Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 03:28, курсовая работа
Цель – рассмотреть психологические и социальные проблемы людей пожилого возраста.
Поставленная цель исследования обусловило решение следующих задач:
1) дать характеристику позднего периода жизни;
2) проанализировать изменения когнитивных функций при старении;
3) выявить особенности социально-психологического состояния людей пожилого возраста;
4) выявить влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА СТАРОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ СТАРЕНИЯ 5
1.1 Характеристика позднего периода жизни 5
1.2 Изменение когнитивных функций при старении 10
2 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 13
2.1 Особенности социально-психологического развития в пожилом возрасте 13
2.2 Влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Таким
образом, изменения в пожилом
возрасте происходят в различных
сферах жизнедеятельности человека.
Данные, описанные выше, свидетельствуют
об изменении социально-
Противоречивость данных различных исследований, касающихся социально-психологического состояния пожилого человека объясняются широким диапазоном индивидуальных различий, которые предположительно заостряются на этапе поздней взрослости [4].
Так, различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражает особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, также как и новое восприятие окружающего. Как отмечает Н.Ф.Шахматов, отношение к собственному старению – активный элемент психической жизни в старости [32,с.231]. В оформлении этого чувства определяющим является моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья. На последующих этапах старения отношение к продолжающимся выявляться новым изменениям в физическом статусе находятся уже под воздействием сформировавшейся новой жизненной по позиции, нового уровня самосознания. Эта новая позиция формируется за счет установившихся новых отношений пожилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от его самого [4,16,31,33]. При этом отсутствует депрессивная проекция на прошлое, отсутствуют попытки найти виноватого или винить себя в неправильной (с сегодняшней точки зрения) прожитой жизни. Именно при этом варианте психического старения имеется полное согласие с самим собой, согласие с естественным ходом событий и с неминуемостью завершения собственной жизни. По мнению Н.Ф.Шахматова, такая активная позиция в отношении собственной старости в большей мере способствует сохранности личности в позднем возрасте [32,с.233].
В
то же время в отечественной
Таким образом, отношение к собственному старению является важной составляющей психической жизни в старости. И если пожилой человек считает физические и психические изменения, которые с ним происходят вполне естественными для данного возраста, это ставит человека на новый уровень самосознания.
Обзор
изменения социально-
-конструктивный;
-зависимый («кресло-качалка»);
- защитный;
-агрессивно-
-самообвинительный.
Конструктивный
тип – пожилые люди данного
типа более уравновешенны, у них
сохраняются способность
Зависимый тип («кресло-качалка») – пожилые люди данного типа полагаются не на себя, а на помощь других. В основном они зависят от партнера по браку или от своего ребенка. Не имеют высоких профессиональных претензий, поэтому охотно уходят из профессиональной среды.
Защитный тип (оборонительный) – для пожилых людей данного типа характерны преувеличенная сдержанность, они неохотно принимают помощь от других, их постоянно беспокоит мысль о старости, которую они пытаются заглушить активностью «через силу».
Агрессивно-обвинительный тип – люди данного типа агрессивны, взрывчаты, подозрительны, враждебно относятся к окружающим. Винят в собственных неудачах других, а также обстоятельства.
Самообвинительный тип – пожилые люди с пассивным типом безропотно принимают свои трудности. Свою враждебность они направляют, прежде всего, на самих себя. Они больше подвержены одиночеству, смерть же воспринимают как избавление от несчастного существования.
Ф.Гизе на X психологическом конгрессе в Боне, выделял 3 типа стариков и старости:
1) старик – негативист, отрицающий у себя какие – либо признаки старости;
2)
старик – экстравертированный,
признающий наступление
3) интровертированный тип, остро переживающий процесс старения [30,33].
И.С.Кон выделяет несколько типов разных социально – психологических типов старости, используя направленность деятельности К позитивным благополучным типам, относятся:
а) активная, творческая старость;
б) энергия направлена на устройство собственной жизни, материальное благополучие, отдых и т.д.;
в) главное приложение своих сил люди данного типа старения находят в семье;
г) смыслом жизни людей данного типа является забота об укреплении собственного здоровья.
Все 4-е типа старости И.Кон считает психологически благополучными, и замечает, что есть и отрицательные типы. К таковым он относит агрессивных старых ворчунов, разочаровавшихся в себе и собственной жизни, одиноких и глубоко несчастных неудачников, критикующих все, кроме себя [14,30,32].
Рассмотренные выше типы личности подтверждают, что социально-психологические изменения зависят от индивидуальных особенностей человека, от всей истории его жизни.
Люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. Значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей оказывают негативные социальные стереотипы, о которых говорилось выше. Под воздействием исподволь проникших в сознание негативных мнений, многие пожилые теряют самое главное – веру в себя. Ссылаясь, на многочисленные исследования Г.Крайг пишет о том, что «в любом возрасте мнения о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности субъекта» [15,с.345;18]. Поэтому основной проблемой пожилого возраста является понимание и принятие пожилым и старым человеком своего «Я» во всех его проявлениях.
Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что отражается в его «Я-концепции». По данным исследований пожилые люди в самохарактеристиках отмечают перевес положительных качеств над отрицательными и нарастание некритичности к себе, например, неадекватность самооценки в сторону завышения [16,21]. Зарубежные авторы, например, Комман, обнаружил, что самовосприятие с возрастом возрастает, пожилой человек позитивно оценивает свою внешность, свое поведение и ценности жизни. По результатам зарубежных исследований у людей старше 60 лет более высокая самооценка, чем у молодых. Комман выделил два фактора повышения самооценки в пожилом возрасте.
Первый фактор связан с уменьшением с возрастом расхождения между реальным и идеальным «Я», т.е. происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению жизнью. Второй фактор связан с появлением умения строить разные отношения с разными людьми. На понижение самооценки влияют отсутствие свободы выбора, возможность самостоятельно осуществлять контроль над ситуацией [5;19;28]. Существенно влияет на самооценку в пожилом возрасте расхождение между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни, чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности [16].Самооценка всегда носит субъективный характер, независимо от того, лежат ли в его основе собственные суждения человека о себе или интерпретация суждений других людей. По данным многих авторов, самооценка находится в тесной зависимости от занятости, состояния здоровья и эмоционального тонуса старых людей, т.е., она не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств.
Итак, самооценка, как показывает анализ литературы, относится к базисным качествам личности.
Что касается «Я-концепции» в пожилом возрасте, то имеющие работы по данной проблематике содержат противоречивые сведения. В одних высказывается мнение о том, что с возрастом «Я-концепция» становится более негативной, самооценка снижается, растет число людей не удовлетворенных своей жизнью, в других отмечаются противоположные данные, отмечается позитивный образ «Я», склонность выделять у себя меньше недостатков и в целом более высокое самоодобрение [16]. В исследованиях Л.В.Бороздиной и О.Н Молчановой по изучению динамики самооценки в зрелости и старости, было обнаружено, что наряду с общим снижением ценности «Я» с возрастом нарастают факторы компенсации, которые поддерживают стабильность «Я – концепции», которые были названы психологическим витауктом [16,20,21].
Будущее для лиц позднего возраста нередко представляется угрожающим, ожидаемые изменения – негативными, поэтому характерной чертой «Я-концепции» является обращенность в прошлое. По мнению М.В. Ермолаевой, характерный отлет сознания в прошлое имеет особое значение в старости. Былое для пожилых людей более значимо, чем будущее, они как бы погружены в него. Пожилые люди должны "подвести итоги" и смириться с прошлым. Через воспоминания они могут пересмотреть, "переоценить", возможно, принять свою жизнь[11,20,33].
Ученые сходятся во мнении о том, что поздний период связан с самооценкой прожитой жизни. Важнейшей характеристикой позднего возраста является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Мудрость позволяет пожилому человеку сохранить достоинство и целостное «Я» перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти [10].
Период старения – важный период развития и окончательного формирования личности. Годы поздней взрослости можно причислить к одному из самых трудных этапов жизни человека. На них накладываются «нагрузки», характерные только для заключительных жизненных стадий.
Таким образом, мы дали характеристику особенностей социально-психологического состояния личности в пожилом возрасте. Период старения не может рассматриваться как простая инволюция или регресс, это не единый, однообразный, не изменяемый период жизни, данный период включает в себя разные типы изменений позитивных и негативных, направленных на достижение нового уровня личности, продолжающегося становления человека.
Одиночество может переживаться в любом возрасте, но только в старости оно приобретает особую актуальность и значимость для личности. Согласно жизненным свидетельствам, люди наиболее схожи в том, что по мере старения они живут одни. Но все же человек, живущий один и одинокий человек – это не одно и тоже. Напротив, одиноким, страдающим, от одиночества может быть человек, живущий в большой семье. Это подтверждают исследования Перлмана и его коллег. Одиночество не предикат старости, даже ребенок может чувствовать себя одиноким [10].
Американские ученые полагают, что одиночество – проблема главным образом молодых. Они сделали вывод о том, что одиночество не обязательно развивается у тех людей, кто физически изолирован, оно является ответом человека на складывающиеся обстоятельства [19]. Пожилые люди редко признают себя одинокими в отличие от молодых, хотя и в большей степени предрасположены жить одни. Вероятно потому, что пожилые люди интерпретируют одиночество по-своему. Данное предположение подтверждают исследования Хоровиц и его последователей. Они определили, что понятие «одиночество» не используется всеми в абсолютно одинаковом смысле. Значение одиночества, по их мнению, может меняться в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды [19]. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не отсутствием социальных контактов. То есть одиночество в старости – понятие неоднозначное, имеющее социальный смысл.
Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилого возраста