Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:13, курсовая работа
Цель исследования: изучение влияния доминирующего стиля управления на социально-психологический климат коллектива. Задачи исследования:
проанализировать теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя;
определить понятие социально-психологического климата трудового коллектива;
изучить факторы, определяющие социально-психологический климат;
провести диагностику стиля управления руководителя и социально-психологического климата коллектива;
составить рекомендации руководителям о стиле и методах руководства.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Анализ особенностей стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе………………………………………………..6
1.1 Теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя..6
1.2 Понятие социально-психологического климата трудового коллектива…..18
1.3 Факторы, определяющие социально-психологический климат………..….23
2 Экспериментальное исследование влияния стиля управления руководителя на социально-психологический климат в коллективе на предприятиях малого бизнеса……………………………………………………………………………………32
2.1 Диагностика стиля управления руководителя и социально-психологического климата коллектива..………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи стиля управления руководителя и социально-психологического климата………………....41
2.3 Рекомендации руководителям о стиле и методах руководства………...….48
Заключение………………………………………………………………………..58
Глоссарий……………………………………………………………………….…61
Список использованных источников……………………………………………65
Приложения…………………………………………………………………….…69
Социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Благоприятный социально-психологический климат – одно из важнейших условий эффективности производственной деятельности.
2 Экспериментальное
2.1 Диагностика
стиля управления руководителя
Для подтверждения гипотезы о том, что стиль управления руководителя оказывает влияние на социально-психологический климат в коллективе было, проведено экспериментальное исследование.
База исследования: торговые организации – магазины: «Окей», «Айман» и «Радуга». Основные виды деятельности магазинов – это продажа населению товаров народного потребления.
Рассмотрим кадровый потенциал управления организацией и кадровый потенциал подразделений магазина «Окей».
Кадровый потенциал управления предприятием включает состав и квалификацию управленческих кадров, а также структуру и стиль управления. В магазине «Окей» аппарат управления составляет директор, который имеет высшее образование, возраст 34 года, стаж управленческой деятельности 7 лет. Присущие аппарату управления деловые качества: ответственность, трудолюбие, знание экономики, технологии, предприимчивость, целеустремленность, способность к инновациям. Деятельность директора в основном затрагивает вопросы развития магазина для достижения поставленных целей. Управление персоналом магазина осуществляет директор. Директор выполняет следующие функции: 1) принятие управленческих решений по развитию магазина; 2) развитие организационной культуры; 3) тщательный контроль за работой магазина; 4) управление персоналом.
Продавцы-кассиры имеют среднеспециальное образование, либо прошли курсы продавца-кассира; возраст 22-40 лет; стаж работы 1-10 лет. Совместные усилия коллектива дают возможность для эффективной работы магазина, направленной на достижение поставленных целей, поддержание благоприятного имиджа торгового предприятия.
Кадровый потенциал магазина «Окей»: образование продавцов магазина не ниже среднего; руководство предприятия также имеет высшее образование, но не по специальности; благоприятная возрастная структура; недостаточная мотивация работников; практически отсутствует карьерный рост; недостаточное развитие кадрового потенциала.
Планирование и
В магазине «Айман» аппарат управления составляет директор. Он имеет среднеспециальное образование, но учится заочно в Академии госслужбы по специальности «Управлении персоналом», возраст 29 лет, стаж 3 года управленческой деятельности. Деятельность директора в основном затрагивает вопросы развития магазина для достижения поставленных целей. Управление персоналом магазина осуществляет директор. Директор выполняет следующие функции: 1) принятие управленческих решений по развитию магазина; 2) развитие организационной культуры; 3) общий контроль за работой магазина; 4) управление персоналом; 5) организация найма персонала; 6) собеседование, отбор и приём персонала.
В магазине есть два старших продавца, которые выполняют следующие функции: 1) планирование товарных запасов; 2) организация трудовой дисциплины и нормирование режима работы и отдыха (график работы); 3) организация рационального использования персонала; 4) ведение документации.
Старшие продавцы: одна имеет неполное высшее образование, а вторая среднеспециальное. Продавцы имеют среднее и среднеспециальное образование, возраст 18-27 лет, опыт работы в торговле 1-7 лет.
Кадровый потенциал магазина «Айман»: образование продавцов магазина не ниже среднего; старшие продавцы имеют неполное высшее и среднеспециальное образование; руководство предприятия также имеет среднеспециальное образование, но еще получает высшее; текучесть кадров; недостаточная мотивация работников; практически отсутствует карьерный рост; недостаточное развитие кадрового потенциала; слабый контроль со стороны руководства за работой коллектива.
В магазине довольно большой уровень текучести, что является неблагоприятным для любой организации. Для сокращения текучести следует создать необходимые условия для работы, организовать более рациональный подбор кадров, обеспечить достаточную мотивацию.
Ротация в магазине «Айман» предполагает, что все продавцы должны быть взаимозаменяемы, т. е. выполнять функции кассира, продавца и приемщика заказов.
Повышение квалификации (высшее образование) производится по желанию и средствами работников.
Характеристика магазина «Радуга».
В магазине «Радуга» аппарат управления составляет директор, который имеет 2 высших образования, возраст 36 лет, стаж управленческой деятельности 10 лет. Присущие аппарату управления деловые качества: ответственность, трудолюбие, знание экономики, технологии, предприимчивость, целеустремленность, способность к инновациям. Деятельность директора в основном затрагивает вопросы развития магазина для достижения поставленных целей. Управление персоналом магазина осуществляет директор. Планирование и контроль основного вида деятельности магазина «Радуга» осуществляет руководство предприятия, а также заведующая.
Руководство организации определяет общие цели ее развития и способы их достижения, занимается анализом внешней среды и составлением прогнозов. Заведующая занимается планированием товарных запасов; организацией найма персонала, проведением собеседований. Заведующая имеет среднеспециальное образование. Образование продавцов разное от высшего до среднеспециального, возраст 23-38, стаж работы 0-10 лет. В магазине, конечно, приветствуется опыт в торговле, но бывают случаи в практике, когда заведующая берет без опыта, если есть торговое образование.
Кадровый потенциал магазина «Радуга»: 1) образование продавцов магазина не ниже среднего; руководство предприятия также имеет 2 высших образования; благоприятная возрастная структура; 2) недостаточная мотивация работников; 3) есть возможность карьерного роста.
Сотрудники магазина «Радуга» совместными силами добиваются поставленных целей, морально-психологический климат в коллективе хороший (состав коллектива не менялся уже около трех лет), отработаны четкие взаимоотношения между высшим руководством и персоналом.
Экспериментальное исследование включало следующие этапы:
1. Диагностика стиля
управления руководителя и соци
2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
3. Выработка рекомендаций
руководителям о стиле и
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:
1. Тест «Стили руководства» (Приложение Б);
2. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова (Приложение В);
3. Методика определения психологического климата группы (Приложение Д);
4. Тест «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» (Приложение Е).
Далее представлены результаты
применения диагностических методик
в магазинах «Окей», «Айман» и
«Радуга». Результаты представлены в
табличном и графическом
Результаты применения теста «Стили руководства» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты теста «Стили руководства»
№ вопроса |
Директор магазина «Окей» |
Директор магазина «Айман» |
Директор магазина «Радуга» |
баллы |
баллы |
баллы | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
4 |
2 |
5 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
6 |
4 |
2 |
3 |
7 |
3 |
5 |
3 |
8 |
3 |
3 |
4 |
9 |
4 |
4 |
4 |
10 |
5 |
1 |
2 |
11 |
3 |
5 |
4 |
12 |
5 |
1 |
3 |
13 |
3 |
2 |
3 |
14 |
4 |
5 |
4 |
15 |
3 |
1 |
2 |
16 |
4 |
4 |
5 |
17 |
3 |
1 |
4 |
18 |
3 |
5 |
4 |
19 |
4 |
2 |
4 |
20 |
2 |
5 |
5 |
21 |
5 |
1 |
3 |
22 |
3 |
4 |
4 |
23 |
5 |
3 |
2 |
24 |
3 |
5 |
4 |
25 |
4 |
2 |
3 |
26 |
4 |
2 |
3 |
27 |
5 |
4 |
3 |
28 |
3 |
1 |
2 |
29 |
4 |
5 |
4 |
30 |
3 |
1 |
2 |
31 |
4 |
5 |
4 |
32 |
4 |
2 |
3 |
33 |
3 |
5 |
5 |
34 |
5 |
3 |
4 |
35 |
3 |
5 |
2 |
36 |
4 |
5 |
2 |
37 |
3 |
4 |
3 |
38 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
3 |
1 |
3 |
40 |
2 |
4 |
4 |
Сумма |
Сумма А = 66 баллов Сумма В = 79 баллов |
Сумма А = 93 балла Сумма В = 34 балла |
Сумма А = 77 баллов Сумма В = 59 баллов |
Результаты применения методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова представлены в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 2 – Результаты применения методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова
№ испытуемого |
магазин «Окей» |
магазин «Айман» |
магазин «Радуга» | ||||||
баллы |
баллы |
баллы | |||||||
Д |
К |
П |
Д |
К |
П |
Д |
К |
П | |
1 |
12 |
3 |
1 |
4 |
2 |
10 |
4 |
9 |
3 |
2 |
10 |
3 |
3 |
5 |
1 |
10 |
1 |
14 |
1 |
3 |
14 |
2 |
0 |
2 |
2 |
12 |
3 |
10 |
3 |
4 |
13 |
3 |
0 |
2 |
0 |
14 |
2 |
10 |
4 |
5 |
11 |
3 |
2 |
1 |
1 |
14 |
2 |
12 |
2 |
6 |
9 |
6 |
1 |
2 |
2 |
12 |
1 |
14 |
1 |
7 |
14 |
1 |
1 |
3 |
3 |
10 |
2 |
14 |
0 |
8 |
10 |
3 |
3 |
2 |
0 |
14 |
1 |
12 |
3 |
9 |
10 |
2 |
4 |
3 |
0 |
13 |
4 |
10 |
2 |
10 |
12 |
2 |
2 |
3 |
2 |
11 |
2 |
14 |
0 |
11 |
14 |
0 |
2 |
4 |
3 |
9 |
2 |
13 |
1 |
12 |
14 |
1 |
1 |
2 |
0 |
14 |
3 |
12 |
1 |
13 |
12 |
2 |
2 |
4 |
2 |
10 |
2 |
14 |
0 |
14 |
10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
10 |
1 |
14 |
1 |
15 |
14 |
0 |
2 |
2 |
2 |
12 |
1 |
12 |
3 |
16 |
13 |
2 |
1 |
1 |
1 |
14 |
2 |
13 |
1 |
17 |
11 |
3 |
2 |
2 |
2 |
12 |
1 |
15 |
0 |
18 |
9 |
4 |
3 |
2 |
0 |
14 |
2 |
12 |
2 |
19 |
14 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
2 |
14 |
0 |
20 |
10 |
2 |
4 |
3 |
1 |
12 |
1 |
14 |
1 |
21 |
10 |
3 |
3 |
4 |
2 |
10 |
2 |
13 |
1 |
22 |
12 |
1 |
3 |
0 |
2 |
14 |
1 |
12 |
3 |
23 |
14 |
0 |
2 |
2 |
1 |
13 |
2 |
14 |
0 |
24 |
14 |
1 |
1 |
1 |
4 |
11 |
1 |
14 |
1 |
Сумма |
286 |
51 |
47 |
58 |
37 |
289 |
45 |
305 |
34 |
Ср. балл |
11,92 |
2,13 |
1,96 |
2,42 |
1,55 |
12,05 |
1,88 |
12,71 |
1,42 |
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе