Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель исследования - выявить влияние уровня тревожности на самооценку ребенка дошкольного возраста.
В соответствии с целью были выделены задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2) рассмотреть причины формирования тревожности у дошкольников;
3) подобрать ряд методик, направленных на выявление уровня тревожности дошкольников;
Введение 3
1. Теоретические положения и исследования…………………………………...5
1.1. Понятие тревожности в психологии и педагогике 5
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 8
1.3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 15
2. Экспериментальное изучение проблемы влияния тревожности на самооценку детей дошкольного возраста 20
Выводы 28
Список использованных источников 29
Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.
Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам [13,с.79]. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками.
Недифференцированность
самооценки приводит к тому, что ребенок
шести-семи лет рассматривает оценку взрослым
результатов отдельного действия как
оценку своей личности в целом, поэтому
использование порицаний и замечаний
при обучении детей этого возраста должно
быть ограничено. В противном случае у
них появляется заниженная самооценка,
неверие в свои силы, отрицательное отношение
к учению.
Неадекватная заниженная самооценка также
может сформироваться у ребенка как результат
частого неуспеха в какой-то значимой
деятельности. Существенную роль в ее
формировании играет демонстративное
подчеркивание этого неуспеха взрослыми
или другими детьми. Специальными исследованиями
установлены следующие причины появления
у ребенка заниженной самооценки:
Данное эмпирическое исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении №27 г. Слонима.
Общий объем выборки составляет 33 ребенка старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), из них – 13 мальчиков и 20 девочек.
Для изучения эмоционального состояния дошкольников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
В результате проведенного исследования и количественной оценки теста мы получили данные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы.
Таблица 1. Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексов
Симптомокомплекс | Количество детей по уровню | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Незащищенность | - | - | 7 | 24% | 22 | 76% |
Тревожность | 2 | 7% | 5 | 17% | 22 | 76% |
Недоверие к себе | - | - | 7 | 24% | 22 | 76% |
Чувство неполноценности | - | - | 4 | 14% | 25 | 86% |
Враждебность | - | - | 6 | 21% | 23 | 79% |
Конфликтность (фрустрация) | - | - | 6 | 21% | 23 | 79% |
Трудности общения | - | - | 5 | 17% | 24 | 83% |
Депрессивность | - | - | 7 | 24% | 22 | 76% |
В таблице 2 находятся следующие полученные данные: по симптомокомплексу «незащищенность» - 24% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 76% детей - низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень тревожности имеют 7% детей, средний уровень тревожности имеют 17% детей и низкий уровень – 76% детей группы. 24% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе» и 76% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «чувство неполноценности» 14% детей имеют средний уровень выраженности, 86% детей – низкий уровень. 21% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность» и 79% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют средний уровень 21% детей и низкий уровень имеют 79% детей. По симптомокомплексу «трудности общении» имеют средний уровень 17% человек и низкий уровень – 83% человек. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют средний уровень 24% детей и 76% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Анализируя таблицу количественной обработки данных по симптомокомплексам, мы увидели некоторую взаимосвязь уровня тревожности с уровнем самооценки ребенка.
Анализируя рисунки некоторых детей, мы получили следующие результаты.
Например, анализ рисунка Ярослава Ч. показал нам наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (мальчик имеет неблагоприятную статусную категорию). Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка.
Анализ
еще одного рисунка показал немного другой
результат. Это анализ рисунка Юли К. Прежде
всего по рисунку можно сказать, что у
Юли высокий уровень тревожности и наблюдаются
трудности в общении с детьми группы. При
исследовании рисунка также можно сказать
о проявлении демонстративности, т.е. можно
предположить, что у Юли К. возможно проявление
демонстративности по типу «бегства в
воображение». Ребенок с таким видом демонстративности
менее благополучен в общении и взаимоотношениях.
А именно, испытывая потребность в общении,
он не может ее реализовать в силу присущей
ему тревожности, что еще более усугубляет
тревожный компонент в структуре его личности,
а демонстративные тенденции переносятся
в воображаемый план.
Компенсируя испытываемый им недостаток
внимания, такой ребенок иногда лжет, что
вызывает к нему отрицательное отношение
со стороны детей (особенно, если такая
черта отрицательно оценивается воспитателем).
Рисуя человека, ребенок с таким видом
демонстративности компенсирует свое
чувство неуверенности, как правило, за
счет изображения себя в виде принцессы
или других необычных персонажей, то есть
за счет украшения своего образа.
Исследуя рисунки некоторых детей, можно увидеть наиболее яркое проявление тревожности. Например, рисунок Андрея К. Прежде всего надо сказать, что ребенок при рисовании вел себя неспокойно, прикрывал рисунок рукой. На рисунке видна сильная линия нажима карандаша на бумагу. В рисунке человека, Андрей сильно выделил туловище: оно слишком крупное, что говорит о наличии неудовлетворенных, остроосознаваемых ребенком потребностей; туловище сильно затушевано, что говорит о присутствии тревоги у ребенка. Руки слишком крупные, т.е. у ребенка сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Одновременно фигура человека изображена как бы на ветру, что говорит о потребности этого ребенка в любви, привязанности, теплоте. В нарисованном доме отсутствует дверь, т.е. можно сказать, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими, есть трудности в общении с детьми, может быть из-за повышенного уровня тревожности. При зарисовке дерева изобразил только ствол и ветки. Ветки нарисованы в разные стороны - это поиск самоутверждения, контактов, суетливость, чувствительность к окружающему, что говорит о низкой самооценке.
Рисунок Леши К. показывает наличия у ребенка тревоги, эмоциональной зависимости, чувство дискомфорта и скованности, недостаток веры в себя, т.к. все три рисунка очень маленькие и изображены в самом низу листа. Линии рисунка неуверенные, выделение некоторых деталей рисунка говорит о возможном существовании тревожности. А также изменчивый нажим может говорить об эмоциональной нестабильности. Во время рисования ребенок просил помощи, переспрашивал, что надо рисовать. Изображение человека: руки человека короткие, отсутствуют кисти, что свидетельствует о сниженной практике общения ребенка. Потребность в общении не удовлетворяется. У ребенка возможно отсутствие стремления к общению и проявление чувства неадекватности. Рисунок дерева: ветки нарисованы вверх, одной линией, т.е. возможно ребенок старается избегать неприятностей реальности, приукрашивание реальности. Рассмотрим рисунок дома - опять таки отсутствие двери, что говорит о замкнутости ребенка, возникающие трудности в общении.
Анализируя рисунок Оли Ж., мы также видим некоторые проявления тревожности, а именно это - очень сильный нажим на карандаш при рисовании. В изображении человека: очень сильно затушевала волосы, что можно связать с тревогой, руки у человека очень длинные с невыраженными кистями, что говорит о стремлении и потребности девочки к самостоятельности, автономности. Руки изображены близко к телу, что может говорить о существующем напряжении. Также в изображении человека есть некоторые элементы демонстративности. В изображении дерева: круглая крона - показывает эмоциональность ребенка.
Павел
П. Расположил все три рисунка
в самом низу листа бумаги, рисунки
очень маленькие, что может говорить
о незащищенности ребенка, о неуверенности
в себе, чувство неполноценности. На всех
трех рисунках ребенок интенсивно выделял
некоторые детали – это показывает тревожность
ребенка. В рисунке человека – ноги широко
расставлены – возможно пренебрежение
(неподчинение, игнорирование или незащищенность)
ребенка. Ступни непропорционально длинные
– потребность ребенка в безопасности,
а может потребность демонстрировать
мужественность. В рисунке дерева ветви
нарисованы в разные стороны, что показывает
поиск контактов с окружающим, чувствительность
к окружающему.
Методика
"Рисунок несуществующего
животного"
Для
изучения эмоциональной сферы детей
мы провели также методику “Рисунок
несуществующего животного”. В результате
проведенного эксперимента мы имеем
следующие показатели, например:
Анализируя рисунок Ярослава Ч., мы видим
элементы агрессии, которые проявляются
в таких символах агрессии, как острые
зубы, оскал животного. Мы можем говорить
об агрессии по названию рисунка. Мальчик
назвал свое животное динозавр-острозуб.
Также в рисунке мы видим признаки тревожности:
мальчик много раз стирал рисунок, не знал,
где его разместить. При рисовании спрашивал,
правильно ли он рисует, прикрывал рукой
рисунок. При рисовании очень сильно нажимал
на карандаш. Рисунок получился очень
крупный, также можно сказать, что рисунок
как бы “запачканный”, что говорит о легкой
напряженности и повышенном уровне тревожности.
Анализируя рисунок Юли К. также можно сказать о существующих элементах агрессии, так как на рисунке животного Юля изобразила длинный пальцы с острыми когтями. Несколько раз стирала рисунок, не знала как расположить. При рисовании девочка немного была напряжена, что говорит о повышенном уровне тревожности. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. У девочки, возможно, есть потребность в общении с детьми, но она не удовлетворяется.