Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более эффективной деятельность всего коллектива. Выделение лидеров из общей массы может как помочь тренеру в его деятельности, так и усложнить ее. Условия и возможности проявления лидерских качеств в спортивной группе представляются нам особенно интересными.

Работа содержит 1 файл

КР по педагогике.docx

— 67.81 Кб (Скачать)

На основе этих результатов нам удалось выявить  эмоционального лидера группы – Исаков А. Группа Бондарович А., Децук Д., Нартович Д., Сильнов Д. также занимают лидирующее положение по отношению к остальным  членам группы. По второму критерию, который направлен на выявление  инструментального лидера видно, что  в группе нет признанных лидеров  в деловых отношениях. Возможно в  этом сказывается специфика легкой атлетики, как индивидуального вида спорта.

Соотнесем данные Q-сортировки и социометрии. Мы выяснили реальную возможность проявления лидерских  качеств в данной группе. Исаков имеет средние потенциальные  возможности, однако является «звездой»  в группе. В группе не использован  лидерский потенциал 3 человек. Обладая  высоким уровнем лидерских качеств  Маслеников Ю., Василенко А., Шевчук В. не имеют возможности их проявления в данной группе. Поэтому в своей работе с этой группой тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей.

2.3 Проявления лидерских  качеств в спортивной  группе

В ходе нашего исследования мы изучили взаимоотношения в  спортивной группе легкоатлетов. Было выявлено ряд интересных особенностей.

В исследуемой  нами группе не используется лидерский  потенциал 3 человек. Обладая высоким  уровнем лидерских качеств, они  не используют его в данной группе. В свою очередь, человек обладающий средним уровнем лидерских качеств, является эмоциональным лидером. В  тоже время в группе нет признанного  лидера в деловых отношениях. Почему так происходит?

Вполне вероятно, что такая ситуация в группе складывается под влиянием социально-психологических  условий, происходящих внутри коллектива. Возможно, тренеру необходимо создать  такие благоприятные условия, что  бы возникла возможность проявления лидерских качеств.

Сталкиваясь с  подобными ситуациями в своей  работе, тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей. Зная признанного  эмоционального лидера, тренер в своей  деятельности может возлагать на него такие задачи как предупреждение и профилактика межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. Отсутствие признанного делового лидера в данной группе связано, скорее всего, со спецификой легкой атлетики как вида спорта. Деятельность спортсменов носит не командный, а индивидуальный характер. Являясь  партнерами в группе, на соревнованиях  спортсмены становятся соперниками. Возможно, по этому группа не выдвигает человека на роль инструментального лидера.

Заключение

Современный уровень  спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе  человеческих возможностей, обуславливающих  эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них – выяснить и  использовать психические резервы  спортсмена. Социально-психологические  резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно  анализировать в плане резервных  возможностей спортивной команды.

В первой главе  я попытался раскрыть сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние  на формирование межличностных отношений  в спортивной команде. Описаны особенности  проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и  их воздействие на группу, а так  же процесс дифференциации лидерских  ролей в команде и его характерные  особенности. Таким образом, было сделано  ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой  круг людей, становящихся лидерами; в  настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения  лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может  выполнять различные функции  и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Во второй главе  описано проведение эксперимента на спортивной группе легкоатлетов с целью  выявления особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в  исследованной нами группе и подтверждения  нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось, что потенциальные  лидерские качества не проявляются  в данной группе. Данное явление  определяется социально-психологическими условиями и климатом в коллективе. В ходе исследования у нас возникло ряд вопросов: 1. Почему некоторые  члены группы не могут проявить свой потенциал лидерских качеств  в данной группе? 2. Как должен тренер учитывать дифференциацию лидерских  ролей в своей деятельности? Однако использованные нами методики исследования были недостаточны для того, что  бы ответить на возникшие в ходе исследования вопросы. Это дало нам  новую почву для научно-исследовательской  деятельности и будет рассмотрено  нами в дальнейшем.

Список  литературы

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980.

Берн Эрик. Лидер  и группа О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга  Екатеринбург ЛИТУР, 2000. – 317 с.

Вечер Л.С. Поведение  руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.

Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000. – 832 с.

Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с., ил. – (наука – спорту).

Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с., ил. – (Наука – спорту; Психология).

Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов практических психологов. – Мн,: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 240 с.

Кретти Брайент  Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.

Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства  и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.

Личность и  коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975.

Мальчиков А.В. Социально  психологические основы управления спортивной командой. – Смоленск: СГИФК, 1987. – 81 с.

Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Человек, 1995. – 275 с.

Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики  личности. – Л., 1990

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Эксперементальная  педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

Психология. Учебник  для ин-тов физич культ. Под  ред. Рудика П.А. М., «Физкультура и спорт», 1974.

Психология физического  воспитания и спорта: Учебн. пособие  для ин-тов физ.культ./ Под. ред  Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура  и спорт, 1979 – 143 с.

Психология: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура  и спорт, 1987. – 367 с., ил.

Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.

Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с.

Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде // Сборник трудов ученых РГАФК. - М. - 2000. - С.144-149

Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и  физической культуры. – Киев: Олимпийская  литература, 1998. – 335 с. 

Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах