракта | 08505080701051 |
Введение
1.Современное дошкольное образование
2.Актуальные проблемы дошкольного образования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение
Дошкольное детство является одной из наиболее теоретически разработанных и экспериментально разработанных областей. Здесь существуют сложившиеся традиции, как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях по изучению проблематики начальных этапов онтогенеза развития человека (Ж. Пиаже, М. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.). Однако, парадоксальность ситуации состоит в том, что общение ребенка со взрослым, как правило, рассматривается в рамках изучения «детско-родительских отношений». Что является существенной недостаточностью освещения вопроса. Это только одна из позиций «общественного взрослого». Не менее значимы и важны отношения с другой позицией «общественного взрослого»: воспитателем. Но, последние десятилетия практически не дают нам работ по изуче6нию матрицы отношений «воспитатель детского сада – ребенок». Однако, именно здесь взрослый занимает совершенно особую позицию. Следующий важный момент: практически нет работ, изучающих воспитателей детских садов как особой социально-профессиональной группы. Таким образом, несмотря на декларации о значимости сферы дошкольного воспитания и постоянные «подчеркивания» в различных концепциях по дошкольному воспитанию роли педагога, воспитатели находятся на периферии изучения. Таким образом, данная тема исследования является особо актуальной.
В России уже давно культивируется широкая система дошкольного воспитания (образования). И сейчас, этой системе особенно много уделяют внимание, поскольку она продолжает играть одну из основных ролей в вопросах воспитания детей и в процессе получения ими образования. Первое образовательное учреждение, с которым может столкнуться ребенок – это ясли. Чаще всего, в ясли принимают детей в возрасте от одного года до трех лет.
Однако бывают и исключения: некоторые ясли специализируются на воспитании детей от двух месяцев с момента рождения и до годовалого возраста. Подавляющее большинство детских садов в стране финансируются либо государством, либо ведомствами или муниципалитетами. В последние годы увеличивается число частных дошкольных учреждений, однако их процент не превышает 10% от общего числа детских садов в России. Частные детские сады – всегда платные, но и муниципальные дошкольные заведения порой не полностью бесплатны. Довольно часто родители оплачивают определенный процент от стоимости услуг оказываемых детским садом. Принцип посещения ребенком детского сада довольно гибок: родители сами выбирают режим, по которому их чадо будет посещать сад. Это может быть расписание их полной (сорокачасовой) рабочей недели, неполной недели, неполного или полного рабочего дня и так далее. В детских садах сейчас делается особый упор на открытость отношений персонала и родителей, тем самым достигается получение наиболее полной информации о ребенке: его наклонностях, способностях, пристрастиях, особенностях и пр. Современные сады – это не только то место, где ребенок может под присмотром взрослых скоротать свое время, это еще и учреждение, выполняющее общеобразовательные, здравоохранительные и иные функции. Если дети отстают в развитии, то детский сад придет им на помощь. Не зависимо от того, какого вида отставание: умственное или физическое. В большинстве детских садов детям уже оказывается и помощь детского психолога. Во многих подобных учреждениях психолог уже включен в штат. В услуги некоторых детских садов входит посещение детьми бассейна, спортзала под наблюдением инструкторов и физиотерапевтов. Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью или глотанием, то тут же, в саду, ему придет на помощь квалифицированный логопед… В общем, ситуация в стране с детскими садами и им подобными учреждениями более чем удовлетворительная.
Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в России
Задачи:
Работа состоит из введения, основной части, заключения,глоссария списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 40 страниц.
Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов.
В
современном научно-
В 1990 году охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад. Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.
В 1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В.Давыдова, В.Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы. В 1991 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.
Последние 10-15 лет принесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 года №448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004 года уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы. Эта программа успешно реализуется. Остается надеяться, что к концу 2010 года в России:
будет
успешно и грамотно работать инновационная
система дошкольного
будут даны равные стартовые возможности для дошкольников, что повысит их качество образования на последующих ступенях обучения;
сложится культурный образ дошкольного возраста;
произойдет консолидация родительской и образовательной общественности.
10
апреля 2010 года В.В.Путиным был
подписан Федеральный закон «
С учетом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребенка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодежной семейной политики.
ДОУ
как система – сложное
Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.
Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.
Функциональные
компоненты определяются назначением
управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической,
мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической,
организационно-
Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.
Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.
Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством социализации личности.
Выделенные
пространства необходимы и на сегодняшний
день, как правило, достаточны для
обеспечения высоких
Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Рассматривая специфику функционирования системы, можно увидеть направленность и назначение выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства, дети становятся потребителями оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
Пространство развития ДОУ:
- кадровое, информационное обеспечение;
- материально-техническая база, ресурсы;
- управляющая система.
Пространство развития родителей:
-
включенность семьи в ДОУ (
-
преемственность и единство
- взаимоотношение родителей в семье;
- стиль воспитания в семье;
- родительское сообщество.
Пространство развития педагогов:
-
система стимулирования и
Информация о работе Современное дошкольное образование детей и его особенности