Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель исследования - выявить влияние уровня тревожности на самооценку ребенка дошкольного возраста.
В соответствии с целью были выделены задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2) рассмотреть причины формирования тревожности у дошкольников;
3) подобрать ряд методик, направленных на выявление уровня тревожности дошкольников;
Введение 3
1. Теоретические положения и исследования…………………………………...5
1.1. Понятие тревожности в психологии и педагогике 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8
1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15
2. Экспериментальное изучение проблемы влияния тревожности на самооценку детей дошкольного возраста 20
Выводы 28
Список использованных источников 29
Наташа Б. назвала свое животное кобра. Такое название говорит о некоторых признаках агрессии. При рисовании Наташа вела себя тихо, прикрывала рукой рисунок, чтобы другие дети не могли увидеть, что она рисует. На рисунке виден сильный нажим на карандаш, несколько раз стирала рисунок – эти признаки говорят о проявлении повышенной тревожности. Рисунок расположен чуть ниже от центра листа, возможна неуверенность в себе.
А вот, например Настя Т. изобразила свой рисунок в левом нижнем углу листа, рисунок очень маленький. Анализируя рисунок по данным признакам можно сказать о том, что девочка испытывает чувство неуверенности в себе, возможна низкая самооценка, подавленность, нерешительность, она не заинтересована в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Вместо животного девочка изобразила человека-инопланетянина, так как девочка была не совсем внимательна. Также на рисунке мы видим некоторые признаки тревожности – сильный нажим на карандаш во время рисования.
Настя С. назвала свой рисунок человек-конь. Рисунок изображен немного ниже от средней линии листа, что возможно связано с отрицательными эмоциями ребенка в этот день, так как девочка до рисования целый день капризничала, не хотела играть с детьми. Рисунок имеет “запачканный” вид, что говорит о некотором напряжении во время рисования, повышенном уровне тревожности. Сильно затушевала туловище животного и неуверенная линия рисунка, что также говорит о повышенной тревожности. Также можно сказать по анализу рисунка о некоторых признаках агрессии, так как для агрессии характерно большое количество острых углов, глаза – пустые глазницы.
Андрей К. назвал свое нарисованное животное динозавр. Заметны на рисунке признаки агрессии: острые когти, длинные пальцы, зубы, оскал, агрессивная поза животного. Видны признаки повышенной тревожности, так как мальчик сильно затушевал туловище животного, много раз стирал. Животное расположил в верхней части листа. Такое положения рисунка на листе бумаги может сказать о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Во время рисования вел себя спокойно и сосредоточено рисовал.
Сопоставляя полученные результаты двух рисовальных тестов – «Дом - дерево - человек» и «Несуществующее животное» мы можем сделать вывод, что в рисунках обоих тестов мы видим проявление повышенной тревожности в рисунках одних и тех же детей. Также в большинстве рисунков детей отражаются признаки агрессии, рисуют животных очень крупными, что говорит о характерном для детей этого возраста эгоцентризме.
В заключение главы, мы пришли к следующим выводам:
1.
В данной группе детей
2. Сопоставляя полученные результаты двух рисовальных тестов – «Дом – дерево – человек» и «Несуществующее животное» можно сделать вывод, что в рисунках обоих тестов мы видим проявление повышенной тревожности в рисунках одних и тех же детей. Также в большинстве рисунков детей отражаются признаки низкой самооценки.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.
Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме тревожности и самооценки в психологии и педагогике, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.
Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные факты подтвердили гипотезу о том, что существует определенная зависимость между уровнем тревожности и особенностями проявления самооценки у детей дошкольного возраста.
Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей.
Отметим, что старший дошкольник ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.
Немаловажно отметить, что для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.