Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 03:28, курсовая работа
Цель – рассмотреть психологические и социальные проблемы людей пожилого возраста.
Поставленная цель исследования обусловило решение следующих задач:
1) дать характеристику позднего периода жизни;
2) проанализировать изменения когнитивных функций при старении;
3) выявить особенности социально-психологического состояния людей пожилого возраста;
4) выявить влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА СТАРОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ СТАРЕНИЯ 5
1.1 Характеристика позднего периода жизни 5
1.2 Изменение когнитивных функций при старении 10
2 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 13
2.1 Особенности социально-психологического развития в пожилом возрасте 13
2.2 Влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Одиночество может способствовать тяжкому расстройству личности, но все же пожилой человек, находясь в реальной обстановке старения, имеет достаточно сил, чтобы самостоятельно регулировать вопрос своего одиночества, объективно его оценивая и вырабатывая в этом плане адекватные формы поведения.
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость – достижение некоторого предела этих изменений. Причём эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне – человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль; наконец, на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним.
Пожилой и старческий возраст так же, как и любой другой возрастной этап онтогенеза человека, имеет неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития. В поздний период жизни человека наблюдается специфическое соотношение между сохранностью психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности.
В психологии, характере, поведении человека, – а всё это тоже относится к целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном общении – появляются свои изменения. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных. Он с трудом и недоверием воспринимает те идеи и сведения, которые были ему не известны раньше, причём значение их, как правило, занижается.
Итак,
мы рассмотрели особенности
1) «замедление» на всех уровнях функциональных систем: сенсорных функций (слух, зрение, вкус, осязание и др.), а также психических (восприятие нового, запоминания, всего поведения человека);
2)
происходят изменения в
Отмечается тот факт, что изменения в период старения индивидуальны и зависят от самого пожилого человека, успешности прохождения им предыдущих стадий.
В целом на успешность развития в поздние годы влияют внешние и внутренние факторы:
1)
сохранение и дальнейшее
2) сохранение и реализация своей позиции субъекта жизни;
3)
рост способности к
4)
умение противостоять
Старение, как и одиночество, есть проявление чувств, чувств испытываемых человеком, и от самого человека зависит, насколько его охватывают эти чувства, как он покоряется им, насколько они становятся сильнее всех других чувств. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Для одного - это отчаянная тоска по утраченной любви к близкому человеку; для другого – преходящее чувство тоски из-за отсутствия общения; для третьего оно может представлять собой часть всеобщего отчуждения, чувство собственного несоответствия.
Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилого возраста