Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение понятия социального конфликта. Задачами работы являются изучение типологии конфликтов, причин его возникновения, а также анализ способов управления конфликтной ситуацией.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………3
1. Понятие и структура конфликта……………………………………………..5
2. Функции конфликтов…………………………………………………………7
3. Типы конфликтов…………………………………………………………….10
4. Причины конфликтов………………………………………………………..12
5. Управление конфликтной ситуацией……………………………………….14
5.1. Структурные методы………………………………………………………14
5.2. Межличностные стили разрешения конфликтов………………………..16
Заключение…..…………………………………………………………………19
Литература…..………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

конфл.doc

— 105.50 Кб (Скачать)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ  ФИЛИАЛ

       

     
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    

   по дисциплине   Социальная психология

 

   на   тему  Социальный конфликт 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2010

            Содержание

Введение….………………………………………………………………………3

1. Понятие  и структура конфликта……………………………………………..5

2. Функции  конфликтов…………………………………………………………7

3. Типы  конфликтов…………………………………………………………….10

4. Причины  конфликтов………………………………………………………..12

5. Управление  конфликтной ситуацией……………………………………….14

5.1. Структурные  методы………………………………………………………14

5.2. Межличностные стили разрешения конфликтов………………………..16

Заключение…..…………………………………………………………………19

Литература…..………………………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Введение

         Конфликт  является  неотъемлемым   элементом   функционирования   любого общества, поэтому   для   успешного   ведения деятельности необходимо понимать  природу  этого  социального явления и управлять им на практике.

   Как и у многих фундаментальных  понятий у конфликта  имеется   множество определений  и   толкований.  С  позиций  управления  организацией   конфликт определяется как  отсутствие  согласия  между  двумя  или  более  сторонами, которые  могут  быть  конкретными  лицами,  формальными   или  неформальными группами.  Каждая сторона делает всё,  чтобы была принята  её  точка  зрения или цель и мешает другой стороне  делать то же самое.

      Понятие конфликта часто ассоциируется  с агрессией,  угрозами, ссорами, войной и т.п. В результате бытует мнение, что  конфликт  -  явление  всегда нежелательное, что его, по возможности, следует избегать. Конфликты,  конечно,  не  всегда имеют положительный характер. Но во многих ситуациях конфликт  помогает выявить различные точки зрения,  даёт  дополнительную  информацию,  помогает выявить большее  число  альтернатив  и  т.д.  Это  делает  процесс  принятия решений   более   эффективным,    а    также    даёт    людям    возможность удовлетворить свои потребности в уважении и власти.

      Конфликт  может быть функциональным  и вести к повышению  эффективности  организации, или он может быть деструктивным и приводить к  снижению  личной удовлетворенности,  группового   сотрудничества   и   эффективности.    Роль конфликта  зависит от того, насколько эффективно им управляют.

   Обобщая многообразие определений  конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить  такое его определение.  Конфликт  – это противоборство общественных субъектов с целью реализации  их  противоречивых  интересов, позиций, ценностей и взглядов. И в данном, и во многих других  определениях, конфликт, прежде всего, связывается с противоречием или борьбой противоположностей.  Одним  из  существенных  признаков  конфликта является противоположность интересов, которые в свою очередь  сопрягаются  с ценностями,  целями  и  ориентациями.  Таким  образом,  интересы  –  главное понятие, необходимое для анализа конфликта.

   Целью контрольной работы является рассмотрение понятия социального конфликта.   Задачами работы являются изучение типологии конфликтов, причин его возникновения, а также анализ способов управления конфликтной ситуацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и  структура конфликта

   Слово конфликт в переводе  с латинского означает «столкновение». Это отсутствие согласия между какими-то сторонами и наличие противоречивых позиций между ними по некоторым причинам. Возникновение конфликта может произойти там, где сталкиваются разные желания, интересы, манеры поведения.

   Цель конфликта – это возможность  отстоять свое мнение, добиться  того, чтобы была принята во  внимание определенная точка зрения.

   Субъекты конфликта – это сами  участники конфликта. В их качестве  выступают определенные личности, группы людей и даже организации.

   Объект конфликта – это то, на чем сосредоточено внимание  и на что направлены действия  каждой из сторон, вступивших в конфликт.

   Любой  конфликт  характеризуется   конфликтующими  сторонами,   а   также предметом противоборства. Структура  конфликта  также   включает  конфликтное действие  в той или иной  форме   и  направляющее  его  сознание,  средства  и методы действия, поле конфликта. Кроме того,  ни  один  конфликт  невозможен без сложившейся до  его   появления   конфликтной   ситуации.   Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы,  классы, национально-этнические  общности,   организации,   социальные    институты, общественные  и   политические   объединения,   государства,   международные сообщества.  Субъекты  конфликта не   остаются   неизменными   в   процессе противоборства. О зрелости конфликта можно судить  по  степени формирования субъектов. Чем более развит конфликт, тем выше зрелость субъектов.  Динамика конфликта прямо связана с развитием его субъектов,  и наоборот.  Если конфликт  перерастает в   иное   качественное   состояние,   соответственно качественно изменяются противоборствующие стороны.

   Маскировка  подлинного  субъекта  конфликта   –   частое    явление   во внутригрупповых   столкновениях.  Например,  провоцирующий   напряженность   в трудовом  коллективе или в  каком-то  подразделении  госуправления  стремится скрыться за действиями других,  недовольных  поведением  управляющего  лица, официального лидера. Проблема субъекта конфликта имеет еще один аспект.  Для анализа конфликта, его  динамики  важно  различать  субъекта,  инициирующего конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем, это не  всегда один и  тот  же  субъект.  Агент,  спровоцировавший  конфронтацию,  зачастую оказывается не ведущей, не определяющей, а ведомой,  определяемой  стороной. Изменение соотношения противоборствующих  сил – одна  из  закономерностей конфликта, в особенности классового,  да  и международного.  Для военных конфликтов – это правило, хотя в истории было немало войн без победителей.

   Материальный  или  духовный  объект  общественной  жизни,  в   отношении которого  формируется  противоположная  направленность   активности   людей, составляет предмет конфликта.  Им  могут  быть  экономические  и  социальные блага, материальные и духовные ценности,  политические  режимы,  юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы,  идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы  человека,  нравственные  и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что  составляет элементы цивилизованной социальной жизни.  В конфликте наряду  с реальным предметом конфронтации  может фигурировать  мнимый предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры  до  времени.  Предмет конфликта – его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа  в суть  общественных  процессов,   исследователем   фиксируется   определенный уровень основы конфликта. Предмет конфликта –  это  та  переменная,  которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы  ни  были конфликтные отношения. 
 
 
 

       2 Функции конфликтов

   Выделяют несколько функций конфликтов.

   Информационно-познавательная. Любой   конфликт  сигнализирует  о   наличии проблемы, требующей решения,  позволяет ее познать,  поскольку   выявляется  в совокупности воспринимаемых  людьми  фактов.  Конфликт  стимулирует  познание интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся  в  противоборстве  субъектов; высвечивает  сущность  социальных   изменений,   выраженных   противоречием, лежащим в основе конфликта. Разногласия, дискуссии  как формы конфликтного поведения способствуют  поиску  истины.  В ходе  и в результате  взаимных столкновений социальные агенты лучше узнают друг друга,  усваивают полезный с точки зрения каждой стороны опыт, находя,  при желании,  возможные точки соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе  конфликта  раскрывается подлинная картина того, что  представляет  из  себя  каждая  сторона,  какие ценности (и ценности ли) она отстаивает.

   Другая всеобщая функция конфликта  — интегративная.  Казалось  бы,  имеет место парадокс:  конфликт  способствует  интеграции,  объединению  людей,  а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе. Однако  такова реальная  диалектика  социума,  где   конфликт   и   интеграция   неразрывно взаимосвязаны и постоянно меняются местами. Доминирование  одного  сменяется доминированием  другого.  Возникновение,  развитие,  а  главное,  разрешение конфликта   сплачивает   группы,   сообщества,   способствует   гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и  индивидов,  а  тем самым  содействует  формированию  необходимого  равновесия  в   общественном организме.

   Одна из общих  функции   конфликта  —  функция   стимулирования  адаптации социальной  системы  или  ее  отдельных   элементов,  включая  субъектов,   к изменяющейся среде.  Обществу,  социальным  группам,  индивидам,  партиям  и другим объединениям, идеологиям, культурным  системам  приходится  постоянно сталкиваться  с  новыми  условиями  и  новыми  потребностями,   порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления  к новой  ситуации  путем  преобразования  форм  и   методов   деятельности   и отношений, переоценки ценностей, критики  устаревших  образцов  поведения  и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит  без  противоречий  и конфликтов  между  старым  и   новым,   отжившим   и   нарождающимся.   Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические  и др.) не справляются с возникающими конфликтами  в  процессе  адаптации,  они уходят в небытие.

   Конструктивные   функции   конфликта   неотделимы   от    разрушительных последствий,  от  дисфункции.  Любая  позитивная  функция  конфликта   имеет  негативную сторону. Та и другая  проявляются  в  определенной  ситуации,  на определенной  стадии  конфликта,  в  результате  целенаправленных   действии противоборствующих    субъектов.    Объективные    последствия     конфликта (конструктивные либо  деструктивные)  зависят  от  многих  переменных  и,  в значительной степени, от средств борьбы.  Насильственные  средства  ведут  к расколу общества, а не  к  его  интеграции.  Насильственный  конфликт  может перерасти в хроническую  форму,  стать  конфликтом  антагонистическим,  даже если  ранее  он  таковым  не  был.  Последовательная  серия   насильственных конфликтов дробит общество, дезорганизует и препятствует  его духовной  и практической консолидации. В итоге общество оказывается в тупике.  Так что, говоря о позитивных функциях конфликта, следует иметь ввиду  противоречивую возможность ее реализации. Последствия любой революции — тому пример.

   Позитивные (конструктивные) функции  конфликтов не реализуются, если:

   а) они не регулируются совместными  усилиями противоборствующих агентов;

   б) подавляются одной из сторон

   в) загоняются внутрь общественного  организма.

   В результате могут образоваться  следующие дисфункциональные последствия:

Информация о работе Социальный конфликт