Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:56, курсовая работа
Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более эффективной деятельность всего коллектива. Выделение лидеров из общей массы может как помочь тренеру в его деятельности, так и усложнить ее. Условия и возможности проявления лидерских качеств в спортивной группе представляются нам особенно интересными.
Реферат: "Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах"
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах
Введение
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать хороший
социально-психологический
На формирование
взаимоотношений между
Изучение феномена
лидерства началось в начале 20 века.
Ряд ученых-психологов внесли огромный
вклад в изучение данного явления.
Так начали формироваться концепции
происхождения лидерства: «теория
черт» - значительный вклад в развитие
этой теории внесли американские ученые
К. Бэрд и Р. Стогдилл, которые пытались
определить набор качеств необходимых
лидеру; «ситуационная теория» - своим
развитием обязана
Кроме разработки концепций лидерства ученые исследовали стили лидерства. Американские ученые К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт провели ряд экспериментов, в результате которых было выделено 3 основных стиля лидерства – авторитарного, демократического и либерального, которые стали традиционные для социальной психологии.
В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования С. О. Лозинского, Е. А. Аркина, А. С. Залужнога П. Л. Здгоровского и др. В этих работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства главным образом в детских группах и коллективах, организованных и стихийных. Более поздние работы по лидерству принадлежат Г. К. Ашину, И. П. Волкову, Н. С. Жеребовой, Р. Л. Кричевскому, Б. Д. Парыгину, Л. И. Уманскому и др.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования
Знание социально-
Объект исследования
Объектом исследования является группа легкоатлетов состоящая из 10 человек различной спортивной квалификации (от 2 взрослого разряда до мастера спорта) и различной возрастной группы (от 17 лет до 22 лет).
Предмет исследования
Предметом исследования
являются особенности проявления лидерских
качеств спортсменов
Цель исследования
Выявить особенности и возможности проявления лидерских качеств в группе легкоатлетов
Гипотеза исследования
Основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятие «борьбы» и проявляются в спортивной группе легкоатлетов в зависимости от социально-психологических условий.
Задачи исследования:
1. Определить
потенциальные лидерские
2. Выяснить реальную
возможность проявления
Методы исследования
1. Методика Q-сортировка
2. Социометрия
Глава 1. Организация межличностных отношений в спортивной команде
1.1 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.
Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений. «...В ходе этого процесса (общения) устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности».
В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения.
Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:
возникновение потребности и ее осознание;
превращение потребности
в стойкий интерес к той
или иной деятельности, способной
удовлетворить возникшую
сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей;
формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;
установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности;
возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений. [6, 17-19]
Взаимоотношения
в спортивной группе делятся на отношения
между спортсменами (горизонтальный
уровень), или взаимоотношения в
системе «спортсмен—спортсмен», и
отношения спортсменов с
Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.
Формальная структура
отношений в команде создается
и процессе учебно-тренировочной
и соревновательной деятельности благодаря
приказам, распоряжениям, указаниям
вышестоящих организаций и
Одной из главных
особенностей формальной организации
(впрочем; как и неформальной) является
то, что она способствует объединению
индивидов в группу, создает основу
для личного контакта. В то же
время она регулирует частоту
этих контактов, плотность и качественную
их сущность. В этом проявляется
сдерживающая функция формальной организации
по отношению к развитию неформальной
организации. Подобные «карантинные»
меры не всегда удаются, так как порой
неформальная структура связей почти
полностью совпадает с
Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и в конечном счете к конфликту. Два типа структур — формальная и неформальная — всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.
Формальные отношения
в системах «спортсмен — спортсмен»
и «спортсмен—тренер» заранее «запрограммированы»
и обусловлены требованиями деятельности,
подчинены ее задачам, и «сценарий»,
по которому они должны развиваться,
для каждого вида спорта в общем-то
известен. Значительно труднее
Установление
правильных взаимоотношений в системе
«тренер — спортсмен» — дело
исключительно сложное и
Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д.
И все-таки, несмотря
на это, равенства в положении, которое
занимает каждый из членов группы в
ее иерархической структуре, нет. Этого
равенства и не может быть, так
как все члены группы выполняют
хотя и однородную деятельность, но
по-разному, в зависимости от отношения
к ней, способностей, личностных качеств,
ситуации и т. д. В результате деятельности
происходят самооценка и взаимооценка
поступков и успешности действий,
позволяющие каждому сравнить себя
с другими членами, отвести каждому,
в том числе и себе, место
в группе, мысленно построить свою
иерархическую структуру
Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды. [6. 26]
1.2 Социально-психологический феномен лидерства
Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.
Лидер же — это
человек, который объединяет, направляет
действия всей группы, принимающей
и поддерживающей его действия. Это
человек, за которым группа людей
признает право принимать решения
в значимых для нее ситуациях,
т. е. наиболее авторитетная личность,
реально играющая центральную роль
в организации совместной деятельности
и регулировании
Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах