Систематическое скоординированное
использование системы вознаграждений
для поощрения тех, кто
способствует осуществлению
общеорганизационных целей, помогает
людям понять, как им
следует поступать в конфликтной ситуации,
чтобы это соответствовало желаниям руководства.
5.2 Межличностные стили
разрешения конфликтов.
Известны пять основных межличностных
стилей разрешения конфликтов: уклонение,
сглаживание, принуждение, компромисс
и решение проблемы.
УКЛОНЕНИЕ. Этот стиль подразумевает,
что человек старается
уйти от конфликта. Как отмечают
Роберт Блэйк и Джейн Мутон,
один из способов разрешения конфликта
— это «не попадать в ситуации,
которые провоцируют возникновение
противоречий, не вступать в
обсуждение вопросов, чреватых
разногласиями. Тогда не придется приходить
в возбужденное состояние, пусть
даже и занимаясь решением проблемы».
СГЛАЖИВАНИЕ. Этот стиль характеризуется
поведением, которое диктуется
убеждением, что не стоит сердиться, потому
что «мы все — одна счастливая
команда, и не следует раскачивать
лодку». «Сглаживатель» старается
не выпустить наружу признаки
конфликта и ожесточенности,
апеллируя к потребности в солидарности.
К сожалению, совсем забывают
про проблему, лежащую в основе
конфликта. Блэйк и Мутон
отмечают: «Можно погасить стремление
к конфликту у другого человека, повторяя:
«Это не имеет большого значения.
Подумай о том хорошем, что
проявилось здесь сегодня».
В результате может наступить мир, гармония
и тепло, но проблема останется.
Больше не существует возможности для
проявления эмоций, но они живут внутри
и накапливаются. Становится
очевидным общее беспокойство,
растет вероятность того, что в конечном
счете произойдет взрыв».
ПРИНУЖДЕНИЕ. В рамках этого
стиля превалируют попытки заставить,
принять свою точку зрения
любой ценой. Тот, кто
пытается это сделать,
не интересуется мнением других.
Лицо, использующее такой стиль, обычно
ведет себя агрессивно, и для влияния
на других использует
власть путем принуждения. Согласно
Блэйку и Мутон, «конфликт можно взять
под контроль, показав, что обладаешь
самой сильной властью, подавляя
своего противника, вырывая у него
уступку по праву начальника». Этот
стиль принуждения может быть эффективным
в ситуациях, где руководитель имеет
значительную власть над подчиненными.
Недостаток этого стиля заключается
в том, что он подавляет инициативу
подчиненных, создает большую
вероятность того, что будут учтены
не все важные факторы, поскольку представлена
лишь одна точка зрения. Он может
вызвать возмущение, особенно у
более молодого и более образованного
персонала.
КОМПРОМИСС. Этот стиль характеризуется
принятием точки зрения
другой стороны, но лишь до
некоторой степени. Способность
к компромиссу высоко ценится
в управленческих ситуациях,
так как это сводит
к минимуму недоброжелательность
и часто дает возможность быстро разрешить
конфликт к удовлетворению обеих сторон.
Однако, использование компромисса
на ранней стадии конфликта, возникшего
по важному решению, может помешать
диагнозу проблемы и сократить время поиска
альтернатив. Как отмечают Блэйк и
Мутон, такой компромисс означает согласие
только во избежание ссоры, даже если
при этом происходит отказ от благоразумных
действий. Такой компромисс
– это удовлетворенность тем, что доступно,
а не упорный поиск того, что является
логичным в свете имеющихся фактов и данных».
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Данный стиль
— признание различия
во мнениях и готовность
ознакомиться с иными точками
зрения, чтобы понять причины
конфликта и найти курс действий,
приемлемый для всех сторон.
Тот, кто пользуется таким стилем, не
старается добиться своей цели за счет
других, а скорее ищет наилучший вариант
решения конфликтной ситуации.
Обсуждая этот стиль, Блэйк и
Мутон отмечают, что
«...расхождение во взглядах
рассматривается как неизбежный результат
того, что у умных людей есть свои
представления о том, что правильно, а
что нет. Эмоции можно устранить
лишь путем прямых диалогов с лицом, имеющим
отличный от вашего взгляд. Глубокий
анализ и разрешение конфликта возможны,
только для этого требуется зрелость
и искусство работы с людьми. Такая конструктивность
в разрешении конфликта (путем решения
проблемы) способствует созданию атмосферы
искренности, столь необходимой для
успеха личности и компании в целом».
Таким образом, в сложных ситуациях,
где разнообразие подходов и
точная информация являются существенными
для принятия здравого решения,
появление конфликтующих мнений
надо даже поощрять и управлять
ситуацией, используя стиль решения
проблемы. Другие стили тоже могут с успехом
ограничивать или предотвращать конфликтные
ситуации, но они не приведут
к оптимальному решению вопроса, потому
что не все точки зрения были
изучены одинаково тщательно. Из исследований
известно, что высокоэффективные
компании в конфликтных ситуациях
пользовались стилем решения
проблем больше, чем малоэффективные
компании. В этих
высокоэффективных организациях
руководители открыто обсуждали свои
расхождения во взглядах, не подчеркивая
разногласий, но и не делая вида, что
их вовсе не существует. Они
искали решение, пока, наконец, не находили
его. Они также старались предотвратить
или уменьшить назревание конфликта,
концентрируя реальные полномочия
принимать решения в тех подразделениях
и уровнях управленческой иерархии,
где сосредоточены наибольшие знания
и информация о факторах, влияющих
на решение.
Заключение
Субъективные по природе
конфликты в управленческом
коллективе непосредственно порождаются
противоречиями между конвенциональными
ролями, которые призваны играть
руководители и исполнители,
каждый член организации, и отклонениями
от них, выражающимися в нарушении
установленных норм, невыполнении положенных
обязанностей и не реализации прав.
Источники таких противоречий кроются
в сфере социальной психологии личности
и группы.
Вообще взаимодействия в группе
не могут быть абсолютно
гармоничными, потому что не
может быть абсолютного
единства взглядов и интересов,
увлечений и ценностей, характеров и образования.
Возможность и вероятность конфликтов
заложена в существе человека.
И это нельзя оценивать
отрицательно. Надо умет решать конфликты.
Существуют различные виды
поведения в конфликте. Это
очень важно учитывать.
Роль конфликта имеет зависимость
от того, насколько эффективно
им управляют. У конфликта наблюдаются
следующие отрицательные черты:
- конфликт
может мешать удовлетворению потребностей
отдельной личности;
- конфликт
может мешать достижению целей как отдельной
личности, так и организации в целом;
- конфликт
практически всегда сопровождается угрозами,
враждебностью и непониманием.
Также конфликт обладает положительными
особенностями:
- предоставляет
возможность выразить свои мысли;
- выявляет
разнообразие точек зрения и большое число
альтернатив или проблем;
- дает дополнительную
информацию.
Если правильно управлять конфликтом,
то его вполне можно использовать
на благо организации.
Отсюда можно сделать вывод,
что конфликт – это борьба конкурентов,
которая возникает из-за дефицита власти
или средств, необходимых для удовлетворения
ценностей.
Литература
- Басова Н.В.
Педагогика и практическая психология.
– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 416 с.
- Зеркин Д.П.
Основы конфликтологии: – Ростов-н/Д: «Феникс»,2005.
- Зигерт
В., Ланг Л. «Руководить без
конфликтов», М.: Академический проект,
2003.
- Кибанов А.Я.
Основы управления персоналом. – Учебник.
М. ИНФРА-М, 2008.
- Немов Р.С.
Психология: учебн. Для студентов высших
пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
- Социальная
психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.
– 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр
«Академия», 2003. – 600 с.
- Чумикова
А. Н. «Управление конфликтами», М.: Экономика,
2008.