Социальные конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:29, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение природы социального конфликта.
В процессе работы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить понятие виды, и подходы к исследованию социальных конфликтов;
2. рассмотреть этапы протекания социальных конфликтов;
3. проанализировать причины возникновения конфликтов;
4. выявить условия успешного разрешения и регулирования конфликтов

Содержание

Введение 3
Сущность конфликта 5
Основные понятия, причины, воздействие конфликта 5
Социологические концепции конфликта 9
Составляющие конфликтно ситуации 10
Структура социального конфликта 11
Виды противоречий 11
Типология конфликтов 12
Стадии конфликтов 16
Пути устранения социальных конфликтов 19
Классификация конфликтных стратегий 19
Пути устранения социальных конфликтов 23
Выводы 25
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

курсовая социология.docx

— 56.01 Кб (Скачать)
 
 

     1.3 Составляющие конфликтной ситуации

     Важнейшими  составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, их стратегии и тактики поведения, а также восприятие конфликтной ситуации.

     Мотивы  сторон. Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Базисным побудителем активности оппонента являются его потребности, представляющие собой состояния нужды в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития. Мотивы оппонентов конкретизируются в целях. Целью в конфликте является представление его участника о конечном, предвосхищаемом полезном (с точки зрения этого человека) результате конфликта. Выделяются общие (конечные) и частные цели оппонентов.

     Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение можно разделить на стратегию и тактику. Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Структура социального конфликта

     Структура социального конфликта может  быть представлена следующим образом:

     1) противоречие, которое выражено  в проблеме и является объективной  предпосылкой конфликта (источник  конфликта);

     2) люди как носители данного  противоречия, представляющие различные  социальные интересы (субъекты конфликта);

     3) объект конфликта (скрытые нужды)  — блага, ресурсы, по поводу  которых возникает конфликт;

     4) предмет конфликта (открытые нужды)  — материальные образования,  с ним (конфликтом) связанные;

     5) столкновение субъектов конфликта  (процесс, активная фаза), в котором  как бы происходит «противоречие  в действии».

     Столкновение  также характеризуется эмоциональной  окраской и психологическими установками  субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать «недоразвитым» в силу остановки его развития на стадии противоречия. 
 
 

     2.1 Виды противоречий

     Для правильного и всестороннего  понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним  и противоречием. Противоречие — это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных — политических, экономических, этнических — интересов.

Таблица 2 -Виды противоречий

Наименование  вида Его сущность
Внутренние  противоречия Берут свое начало в столкновении внутри-групповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп
Внешние противоречия Возникают между  двумя или несколькими социальными  системами
Антагонистические (непримиримо враждебные) противоречия Лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного  конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его
Неантагонистические противоречия Имеют место  между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает  возможность компромиссов путем взаимных уступок
Основные  противоречия Определяют  возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между  основными его субъектами
Неосновные  противоречия Сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с  второстепенными субъектами конфликта
Объективные противоречия Обусловлены явлениями  и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить  данные противоречия невозможно без  устранения самой их причины
Субъективные  противоречия Обусловлены волей  и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в  манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях
 

     2.2 Типология конфликтов

     Причины, противоречия, факторы, влияющие на возникновение, масштабы (протяженность), интенсивность  и результативность конфликта, могут  быть выяснены (в той или иной мере) на основе изучения мотивов конкретных действий участников конфликтов, направленности этих действий, ожиданий, удовлетворенности, опасений (страхов) и, наконец, отношения  людей к конфликту и готовности участвовать в нем с помощью  конкретных средств.

     Существует  множество классификаций конфликтов. В качестве основных конфликты рассматривают в зависимости от зон разногласий: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

     Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа и жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задерживаться на работе. Причиной такого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

     Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных типов конфликта. В организациях он проявляется по-разному. По субъектному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:

     1) конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между руководителем и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между руководителем первой руки и менеджерами нижестоящих уровней;

     2) конфликты между рядовыми сотрудниками;

     3) конфликты на управленческом  уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга. Эти конфликты, как правило, теснейшим образом переплетены с личностными и кадровыми конфликтами, с практикой продвижения персонала в рамках данной организации, с борьбой за распределение наиболее важных позиций в ее собственной структуре. Они могут быть также связаны с разработкой различных стратегий поведения соответствующих организаций, с выработкой критериев эффективности ее совокупной деятельности.

     Конфликт  между личностью  и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Здесь следует различать конфликты между руководителем и подчиненным ему подразделением, подразделением и руководителем другой группы, между руководителями различных подразделений, если в конфликт вовлекаются члены групп(ы). Конфликты могут перерастать в межгрупповые. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

     Межгрупповой  конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты, например между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

     Кроме этого выделяют и другие классификации  социальных конфликтов:

  1. По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
  2. По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
  3. По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.
  4. По используемым средствам—насильственные; ненасильственные.
  5. По форме — внутренние; внешние.
  6. По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
  7. По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.
  8. По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые. . К основным политическим относятся конфликты:
  9. между ветвями власти;
  10. внутри парламента;
  11. между политическими партиями и движениями;
  12. между различными звеньями управленческого аппарата.
  13. По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
  14. По «значению» для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
  15. По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.

     Согласно  классификации Д. Катца конфликты бывают:

  1) между косвенно конкурирующими подгруппами;

  2) между непосредственно конкурирующими подгруппами;

  3) внутри иерархии и по поводу вознаграждения.

     Исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов:

  1) действительные (существующие объективно в определенной социальной подсистеме;

  2) случайные (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызывающим конфликт);

  3) заместительные (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);

  4) основанные на плохом знании (результат неумелого управления);

  5) скрытые, латентные (участники по разным причинам не могут бороться открыто);

  6) фальшивые (создающие только видимость).

2.3 Стадии конфликта

     Анализ  содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно  проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.

     1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

     Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

     Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежание фрустрации без воздействия на соперника. Когда  все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его "вины", силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные социальные действия. Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Иногда ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации. Например, правительство в какой-либо стране пытается избежать недовольства своими действиями путем перекладывания вины на национальные группы или на отдельные социальные слои. Ложные конфликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для распространения конфликтных взаимодействий.

Информация о работе Социальные конфликты и пути их разрешения