Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа
Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более эффективной деятельность всего коллектива. Выделение лидеров из общей массы может как помочь тренеру в его деятельности, так и усложнить ее. Условия и возможности проявления лидерских качеств в спортивной группе представляются нам особенно интересными.
Г.М.Андреева [1. 283-284] предлагает различать в действиях и поведении лидера содержательную и техническую (формальную) стороны. Тогда каждый из трех стилей можно описать следующим образом:
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Авторитарный стиль | |
Деловые,
краткие распоряжения;
Запреты без снисхождения, с угрозой; Четкий язык, не приветливый тон; Похвала и порицание субъективны; Эмоции не принимаются в расчет; Показ приемов не система; Позиция лидера – вне группы. |
Дела в группе
планируются заранее (во всем объеме);
Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны.; Голос руководителя – решающий. |
Демократический стиль | |
Инструкции
в форме предложений;
Не сухая речь, а товарищеский тон; Похвала и порицания - с советами; Распоряжения и запреты – с дискуссиями; Позиция лидера – внутри группы. |
Мероприятия планируются
не заранее, а в группе;
За реализацию предложений отвечают все; Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Попустительский стиль | |
Тон –
договаривающийся;
Отсутствие похвалы, порицаний; Никакого сотрудничества; Позиция лидера – не замети в стороне от группы. |
Дела в группе
идут сами собой;
Лидер не дает указаний; Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. |
Л.С. Вечер [3. 45] разделяет
стили лидерства следующим
Стиль, при котором лидер всегда находится в центре:
лидер считает, что в группе только один достойный ум - его;
ориентация на задачу;
отсутствие творческого мышления;
отношение к людям как к роботам;
постоянный надзор за ними;
отсутствие совместного обсуждения/принятия решения;
работа распределяется лидером;
низкая моральная удовлетворенность членов группы;
Сбалансированный стиль:
обсуждение проблем (вовлечение) группы;
совместное принятие решений;
распределение работы обычно в большой степени принадлежит самим членам группы;
задействован весь потенциал людей;
поощряется творческое мышление;
люди чувствуют, что они нужны;
высокая степень удовлетворенности у членов группы;
высокая мораль;
лидер доступен;
работа выполняется хорошо и эффективно;
Стиль, когда в центре находится группа:
непостоянное лидерство;
трудно найти лидера;
члены рабочей группы должны заботиться о себе сами;
рабочая группа имеет тенденцию избирать собственного лидера (но он не имеет власти за пределами группы);
группа не доверяет лидеру;
тенденция к низкой морали;
тенденция к отходу от ориентации на задачу;
нескоординированная работа;
незавершенная работа;
Накопленный в
мировой практике опыт позволяет
сделать вывод о том, что единственно
правильного стиля поведения
лидера не существует. Действенный
лидер это тот, кто в состоянии
оценить различные факторы, влияющие
на его поведение в определенной
ситуации. Он может комфортно чувствовать
себя и эффективно действовать на
протяжении всего континуума лидерского
стиля, т.е. может модифицировать этот
стиль, чтобы соответствовать
1.5 Лидерство в спорте
1.5.1 Лидерство в спортивной команде
Спортивная команда
представляет собой разновидность
малой социальной группы. Малой она
называется из-за своей малочисленности,
а социальной потому, что объединяет
людей, имеющих общий социальный
признак (отношение к спорту) и
выполняющих общественно важные
функции в общей структуре
общественного разделения труда, а
именно – оздоровительные, воспитательные,
подготовительную к другим видам
деятельности, эстетические, сферы
общения и др. Прежде всего для
малых групп характерна малочисленность
их состава. Минимальный состав такой
группы 2-3 человека, максимальный - 20-30
человек. Главным психологическим
эффектом малочисленности состава
группы является то, что ее члены
могут непосредственно общаться
друг с другом, вступать в личные
контакты. В результате этого в
группе помимо функциональных, деятельностных,
общественных отношений, обусловленных
социальными условиями и видом
деятельности, возникает сеть эмоционально-психологических
отношений, которые тесно переплетаются
с деятельностными и придают
группе новые социально-
Спортивная команда
выступает не только как объект управления,
но и как субъект деятельности.
В этом качестве команда может
выступать, если она будет внутренне
организована и обладать определенной
степенью интеграции. Поэтому интересно,
как группа организуется, кто берет
на себя функции руководства, насколько
они эффективны. В результате самоорганизации
в группе устанавливаются отношения
доминирования и подчинения, влияния
и следования. Эти отношения и
характеризуют лидерство. Само явление
заключается в том, что в системе
межличностных отношений
Команда, как
система, всегда действует в окружающей
ее среде. В свою очередь, среда постоянно
влияет на действующий объект определенным
набором сбивающих факторов, который
отклоняет поведение системы
от избранной траектории поведения.
Для достижения поставленных целей
в таких условиях команде необходимо
управление действиями всех игроков
по ходу ведения игрового процесса.
В команде, как замкнутой системе,
такое управление возможно только в
форме самоуправления, т.е. система
является самоуправляемой. Известно, что
самоуправление в малой группе реализуется
лидерами. Лидер - это член малой
группы, выдвигаемый в результате
взаимодействия ее членов в определенной
ситуации, способствующий организации
группы и управлению ею при достижении
поставленной цели. Социальная психология
достаточно подробно рассматривает
каталог качеств и свойств
лидера: высокий уровень
Лидерство в
спортивных группах и коллективах
следует рассматривать как
В роли лидера спортивной
команды, как показывает практика, выступает
обычно наиболее авторитетный, опытный
спортсмен. Встречаются, однако, команды,
которые имеют в роли лидеров
не самых авторитетных и опытных
членов коллектива. В спорте высших
достижений лидером является почти
всегда один из сильнейших спортсменов
команды. Возможность участвовать
в управлении спортивной командой у
лидеров достаточно широка. Причем
если лидер действует в соответствии
с планом и задачами тренера, то достигается,
как правило, максимальный положительный
эффект в организации и координации
совместных усилий членов команды. Иногда
между официальным
Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную.
Организационная
функция заключается в
Информационная
функция предполагает, что лидер
является центром обмена информацией
в команде. Он сообщает спортсменам
информацию о текущих задачах
команды, способах их решения, распределении
функций, ожидаемых результатах, соперниках
и т. п. В игровой ситуации эта
функция сводится к налаживанию
и поддержанию на оптимальном
уровне обмена информацией между
спортсменами исходя из тактического
замысла и выполняемой
Воспитательная
функция предполагает усилия лидера
по развитию у членов команды чувства
товарищества, личной ответственности,
уважения к социальным нормам и требованиям,
дисциплинированности, собранности, надежности
и других общественно значимых характеристик
поведения. Эта функция осуществляется
лидером главным образом не на
соревнованиях, а в условиях тренировочных
занятий и отдыха. В соревновательной
обстановке воспитательные действия лидера
ограничены оценочными суждениями: «Правильно!»,
«Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что
делаешь?» и т. п. Их содержание и
эмоциональная окраска служат эффективным
средством закрепления
1.5.2 Дифференциация лидерских ролей
Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:
роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;
роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.
Инструментальных
лидеров следует рассматривать
как ближайших помощников тренера
в решении задач технико-
Экспрессивные лидеры — ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. [5. 47]
Б.Дж .Кретти [8] приводит ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру:
Преимущества | Недостатки |
Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер) | |
Более
эффективен, когда усилия группы должны
быть направлены главным образом
на решение задач
Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел |
Мало внимания
уделяет межличностным Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению Может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным от ношениям |
Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер) | |
Заботлив,
внимателен в межличностных отношениях
Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений |
Не проявляет
инициативы и настойчивости в
делах
Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях |
Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах