Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:29, реферат
Целью написания данной работы является изучение природы социального конфликта.
В процессе работы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить понятие виды, и подходы к исследованию социальных конфликтов;
2. рассмотреть этапы протекания социальных конфликтов;
3. проанализировать причины возникновения конфликтов;
4. выявить условия успешного разрешения и регулирования конфликтов
Введение 3
Сущность конфликта 5
Основные понятия, причины, воздействие конфликта 5
Социологические концепции конфликта 9
Составляющие конфликтно ситуации 10
Структура социального конфликта 11
Виды противоречий 11
Типология конфликтов 12
Стадии конфликтов 16
Пути устранения социальных конфликтов 19
Классификация конфликтных стратегий 19
Пути устранения социальных конфликтов 23
Выводы 25
Список использованных источников 26
Оглавление
Введение 3
Сущность конфликта 5
Основные понятия, причины, воздействие конфликта 5
Социологические концепции конфликта 9
Составляющие конфликтно ситуации 10
Структура социального конфликта 11
Виды противоречий 11
Типология конфликтов 12
Стадии конфликтов 16
Пути устранения социальных конфликтов 19
Классификация конфликтных стратегий 19
Пути устранения социальных конфликтов 23
Выводы 25
Список
использованных источников
26
Введение
Возможность
возникновения конфликта
Проблема
социальных конфликтов стала предметом
изучения социологов лишь в 19-20 вв. Первоначально
описанием конфликтных
Так, выдающийся философ Томас Гоббс полагал, что «война всех против всех» - это естественное состояние общества.
В
рамках социологии сложилось специальное
научное направление, которое в
настоящее время обозначается как
«социология конфликта». Проблематике
социальных конфликтов (в частности,
для теоретического объяснения социокультурных
изменений в современном
Вместе
с тем, изучение конфликтов носит
не только теоретический, но и сугубо
прикладной характер. Например, при
решении вполне конкретных ситуаций,
в которых наблюдается
Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX в. Она напрямую зависела от социально-политических условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.
В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж 1917 г.). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20—60-е гг. и 70– 80-е гг. XX в., хотя почти каждое десятилетие имело свои особенности.
Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.
Целью написания данной работы является изучение природы социального конфликта.
В процессе работы нами были выдвинуты следующие задачи:
1.
изучить понятие виды, и подходы
к исследованию социальных
2. рассмотреть этапы протекания социальных конфликтов;
3.
проанализировать причины
4.
выявить условия успешного
Объектом исследования является: конфликт как одно из состояний отношений людей.
Предмет
исследования: особенности возникновения
социальных конфликтов и пути его разрешения.
1 Сущность конфликта
1.1 Основные понятия, причины и воздействие конфликта
Конфликт — это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.
Основными субъектами конфликтов являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реализовываться только через использование власти. Субъектами конфликтов могут быть:
—свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
—подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту;
—пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
—посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Оппоненты
— это непосредственно
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.
Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:
Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:
Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:
—социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации;
—различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;
—религиозные различия;
—поведение
человека, его социально-психологические
черты (темперамент, интеллект, общая
культура и др.).
1.2 Социологические концепции конфликта
Социальный
конфликт — это высшая стадия развития
противоречий в системе отношений
людей, социальных групп, социальных институтов,
обществе в целом, которая характеризуется
усилением противоположных
В
истории социологии имеют место
различные концепции, раскрывающие
сущность социальных конфликтов.
Таблица 1-Основные концепции социальных конфликтов
Автор концепции | Сущность концепции |
Георг Зиммель, немецкий философ и социолог | Конфликт — снос старых культурных форм новыми. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры |
Герберт Спенсер, английский философ | Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь Определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов |
Карл Маркс, немецкий экономист и социолог | Существует
постоянный конфликт между производительными
силами и производственными |
Макс Вебер, немецкий социолог, философ, историк | Конфликт имеет ценностный характер. Общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни в конечном счете стабилизирует общество |
Информация о работе Социальные конфликты и пути их разрешения