Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 03:28, курсовая работа
Цель – рассмотреть психологические и социальные проблемы людей пожилого возраста.
Поставленная цель исследования обусловило решение следующих задач:
1) дать характеристику позднего периода жизни;
2) проанализировать изменения когнитивных функций при старении;
3) выявить особенности социально-психологического состояния людей пожилого возраста;
4) выявить влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА СТАРОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ СТАРЕНИЯ 5
1.1 Характеристика позднего периода жизни 5
1.2 Изменение когнитивных функций при старении 10
2 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 13
2.1 Особенности социально-психологического развития в пожилом возрасте 13
2.2 Влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
СОДЕРЖАНИЕ
Последняя стадия жизненного цикла (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. К сожалению, эти обстоятельства порой складываются таким образом, что к перечисленным проблемам добавляется еще и одиночество. Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено инвалидностью, может рассчитывать лишь на государственную помощь и поддержку. Пожилому человеку просто необходимо самое пристальное и искреннее внимание, внимание как к его физическому здоровью, так и к душевному состоянию.
С периодом старости связаны многие стереотипы и искаженные представления. Хотя для пожилого возраста характерны определенные соматические, интеллектуальные и психологические проблемы, физическое состояние и умственные способности отдельных людей в этом возрасте крайне различаются. Поздняя взрослость (старость) охватывает четыре десятилетия жизни: от тех, кому за 60, до тех, кому за 90 и более. Очевидно, что здоровые, активные, недавно перешагнувшие 60-летний рубеж и вышедшие на пенсию люди относятся к иной группе и имеют другие потребности, нежели дряхлые старики из поколения их родителей. В целом люди на седьмом десятке по-прежнему тесно связаны с семьей и друзьями, но некоторым из них приходится столкнуться со снижением доходов, потерей друзей и близких и утратой сил; после 70 лет мир социальных отношений становится уже, и к людям чаще приходят болезни. После 80 или 90 лет люди склонны удаляться от мира, быстро дряхлеют и страдают хроническими болезнями [19, c.79]. Необходимость изучения и осмысления социально-психологических проблем людей пожилого возраста определило актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования являются люди пожилого возраста.
Предмет исследования – психологические и социальные особенности старости.
Цель – рассмотреть психологические и социальные проблемы людей пожилого возраста.
Поставленная цель исследования обусловило решение следующих задач:
1) дать характеристику позднего периода жизни;
2)
проанализировать изменения
3)
выявить особенности социально-
4) выявить влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей.
Проблемами пожилых в аспекте психологии и социологии занимались М.Д. Александрова, А.В. Дмитриев, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро, Л.С. Шилова И.С. Кон [10], Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев, Л.Т. Шинелева и др. Значительный вклад в развитие геронтологии внесли: выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев [3], обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения; современные геронтологи Г.С. Абрамова, В.Д. Альперович [2], О.В. Краснова, А.Г. Лидерс [8], А.А. Козлов, Р.С. Яцемирская [20], а также зарубежные авторы А. Адлер, Э. Берн, К. Хорни, Э. Фромм, Т. Шибутани.
В качестве методов исследования используются анализ, сравнение и обобщение. Практическая значимость работы заключается в рассмотрении особенностей пожилого возраста в аспекте социально-психологических проблем.
Поздний возраст – заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными со всей историей индивидуального развития человека, старость и старение являются конечными эффектами стадии возрастного этапа.
В настоящее время существуют различные определения старения. Один из авторов рассматривает старение как постепенное ослабление реактивности клеток за счёт изменения физико-химической структуры клеточного вещества. По мнению других, старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Определяют старение и как изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления. Старение характеризуют универсальностью, эндогенностью, постепенностью и разрушительностью. Как считают специалисты, старение – неизбежно возникающий, закономерно развивающийся разрушительный процесс ограничения адаптационных возможностей организма, увеличения вероятности смерти, сокращения продолжительности жизни, способствующий развитию возрастной патологии.
Вместе
с общим регрессом, тем не менее,
наблюдаются положительные
В
соответствии с современными физиологическими
представлениями в позднем
Пожилой и старческий возраст так же, как и любой другой возрастной этап онтогенеза человека, имеет неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития. В поздний период жизни человека наблюдается специфическое соотношение между сохранностью психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности.
Закономерность возрастной эволюции психофизиологических функций человека хорошо прослеживается при сравнительно-возрастном сопоставлении данных их изменения: на модели перцептивного пространства при сопоставлении с данными, полученными М.Д. Александровой в работе с пожилыми людьми, при исследовании времени реакции, при изучении чувствительности различных модальностей – периферического зрения, слуха, кинестезии.
Старение – биологическое явление, присущее всем формам живой материи и сопровождающееся участием жизненных функций организма.
Отсутствие
генетического подхода к
Однако,
благодаря появлению новых
Это свидетельствует о том, что единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела - психологии зрелости и старения.
Говоря о позднем периоде жизни, необходимо помнить, что в психологии нет четкого определения границ этого этапа онтогенеза. Как правило, ученые выделяют две возрастные группы - от 60 до 75 лет и старше 75 лет, неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию [1].
Для
людей, входящих в первую группу, характерно
сохранение достаточно высокого уровня
активности, а наиболее значимыми
проблемами для них являются нарушение
социально-психологической
Для
тех, кто относится ко второй группе,
на первый план выходят медицинские
проблемы, связанные с ухудшением
здоровья, слабостью и часто
В литературе встречаются понятия «первой старости» и «второй старости», характеризующие пожилых людей, входящих в эти группы.
Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности, охватывающих как большинство сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осязание), так и моторику, восприятие нового, запоминание - все поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях [2].
В
разных теориях с различных
На оба эти процесса оказывает влияние стиль жизни: место жительства, стрессы, морально-этические принципы, социоэкономический статус и многие другие его составляющие. Ухудшение здоровья при вторичном старении отличается от тех изменений, которые могут происходить перед смертью, и характеризуется когнитивным засыпанием.
Период терминального старения (приближающаяся смерть) может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Каскадная
модель объясняет некоторые аспекты
интеллектуального
- первичное старение скорость перцепции,
- вторичное старение рассуждение,
- терминальное старение вербальные понятия.
Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС.
Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения (индукцию, решение абстрактных задач, формальные операции: выводы, заключения, предположения).
Наконец, в терминальном периоде нарушения затрагивают и другие уровни интеллекта, дополняя картину изменениями в понятийном мышлении (в нахождении информации и владении повседневными знаниями: словарный запас, понятливость, объем запоминаемой и хранящейся в памяти информации).
Однако данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций. Таким образом, неправомерно связывать с периодом старости только регрессивные явления.
Изменение силы и подвижности психических процессов в старости сугубо индивидуально. В основе индивидуального характера изменений психической деятельности в старости лежат как гетерохронность в нарушениях памяти, интеллекта, творческих возможностей, так и жизненный опыт, индивидуальные качества, уровень одаренности, степень эрудированности и качества личности, присущие конкретному человеку.
Это способствует формированию собственных механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям, определяя уровень интеллектуальной активности. Нормы же половозрастного ослабления психических функций в старости отсутствуют.
Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилого возраста