Социально-психологические проблемы пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 03:28, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть психологические и социальные проблемы людей пожилого возраста.

Поставленная цель исследования обусловило решение следующих задач:

1) дать характеристику позднего периода жизни;

2) проанализировать изменения когнитивных функций при старении;

3) выявить особенности социально-психологического состояния людей пожилого возраста;

4) выявить влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА СТАРОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ СТАРЕНИЯ 5
1.1 Характеристика позднего периода жизни 5
1.2 Изменение когнитивных функций при старении 10
2 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 13
2.1 Особенности социально-психологического развития в пожилом возрасте 13
2.2 Влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

социально-псих проблемы пожилого возраста.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Последняя стадия жизненного цикла (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные  решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. К сожалению, эти обстоятельства порой складываются таким образом, что к перечисленным проблемам добавляется еще и одиночество. Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено инвалидностью, может рассчитывать лишь на государственную помощь и поддержку. Пожилому человеку просто необходимо самое пристальное и искреннее внимание, внимание как к его физическому здоровью, так и к душевному состоянию.

     С периодом старости связаны многие стереотипы и искаженные представления. Хотя для  пожилого возраста характерны определенные соматические, интеллектуальные и психологические  проблемы, физическое состояние и  умственные способности отдельных людей в этом возрасте крайне различаются. Поздняя взрослость (старость) охватывает четыре десятилетия жизни: от тех, кому за 60, до тех, кому за 90 и более. Очевидно, что здоровые, активные, недавно перешагнувшие 60-летний рубеж и вышедшие на пенсию люди относятся к иной группе и имеют другие потребности, нежели дряхлые старики из поколения их родителей. В целом люди на седьмом десятке по-прежнему тесно связаны с семьей и друзьями, но некоторым из них приходится столкнуться со снижением доходов, потерей друзей и близких и утратой сил; после 70 лет мир социальных отношений становится уже, и к людям чаще приходят болезни. После 80 или 90 лет люди склонны удаляться от мира, быстро дряхлеют и страдают хроническими болезнями [19, c.79]. Необходимость изучения и осмысления социально-психологических проблем людей пожилого возраста определило актуальность темы курсовой работы.

     Объект  исследования являются люди пожилого возраста.

     Предмет исследования – психологические  и социальные особенности старости.

     Цель  – рассмотреть психологические  и социальные проблемы людей пожилого возраста.

     Поставленная  цель исследования обусловило решение  следующих задач:

     1) дать характеристику позднего периода жизни;

     2) проанализировать изменения когнитивных функций при старении;

     3) выявить особенности социально-психологического  состояния людей пожилого возраста;

     4) выявить влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей.

     Проблемами  пожилых в аспекте психологии и социологии занимались М.Д. Александрова, А.В. Дмитриев, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро, Л.С. Шилова И.С. Кон [10], Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев, Л.Т. Шинелева и др. Значительный вклад в развитие геронтологии внесли: выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев [3], обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения; современные геронтологи Г.С. Абрамова, В.Д. Альперович [2], О.В. Краснова, А.Г. Лидерс [8], А.А. Козлов, Р.С. Яцемирская [20], а также зарубежные авторы А. Адлер, Э. Берн, К. Хорни, Э. Фромм, Т. Шибутани.

     В качестве методов исследования используются анализ, сравнение и обобщение. Практическая значимость работы заключается в рассмотрении особенностей пожилого возраста в аспекте социально-психологических проблем.

 

     1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПЕРИОДА СТАРОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ СТАРЕНИЯ

     1.1 Характеристика позднего  периода жизни

 

     Поздний возраст – заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными со всей историей индивидуального  развития человека, старость и старение являются конечными эффектами стадии возрастного этапа.

     В настоящее время существуют различные  определения старения. Один из авторов  рассматривает старение как постепенное  ослабление реактивности клеток за счёт изменения физико-химической структуры клеточного вещества. По мнению других, старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Определяют старение и как изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления. Старение характеризуют универсальностью, эндогенностью, постепенностью и разрушительностью. Как считают специалисты, старение – неизбежно возникающий, закономерно развивающийся разрушительный процесс ограничения адаптационных возможностей организма, увеличения вероятности смерти, сокращения продолжительности жизни, способствующий развитию возрастной патологии.

     Вместе  с общим регрессом, тем не менее, наблюдаются положительные адаптивные сдвиги. В соответствии с адаптационно-регуляторной теорией, которую развивают геронтологи, в ходе возрастного развития мобилизуются механизмы, направленные на сохранение и совершенствование жизнедеятельности организма, на поддержание его гомеостаза, на увеличение продолжительности жизни, на поддержание стабильного уровня жизнеспособности, В.В. Фролькис определяет как процесс витаукта: от vita- жизнь, auctum-увеличивать. Проявление процесса витаукта он условно делит на две группы: генетически прочно закреплённые в эволюции механизмы, определяющие жизнеспособность живых систем и текущие адаптации, возникающие по ходу развития старения.

     В соответствии с современными физиологическими представлениями в позднем возрасте существуют как связанные изменения  между старением и болезнями, так и независимое развитие старения и болезни. В первом случае речь идёт о патологическом старении, а во втором о нормальном старении. Подобное разделение является весьма условным, так как постепенные изменения, приближающие смерть, можно рассматривать как почву для возникновения болезни. В частности, исследования на животных, в которых были исключены болезнетворные внешние влияния и индивидуальные наследственные различия, показали, что развитие болезни является составной частью старения.

     Пожилой и старческий возраст так же, как и любой другой возрастной этап онтогенеза человека, имеет неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития. В поздний период жизни человека наблюдается специфическое соотношение между сохранностью психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности.

     Закономерность  возрастной эволюции психофизиологических функций человека хорошо прослеживается при сравнительно-возрастном сопоставлении  данных их изменения: на модели перцептивного  пространства при сопоставлении с данными, полученными М.Д. Александровой в работе с пожилыми людьми, при исследовании времени реакции, при изучении чувствительности различных модальностей – периферического зрения, слуха, кинестезии.

     Старение  – биологическое явление, присущее всем формам живой материи и сопровождающееся участием жизненных функций организма.

     Отсутствие  генетического подхода к изучению психологии взрослых людей до недавнего  времени тормозило исследование возрастной изменчивости. Взрослый человек  рассматривался, по определению Э.Клапареда, в состоянии «психической окаменелости». Считалось, что если по какой-либо причине процесс психического развития не завершился в детстве и юности, то с наступлением зрелости человеку трудно рассчитывать на возможности этого процесса, так как механизмы, обеспечивающие развитие, перестают функционировать.

     Однако, благодаря появлению новых знаний о структуре развития психофизиологических функций взрослого человека, такая  точка зрения была заменена иной, основанной на положении о безграничности личностного развития человека, о развитии как основном способе существования. Согласно этой точке зрения становление любой функции (физиологической, психофизиологической, психической) происходит непрерывно от рождения до старости, причем различные стороны функций изменяются с разной степенью интенсивности.

     Это свидетельствует о том, что единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена  без специальной разработки ее фундаментального раздела - психологии зрелости и старения.

     Говоря  о позднем периоде жизни, необходимо помнить, что в психологии нет  четкого определения границ этого  этапа онтогенеза. Как правило, ученые выделяют две возрастные группы - от 60 до 75 лет и старше 75 лет, неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию [1].

     Для людей, входящих в первую группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности, а наиболее значимыми  проблемами для них являются нарушение  социально-психологической адаптации  и вызываемый этим психологический дискомфорт.

     Для тех, кто относится ко второй группе, на первый план выходят медицинские  проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и часто необходимостью постоянного ухода.

     В литературе встречаются понятия  «первой старости» и «второй  старости», характеризующие пожилых людей, входящих в эти группы.

     Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции  в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени реакции  считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности, охватывающих как большинство сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осязание), так и моторику, восприятие нового, запоминание - все поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях [2].

     В разных теориях с различных методологических позиций рассматриваются причины  психологических изменений в  старости. Наиболее известна каскадная  модель старения, которая предложена психогеронтологами, принадлежащими к школе бихевиоризма. Один из ее авторов, Биррен, выделил первичное и вторичное старение. Первичное (внешнее) старение - это нормальный процесс, не отягощенный хроническими болезнями. Вторичное (внутреннее) старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообразными хроническими заболеваниями, влияющими на функционирование мозга (сердечно-сосудистые заболевания, рак и т.п.).

     На  оба эти процесса оказывает влияние  стиль жизни: место жительства, стрессы, морально-этические принципы, социоэкономический статус и многие другие его составляющие. Ухудшение здоровья при вторичном старении отличается от тех изменений, которые могут происходить перед смертью, и характеризуется когнитивным засыпанием.

     Период  терминального старения (приближающаяся смерть) может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

     Каскадная модель объясняет некоторые аспекты  интеллектуального функционирования в процессе старения:

     - первичное старение  скорость перцепции,

     - вторичное старение  рассуждение,

     - терминальное старение  вербальные понятия.

     Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой  информация обрабатывается в ЦНС.

     Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения (индукцию, решение абстрактных задач, формальные операции: выводы, заключения, предположения).

     Наконец, в терминальном периоде нарушения  затрагивают и другие уровни интеллекта, дополняя картину изменениями в  понятийном мышлении (в нахождении информации и владении повседневными знаниями: словарный запас, понятливость, объем запоминаемой и хранящейся в памяти информации).

     Однако  данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций. Таким образом, неправомерно связывать с периодом старости только регрессивные явления.

     Изменение силы и подвижности психических  процессов в старости сугубо индивидуально. В основе индивидуального характера изменений психической деятельности в старости лежат как гетерохронность в нарушениях памяти, интеллекта, творческих возможностей, так и жизненный опыт, индивидуальные качества, уровень одаренности, степень эрудированности и качества личности, присущие конкретному человеку.

     Это способствует формированию собственных  механизмов компенсации и адаптации  к возрастным изменениям, определяя  уровень интеллектуальной активности. Нормы же половозрастного ослабления психических функций в старости отсутствуют.

Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилого возраста