Социальные конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:29, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение природы социального конфликта.
В процессе работы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить понятие виды, и подходы к исследованию социальных конфликтов;
2. рассмотреть этапы протекания социальных конфликтов;
3. проанализировать причины возникновения конфликтов;
4. выявить условия успешного разрешения и регулирования конфликтов

Содержание

Введение 3
Сущность конфликта 5
Основные понятия, причины, воздействие конфликта 5
Социологические концепции конфликта 9
Составляющие конфликтно ситуации 10
Структура социального конфликта 11
Виды противоречий 11
Типология конфликтов 12
Стадии конфликтов 16
Пути устранения социальных конфликтов 19
Классификация конфликтных стратегий 19
Пути устранения социальных конфликтов 23
Выводы 25
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

курсовая социология.docx

— 56.01 Кб (Скачать)

     Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. В нашем случае под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта (или, как еще говорят, - "плацдарм"), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. Соперники проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а затем сами пытаются рассчитать свои собственные действия на несколько ходов вперед.

     Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.

     2. Непосредственно конфликт. Эта стадия  характеризуется, прежде всего,  наличием инцидента, т.е. социальных  действий, направленных на изменение  поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким  образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

     Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Но нам важно разделить  их на две группы, каждая из которых  имеет в своей основе специфическое  поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в  конфликте, носящие открытый характер ( словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба). Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели.

     Ко  второй группе относятся скрытые  действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать  свои действия, запутать, обмануть соперничающую  сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. По определению, рефлексивное управление - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию. Таким образом, любые "обманные движения", провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например передача правдивой информации, чтобы ее приняли за ложную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Пути устранения социальных конфликтов

     3.1 Классификация конфликтных стратегий

     В основе классификации конфликтных  стратегий лежат следующие основания:

  1) характер  действий (наступательные, оборонительные и нейтральные);

  2) степень  активности в их осуществлении  (активные — пассивные, инициирующие  — ответные);

  3) направленность  этих действий (на оппонента, к  третьим лицам, на самого себя).

     Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется  через конкретные тактики. Тактика  поведения — совокупность приемов  воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Выделяются следующие  виды тактик воздействия на оппонента (по А. Я. Анцупову, А. И. Шипилову):

1) жесткие:

    а) тактика захвата и удержания  объекта конфликта (применяется  в конфликтах, где объект материален);

    б) тактика физического насилия (уничтожение  материальных ценностей);

    в) нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.;

    г) тактика психологического насилия (оскорбления, грубость, негативная личностная оценка, клевета, обман, дезинформация, унижение и т. п.);

    д) тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата);

2) нейтральные:

     а) тактика демонстративных действий (привлечение внимания к своей  персоне путем публичного высказывания жалоб на состояние здоровья, невыход  на работу, демонстрация суицидальных действий и т. п.);

     б) санкционирование (воздействие на оппонента  с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т. д.);

     в) тактика коалиций (образование союзов, увеличение групп с целью повышения  своего ранга в конфликте);

3) мягкие:

     а) тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для  подтверждения своей позиции  в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т .п.);

     б) тактика дружелюбия (подчеркивание  общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой  информации, предложение помощи и  т. п.);

     в) тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями).

     Своеобразным  опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями  его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением — с  другой, выступают образы конфликтной  ситуации — своеобразные идеальные  карты, которые включают следующие  элементы:

     1) представления участников противоречия  о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и  т. п.);

     2) представления участников конфликта  о противоположной стороне (о  ее потребностях, возможностях, целях,  ценностях и т. д.);

     3) представления каждого из участников  относительно того, как его воспринимает  оппонент;

     4) представления конфликтующих сторон  о среде и условиях, в которых  протекает конфликт.

     Почему  необходим анализ образов конфликтной  ситуации?

     Это определяется двумя обстоятельствами:

     1) именно субъективная картина  конфликта, а не реальность  противоречия, сама по себе, непосредственно  определяет конфликтное поведение;

     2) существует реальное и эффективное  средство разрешения конфликта  за счет изменения этих образов,  которое осуществляется посредством  внешнего воздействия на участников  конфликта.

     Степень расхождения образа и реальной картины  бывает различной. Например, конфликтная  ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот.

     Искажение конфликтной ситуации может заключаться  в следующем:

     1) искажается вся ситуация в  целом — ситуация упрощается, воспринимается в черно_белых (полярных) оценках, происходят фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т. д.;

     2) искажение восприятия мотивов  поведения в конфликте — например, приписывание себе социально  одобряемых мотивов, а оппоненту  — мотивов низменных, подлых;

     3) искажение восприятия действий, высказываний, поступков — фиксируется  в следующих высказываниях по  отношению к себе: «я вынужден  так делать», «все так делают»;  и по отношению к оппоненту:  «он делает все мне во вред»,  и т. д.

     4) искажение восприятия личностных  качеств: здесь срабатывает эффект  поиска соринки в глазу другого,  преуменьшение негативных качеств  у себя и преувеличение у  соперника.

     В 1972 г. К. Томас и Р. Килменн выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

 1) сотрудничество — попытку совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Сотрудничество эффективно в том случае, когда:

     а) есть возможность (время, желание) глубоко  разобраться в причинах, вынуждающих  стороны придерживаться своих позиций;

     б) можно найти в разногласиях компенсирующие элементы;

     в) нужно разрабатывать различные  варианты решений;

     г) конструктивно удается решать возникающие  противоречия;

     д) стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликта;

 2) конкуренцию, соперничество — бескомпромиссную борьбу за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправдано в том случае, когда:

     а) есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции, и есть средства ее защиты;

     б) конфликт затрагивает область принципов  и убеждений;

     в) оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;

     г) отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями;

     д) в случае поражения произойдет потеря авторитета и товарищей.

     Эта стратегия требует подбора весомых  аргументов для дискуссии и адекватной оценки позиций оппонентов, а также  наличия ресурсов для отстаивания  своих позиций;

 3) уклонение, игнорирование — попытку выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать ее можно, если:

     а) источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;

     б) конфликтующие стороны могут  разобраться без вашего вмешательства;

     в) есть уверенность, что время ослабит  напряженность ситуации и все  разрешится само собой;

     г) конфликт никак не влияет на производственные проблемы;

     д) вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи.

     Игнорирование конфликта может привести к его  неконтролируемому росту;

 4) приспособление — стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:

     а) есть желание разрешить конфликт любой ценой;

     б) конфликт и его результаты мало затрагивают  личные интересы;

     в) налицо готовность пойти на односторонние  уступки;

     г) отстаивание своей позиции может  занять много времени и отнять много сил (когда «игра не стоит  свеч»).

   5) компромисс — решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда:

     а) аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и  правомерны;

     б) необходимо разрешить конфликт путем  принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;

     в) стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;

     г) путем небольших уступок можно  сохранить важные деловые или  личные контакты.

   Любое конфликтное действие может иметь  четыре основных исхода:

     1) полное или частичное подчинение  другого;

     2) компромисс;

     3) прерывание конфликтных действий;

     4) интеграцию.

3.2 Пути устранения социальных конфликтов

     Специалисты выделяют следующие способы решения  социальных конфликтов:

  1. Индифферентный подход –безразличие, равнодушие, безучастность сторон.
  2. Консенсус - признание чужих интересов как гаранта для осуществления собственных интересов.
  3. Компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон;
  4. Переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
  5. Посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
  6. Арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
  7. Применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Информация о работе Социальные конфликты и пути их разрешения