Современное дошкольное образование детей и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в России
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить особенности дошкольного образования

Содержание

Введение
1.Современное дошкольное образование
2.Актуальные проблемы дошкольного образования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

!Шаблон на курсовую работу - 3282.doc

— 512.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Дмитровский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Педагогическая  психология
Тема Современное дошкольное образование детей и его особенности 
Фамилия студента Гришина
Имя студента Татьяна
Отчество  студента Михайловна
№ контракта 08505080701051

 

     Содержание

     Введение

     1.Современное дошкольное образование

      2.Актуальные  проблемы дошкольного образования

      Заключение

      Глоссарий

      Список  использованных источников

      Приложение  

     Введение

     Дошкольное  детство является одной из наиболее теоретически разработанных и экспериментально разработанных областей. Здесь существуют сложившиеся традиции, как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях по изучению проблематики начальных этапов онтогенеза развития человека (Ж. Пиаже, М. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.). Однако, парадоксальность ситуации состоит в том, что общение ребенка со взрослым, как правило, рассматривается в рамках изучения «детско-родительских отношений». Что является существенной недостаточностью освещения вопроса. Это только одна из позиций «общественного взрослого». Не менее значимы и важны отношения с другой позицией «общественного взрослого»: воспитателем. Но, последние десятилетия практически не дают нам работ по изуче6нию матрицы отношений «воспитатель детского сада – ребенок». Однако, именно здесь взрослый занимает совершенно особую позицию. Следующий важный момент: практически нет работ, изучающих воспитателей детских садов как особой социально-профессиональной группы. Таким образом, несмотря на декларации о значимости сферы дошкольного воспитания и постоянные «подчеркивания» в различных концепциях по дошкольному воспитанию роли педагога, воспитатели находятся на периферии изучения. Таким образом, данная тема исследования является особо актуальной.

     В России уже давно культивируется широкая система дошкольного  воспитания (образования). И сейчас, этой системе особенно много уделяют  внимание, поскольку она продолжает играть одну из основных ролей в вопросах воспитания детей и в процессе получения ими образования. Первое образовательное учреждение, с которым может столкнуться ребенок – это ясли. Чаще всего, в ясли принимают детей в возрасте от одного года до трех лет.

     Однако  бывают и исключения: некоторые ясли специализируются на воспитании детей от двух месяцев с момента рождения и до годовалого возраста. Подавляющее большинство детских садов в стране финансируются либо государством, либо ведомствами или муниципалитетами. В последние годы увеличивается число частных дошкольных учреждений, однако их процент не превышает 10% от общего числа детских садов в России. Частные детские сады – всегда платные, но и муниципальные дошкольные заведения порой не полностью бесплатны. Довольно часто родители оплачивают определенный процент от стоимости услуг оказываемых детским садом. Принцип посещения ребенком детского сада довольно гибок: родители сами выбирают режим, по которому их чадо будет посещать сад. Это может быть расписание их полной (сорокачасовой) рабочей недели, неполной недели, неполного или полного рабочего дня и так далее. В детских садах сейчас делается особый упор на открытость отношений персонала и родителей, тем самым достигается получение наиболее полной информации о ребенке: его наклонностях, способностях, пристрастиях, особенностях и пр. Современные сады – это не только то место, где ребенок может под присмотром взрослых скоротать свое время, это еще и учреждение, выполняющее общеобразовательные, здравоохранительные и иные функции. Если дети отстают в развитии, то детский сад придет им на помощь. Не зависимо от того, какого вида отставание: умственное или физическое. В большинстве детских садов детям уже оказывается и помощь детского психолога. Во многих подобных учреждениях психолог уже включен в штат. В услуги некоторых детских садов входит посещение детьми бассейна, спортзала под наблюдением инструкторов и физиотерапевтов. Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью или глотанием, то тут же, в саду, ему придет на помощь квалифицированный логопед… В общем, ситуация в стране с детскими садами и им подобными учреждениями более чем удовлетворительная.

     Цель  работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования  в России

     Задачи:

  • Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования;
  • Выявить проблемы дошкольного образования;
  • Обозначить особенности дошкольного образования

     Работа  состоит из введения, основной части, заключения,глоссария списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 40 страниц.

     Основная  часть

     1.Современное дошкольное образование

     Не  будет преувеличением сказать, что  на сегодня ступень дошкольного  детства рассматривается как  один из главных образовательных  резервов.

     В современном научно-психологическом  понимании детство выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых этапов развития личности.

     В 1990 году охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При  этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад. Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.

     В 1989 году была создана «Концепция дошкольного  воспитания» (под редакцией В.Давыдова, В.Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала  создания правовой базы. В 1991 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.

     Последние 10-15 лет принесли радикальные изменения  в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 года №448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004 года уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.

     Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы. Эта программа успешно реализуется. Остается надеяться, что к концу 2010 года в России:

     будет успешно и грамотно работать инновационная  система дошкольного образования, как первая ступень общего образования;

     будут даны равные стартовые возможности  для дошкольников, что повысит  их качество образования на последующих ступенях обучения;

     сложится  культурный образ дошкольного возраста;

     произойдет  консолидация родительской и образовательной  общественности.

     10 апреля 2010 года В.В.Путиным был  подписан Федеральный закон «Об  утверждении Федеральной программы развития образования».

     С учетом того обстоятельства, что в  России сейчас более трети молодых  семей, имеющих ребенка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного  дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодежной семейной политики.

     ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных  и функциональных компонентов, условий  функционирования.

     Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.

     Структурными  компонентами являются управляющая  и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.

     Функциональные  компоненты определяются назначением  управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители» и соответствующих подсистемах.

     Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.

     Открытость  ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

     Основным  результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством социализации личности.

     Выделенные  пространства необходимы и на сегодняшний  день, как правило, достаточны для  обеспечения высоких результатов  воспитательной деятельности в ДОУ.

     Пространство  развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных  пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной  единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

     Рассматривая специфику функционирования системы, можно увидеть направленность и назначение выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства, дети становятся потребителями оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

     Пространство  развития ДОУ:

     - кадровое, информационное обеспечение;

     - материально-техническая база, ресурсы;

     - управляющая система.

     Пространство  развития родителей:

     - включенность семьи в ДОУ (степень  интегрированности);

     - преемственность и единство требований  ДОУ и семьи;

     - взаимоотношение родителей в  семье;

     - стиль воспитания в семье;

     - родительское сообщество.

     Пространство  развития педагогов:

     - система стимулирования и мотивации;

Информация о работе Современное дошкольное образование детей и его особенности