Состояние тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить влияние уровня тревожности на самооценку ребенка дошкольного возраста.
В соответствии с целью были выделены задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2) рассмотреть причины формирования тревожности у дошкольников;
3) подобрать ряд методик, направленных на выявление уровня тревожности дошкольников;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические положения и исследования…………………………………...5
1.1. Понятие тревожности в психологии и педагогике 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8
1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15
2. Экспериментальное изучение проблемы влияния тревожности на самооценку детей дошкольного возраста 20
Выводы 28
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

     Изучение  психологических особенностей поведения  дошкольников является чрезвычайно актуальной современной проблемой. Ряд исследователей: Выготский Л.И., Мухина В.С., Божович Л.И., занимающихся определением основных закономерностей поведения человека, отмечают, что поведение дошкольника имеет свои специфические особенности.

     Дошкольное  детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

     В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. В последние годы количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страха-ми, существенно увеличилось в нашей стране. Таким образом, выбранная тема является актуальной на сегодняшний день, так как влияние тревожности на самооценку ребенка оказывает глубокое влияние.

     Цель  исследования - выявить влияние уровня тревожности на самооценку ребенка дошкольного возраста.

     В соответствии с целью были выделены задачи:

     1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

     2) рассмотреть причины формирования тревожности у дошкольников;

     3) подобрать ряд методик, направленных на выявление уровня тревожности дошкольников;

     4) подобрать ряд игр, способствующих снижению уровня тревожности.

     Объектом  исследования является эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

     Предметом исследования является тревожность детей дошкольного возраста.

     Гипотеза  исследования – мы полагаем, что  уровень тревожности ребенка влияет на формирование его самооценки.

 

  1. Теоретические положения и исследования 
1.1. Понятие тревожности в психологии и педагогике

     Эмоции  и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

     Выделяют  такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные.

     К фундаментальным относят:

     1) интерес-волнение,

     2) радость,

     3) удивление,

     4) горе-страдание,

     5) гнев,

     6) отвращение,

     7) презрение,

     8) страх,

     9) стыд,

     10) вину [9,с.57].

     Остальные – производные. Из соединения фундаментальных  эмоций возникает такое комплексное  эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение [9, стр. 66].

     «Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» [2, стр. 68].

     Определенный  уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность [17, стр. 234]. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. 
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [14, стр. 68].

     Ситуативно  устойчивые проявления тревожности  принято называть личностными и  связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению [17, стр. 234].

     Ситуативно  изменчивые проявления тревожности  именуют ситуативными, а особенность  личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

     Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

     Поведение повышенно тревожных людей в  деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

     Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем  низкотревожные, реагируют на сообщения  о неудаче.

     Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в  условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

     Боязнь  неудачи — характерная черта  высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением  к достижению успеха.

     Мотивация достижения успехов преобладает  у низкотревожных людей. Обычно она  перевешивает опасение возможной неудачи.

     Для высокотревожных людей большей  стимулирующей силой обладает сообщение  об успехе, чем о неудаче.

     Низкотревожных  людей больше стимулирует сообщение  о неудаче.

     Личностная  тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

     Деятельность  человека в конкретной ситуации зависит  не только от самой ситуации, от наличия  или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. 
Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. 
Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [14, стр. 415].

     Таким образом, деятельность человека в порождающей  тревожность ситуации непосредственно  зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

 
 
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

 

     Эмоции  играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода. 
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. 
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [16,с.103].

     Но  дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

     Отрицательный фон ребенка характеризуется  подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт [11,с.105].

     Одной из причин такого эмоционального состояния  ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

     Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее  в ситуациях неопределенной опасности  и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [18,с.109]. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?». Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе («Я же ничего не мог!»). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

     Все что характерно для тревожных  взрослых, можно отнести и к  тревожным детям. Обычно это очень  не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным  приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

     Какова  же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

     В этом случае общение взрослого с  ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в  себе и в своих собственных  силах, он постоянно боится отрицательной  оценки, начинает беспокоиться, что  он делает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Информация о работе Состояние тревожности