Социально-психологические проблемы пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 03:28, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть психологические и социальные проблемы людей пожилого возраста.

Поставленная цель исследования обусловило решение следующих задач:

1) дать характеристику позднего периода жизни;

2) проанализировать изменения когнитивных функций при старении;

3) выявить особенности социально-психологического состояния людей пожилого возраста;

4) выявить влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА СТАРОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ СТАРЕНИЯ 5
1.1 Характеристика позднего периода жизни 5
1.2 Изменение когнитивных функций при старении 10
2 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 13
2.1 Особенности социально-психологического развития в пожилом возрасте 13
2.2 Влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

социально-псих проблемы пожилого возраста.doc

— 187.00 Кб (Скачать)
ify">     Таким образом, одиночество в старости выступает как социально-психологическая  проблема перед людьми пожилого возраста. И хотя данные свидетельствуют о том, что одиночество не является обязательным спутником старения, убеждение в том, что оно неизбежно, может стать самоосуществляющимся пресказанием, предотвращающим некоторых одиноких старых людей от принятия мер по облегчению этого затруднительного положения.

     Одиночество может способствовать тяжкому расстройству личности, но все же пожилой человек, находясь в реальной обстановке старения, имеет достаточно сил, чтобы самостоятельно регулировать вопрос своего одиночества, объективно его оценивая и вырабатывая в этом плане адекватные формы поведения.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Исходя  из выше изложенного, можно сделать  следующие выводы:

     В самом общем виде под старением  понимают динамические явления, связанные  с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость – достижение некоторого предела этих изменений. Причём эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне – человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль; наконец, на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним.

     Пожилой и старческий возраст так же, как  и любой другой возрастной этап онтогенеза человека, имеет неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития. В поздний период жизни человека наблюдается специфическое соотношение между сохранностью психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности.

     В психологии, характере, поведении человека, – а всё это тоже относится к целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном общении – появляются свои изменения. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных. Он с трудом и недоверием воспринимает те идеи и сведения, которые были ему не известны раньше, причём значение их, как правило, занижается.

     Итак, мы рассмотрели особенности социально-психологического развития личности в пожилом возрасте. К характерным особенностям социально-психологического состояния пожилых людей относятся:

     1) «замедление» на всех уровнях функциональных систем: сенсорных функций (слух, зрение, вкус, осязание и др.), а также психических (восприятие нового, запоминания, всего поведения человека);

     2) происходят изменения в различных  сферах жизнедеятельности пожилого  человека (интеллектуальной, эмоциональной,  мотивационно- потребностной, социальной).

     Отмечается  тот факт, что изменения в период старения индивидуальны и зависят  от самого пожилого человека, успешности прохождения им предыдущих стадий.

     В целом на успешность развития в поздние  годы влияют внешние и внутренние факторы:

     1) сохранение и дальнейшее развитие  позитивной, хорошо организованной  идентичности;

     2) сохранение и реализация своей  позиции субъекта жизни;

     3) рост способности к самоанализу  и саморефлексии;

     4) умение противостоять навязанным  обществом негативным мнениям.

     Старение, как и одиночество, есть проявление чувств, чувств испытываемых человеком, и от самого человека зависит, насколько его охватывают эти чувства, как он покоряется им, насколько они становятся сильнее всех других чувств. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Для одного - это отчаянная тоска по утраченной любви к близкому человеку; для другого – преходящее чувство тоски из-за отсутствия общения; для третьего оно может представлять собой часть всеобщего отчуждения, чувство собственного несоответствия.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
     
  1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. Вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский Центр Академия, 1999. – 320с.
  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананньев. – СПб.: Питер, 2001.-288с.
  3. Ануфриев, А.Ф. Психологические методики изучения личности: практикум / под ред. проф. А.Ф. Ануфриева., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. – М.: Ось-89, 2008. – 304с.
  4. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. – М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2006. – 512с.
  5. Альперович, В.Д. Социальная геронтология / В.Д. Альперович. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997 – 576с.
  6. Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я» / В.Т. Бахур. – М.: Знание, 1996. – 192с.
  7. Бердяев, Н.В. Я, одиночество и общество / Н.В. Бердяев. – М.: Республика, 1994. – 480с.
  8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / под общ. ред. В.Я. Полиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 312с.
  9. Валь, Х.В. Психологическая геронтология в Германии: недавние находки и социальное применение / Х.В. Валь // Психология зрелости и старения. – 2005. - №2 (30) лето. – С. 39-57.
  10. Душков, Б.А. Психология типов личности / Б.А. Душков. – М.: Академический проект,1999. – 504с.
  11. Ермолаева, М.В. Практическая психология старости / М.В. Ермолаева. – М.: ЭКСМО Пресс, 2002. – 320с.
  12. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376с.
  13. Ермолаева, М.В. Значение жизненного опыта в старости / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2007. - №2(38) лето. – С. 58-81
  14. Кон, И.С. Открытие и «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
  15. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2006. – 940с.
  16. Краснова, О.В. Социальная психология старения: учеб пособие / О.В. Краснова, А.Г. ЛидерсА.Г. – М.: Академия, 2002. – 288с.
  17. Краснова, О.В. Стереотипы пожилых и отношение к ним / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. – 1998. - №30(1), весна. – С.33-45.
  18. Краснова, О.В. Круглый стол «Социально-психологические проблемы пожилых людей» / О.В. Краснова // Журнал практической психологии. – 1998. - №3. – С.14-21.
  19. Лабиринты одиночества / под общ. ред. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 624с.
  20. Марцинковская, Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте / Т.Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения. – 2000. - №3 (38) лето. – С.16-26.
  21. Молчанова, О.В. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта / О.В. Молчанова // Психология зрелости и старения. – 2000. - №1. – С.24.
  22. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учеб. пособие / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208с.
  23. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. – 206с.
  24. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. – 192с.
  25. Психологический словарь / сост. В.Н. Копорултна, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабаева; под общ. ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 660с.
  26. Проблемы пожилых людей и пути совершенствования геронтологической помощи: сборник статей 2 Межрегиональной конференции. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 152с.
  27. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашов [и др.]. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479с.
  28. Современный психологический словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 490c.
  29. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
  30. Толстых, А.В. Возрасты жизни / А.В. Толстых. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 233с.
  31. Транев, А.В. Психология старости: учеб пособие / А.В. Транев. – Самара.: Издательский Дом БАХРАХ, 2004. – 736с.
  32. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное / Н.Ф. Шахматов. – М.: Медицина, 1996. – 367с.
  33. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шапаваленко. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.
  34. Швалб, Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: Социально-психологическая проблема / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – К.: Украiна, 1991. – 270с.
  35. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2006. – 348с.

Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилого возраста