Социально-психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния доминирующего стиля управления на социально-психологический климат коллектива. Задачи исследования:
проанализировать теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя;
определить понятие социально-психологического климата трудового коллектива;
изучить факторы, определяющие социально-психологический климат;
провести диагностику стиля управления руководителя и социально-психологического климата коллектива;
составить рекомендации руководителям о стиле и методах руководства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Анализ особенностей стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе………………………………………………..6
1.1 Теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя..6
1.2 Понятие социально-психологического климата трудового коллектива…..18
1.3 Факторы, определяющие социально-психологический климат………..….23
2 Экспериментальное исследование влияния стиля управления руководителя на социально-психологический климат в коллективе на предприятиях малого бизнеса……………………………………………………………………………………32
2.1 Диагностика стиля управления руководителя и социально-психологического климата коллектива..………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи стиля управления руководителя и социально-психологического климата………………....41
2.3 Рекомендации руководителям о стиле и методах руководства………...….48
Заключение………………………………………………………………………..58
Глоссарий……………………………………………………………………….…61
Список использованных источников……………………………………………65
Приложения…………………………………………………………………….…69

Работа содержит 1 файл

социал психол климат в коллективе.doc

— 841.50 Кб (Скачать)

Социально-психологический  климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.

Благоприятный социально-психологический климат – одно из важнейших условий эффективности производственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Экспериментальное исследование  влияния стиля управления руководителя  на социально-психологический климат  в коллективе на предприятиях малого бизнеса

 

                         

2.1 Диагностика  стиля управления руководителя и социально-психологического климата коллектива

 

 

Для подтверждения гипотезы о том, что стиль управления руководителя оказывает влияние на социально-психологический климат в коллективе было, проведено экспериментальное исследование.

База исследования: торговые организации – магазины: «Окей», «Айман» и «Радуга». Основные виды деятельности магазинов – это продажа населению товаров народного потребления.

Рассмотрим кадровый потенциал управления организацией и кадровый потенциал подразделений магазина «Окей».

Кадровый потенциал  управления предприятием включает состав и квалификацию управленческих кадров, а также структуру и стиль  управления. В магазине «Окей» аппарат управления составляет директор, который имеет высшее образование, возраст 34 года, стаж управленческой деятельности 7 лет. Присущие аппарату управления деловые качества: ответственность, трудолюбие, знание экономики, технологии, предприимчивость, целеустремленность, способность к инновациям. Деятельность директора в основном затрагивает вопросы развития магазина для достижения поставленных целей. Управление персоналом магазина осуществляет директор. Директор выполняет следующие функции: 1) принятие управленческих решений по развитию магазина; 2) развитие организационной культуры; 3) тщательный контроль за работой магазина; 4) управление персоналом.

Продавцы-кассиры имеют  среднеспециальное образование, либо прошли курсы продавца-кассира; возраст 22-40 лет; стаж работы 1-10 лет. Совместные усилия  коллектива дают возможность для эффективной работы магазина, направленной на достижение поставленных целей, поддержание благоприятного имиджа торгового предприятия.

Кадровый потенциал  магазина «Окей»: образование продавцов  магазина не ниже среднего; руководство предприятия также имеет высшее образование, но не по специальности; благоприятная возрастная структура; недостаточная мотивация работников; практически отсутствует карьерный рост; недостаточное развитие кадрового потенциала.

Планирование и прогнозирование  потребности в кадрах предполагает возможность своевременной реакции  на ситуации, оказывающие влияние  на текущую деятельность предприятия (новые технологии, методы продажи, увеличение объемов продаж, увольнение работников и т. д.).

В магазине «Айман» аппарат  управления составляет директор. Он имеет  среднеспециальное образование, но учится заочно в Академии госслужбы  по специальности «Управлении персоналом», возраст 29 лет, стаж 3 года управленческой деятельности. Деятельность директора  в основном затрагивает вопросы развития магазина для достижения поставленных целей. Управление персоналом магазина осуществляет директор. Директор выполняет следующие функции: 1) принятие управленческих решений по развитию магазина; 2) развитие организационной культуры; 3) общий контроль за работой магазина; 4) управление персоналом; 5) организация найма персонала; 6) собеседование, отбор и приём персонала.

В магазине есть два старших  продавца, которые выполняют следующие  функции: 1) планирование товарных запасов; 2) организация трудовой дисциплины  и нормирование режима работы и отдыха (график работы); 3) организация рационального использования персонала;  4) ведение документации.

Старшие продавцы: одна имеет  неполное высшее образование, а вторая среднеспециальное. Продавцы имеют среднее и среднеспециальное образование, возраст 18-27 лет, опыт работы в торговле 1-7 лет.

Кадровый потенциал  магазина «Айман»: образование продавцов магазина не ниже среднего; старшие продавцы имеют неполное высшее и среднеспециальное образование; руководство предприятия также имеет среднеспециальное образование, но еще получает высшее; текучесть кадров; недостаточная мотивация работников; практически отсутствует карьерный рост; недостаточное развитие кадрового потенциала; слабый контроль со стороны руководства за работой коллектива.

В магазине довольно большой  уровень текучести, что является неблагоприятным для любой организации. Для сокращения текучести следует создать необходимые условия для работы, организовать более рациональный подбор кадров, обеспечить достаточную мотивацию.

Ротация в магазине «Айман» предполагает, что все продавцы должны быть взаимозаменяемы, т. е. выполнять функции кассира, продавца и приемщика заказов.

Повышение квалификации (высшее образование) производится по желанию и средствами работников.

Характеристика магазина  «Радуга».

В магазине «Радуга» аппарат  управления составляет директор, который имеет 2 высших образования, возраст 36 лет, стаж управленческой деятельности  10 лет. Присущие аппарату управления деловые качества: ответственность, трудолюбие, знание экономики, технологии, предприимчивость, целеустремленность, способность к инновациям. Деятельность директора  в основном затрагивает вопросы развития магазина для достижения поставленных целей. Управление персоналом магазина осуществляет директор. Планирование и контроль основного вида деятельности магазина «Радуга» осуществляет руководство предприятия, а также заведующая.

Руководство организации  определяет общие цели ее развития и способы их достижения, занимается анализом внешней среды и составлением прогнозов. Заведующая занимается планированием  товарных запасов; организацией найма персонала, проведением собеседований. Заведующая имеет среднеспециальное образование. Образование продавцов разное от высшего до среднеспециального, возраст  23-38, стаж работы 0-10 лет. В магазине, конечно, приветствуется опыт в торговле, но бывают случаи в практике, когда заведующая берет без опыта, если есть торговое образование.

Кадровый потенциал  магазина «Радуга»: 1) образование продавцов  магазина не ниже среднего; руководство  предприятия также имеет  2 высших образования; благоприятная возрастная структура; 2) недостаточная мотивация работников; 3) есть возможность карьерного роста.

Сотрудники магазина «Радуга» совместными силами добиваются поставленных целей, морально-психологический  климат в коллективе хороший (состав коллектива не менялся уже около трех лет), отработаны четкие  взаимоотношения между высшим руководством и персоналом.

Экспериментальное исследование включало  следующие этапы:

1. Диагностика стиля  управления руководителя и социально-психологического климата в названных коллективах.

2. Анализ и интерпретация  результатов исследования.

3. Выработка рекомендаций  руководителям о стиле и методах  управления трудовым коллективом.

В экспериментальном  исследовании использовались следующие методики:

1. Тест «Стили руководства» (Приложение Б);

2. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова (Приложение В);

3. Методика определения психологического климата группы (Приложение Д);

4. Тест «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» (Приложение Е).

Далее представлены результаты применения диагностических методик  в магазинах «Окей», «Айман» и  «Радуга». Результаты представлены в  табличном и графическом вариантах.

Результаты применения теста «Стили руководства» представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты теста «Стили руководства»

№ вопроса

Директор магазина «Окей»

Директор магазина «Айман»

Директор магазина «Радуга»

баллы

баллы

баллы

1

2

3

4

1

3

5

4

2

5

1

3

3

3

4

4

4

4

2

4

5

3

5

5

6

4

2

3

7

3

5

3

8

3

3

4

9

4

4

4

10

5

1

2

11

3

5

4

12

5

1

3

13

3

2

3

14

4

5

4

15

3

1

2

16

4

4

5

17

3

1

4

18

3

5

4

19

4

2

4

20

2

5

5

21

5

1

3

22

3

4

4

23

5

3

2

24

3

5

4

25

4

2

3

26

4

2

3

27

5

4

3

28

3

1

2

29

4

5

4

30

3

1

2

31

4

5

4

32

4

2

3

33

3

5

5

34

5

3

4

35

3

5

2

36

4

5

2

37

3

4

3

38

4

2

2

1

2

3

4

39

3

1

3

40

2

4

4

Сумма

Сумма А = 66 баллов

Сумма В = 79 баллов

Сумма А = 93 балла

Сумма В = 34 балла

Сумма А = 77 баллов

Сумма В = 59 баллов


 

Результаты применения методики определения стиля руководства  трудовым коллективом В. П. Захарова представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2 – Результаты применения методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова

испытуемого

магазин «Окей»

магазин «Айман»

магазин «Радуга»

баллы

баллы

баллы

Д

К

П

Д

К

П

Д

К

П

1

12

3

1

4

2

10

4

9

3

2

10

3

3

5

1

10

1

14

1

3

14

2

0

2

2

12

3

10

3

4

13

3

0

2

0

14

2

10

4

5

11

3

2

1

1

14

2

12

2

6

9

6

1

2

2

12

1

14

1

7

14

1

1

3

3

10

2

14

0

8

10

3

3

2

0

14

1

12

3

9

10

2

4

3

0

13

4

10

2

10

12

2

2

3

2

11

2

14

0

11

14

0

2

4

3

9

2

13

1

12

14

1

1

2

0

14

3

12

1

13

12

2

2

4

2

10

2

14

0

14

10

3

3

3

3

10

1

14

1

15

14

0

2

2

2

12

1

12

3

16

13

2

1

1

1

14

2

13

1

17

11

3

2

2

2

12

1

15

0

18

9

4

3

2

0

14

2

12

2

19

14

1

1

1

1

14

2

14

0

20

10

2

4

3

1

12

1

14

1

21

10

3

3

4

2

10

2

13

1

22

12

1

3

0

2

14

1

12

3

23

14

0

2

2

1

13

2

14

0

24

14

1

1

1

4

11

1

14

1

Сумма

286

51

47

58

37

289

45

305

34

Ср. балл

11,92

2,13

1,96

2,42

1,55

12,05

1,88

12,71

1,42

Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе