Социально-психологические проблемы пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 03:28, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть психологические и социальные проблемы людей пожилого возраста.

Поставленная цель исследования обусловило решение следующих задач:

1) дать характеристику позднего периода жизни;

2) проанализировать изменения когнитивных функций при старении;

3) выявить особенности социально-психологического состояния людей пожилого возраста;

4) выявить влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА СТАРОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ СТАРЕНИЯ 5
1.1 Характеристика позднего периода жизни 5
1.2 Изменение когнитивных функций при старении 10
2 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 13
2.1 Особенности социально-психологического развития в пожилом возрасте 13
2.2 Влияние одиночества на социально-психологическое состояние пожилых людей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

социально-псих проблемы пожилого возраста.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     1.2 Изменение когнитивных функций при старении

 

     Постепенное снижение когнитивных функций начинается с 30 лет и продолжается в старческом возрасте. Вовлекаются все виды когнитивных  Функций, хотя некоторые из речевых (словарный запас, объем информации в памяти и понимание) противостоят влиянию возраста лучше, чем исполнительные функции (планирование, конструирование, выделение объектов заданного типа). Наиболее явные признаки старения, проявляющиеся в памяти и способности к обучению и решению проблем, возможно, вызваны прогрессирующим снижением скорости обработки информации.

     С возрастом у пожилых снижается  эффективность когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. Восприятие становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, что может привести к «обману чувств» [33, 34]. Происходят довольно интересные изменения памяти. Чем старше становиться человек, тем лучше он помнит события 30-50 летней давности и совсем не помнит, что было вчера. В пожилом возрасте особенно велико снижение тех функций памяти, которые осуществляют активное восприятие и долгосрочное хранение информации. Способность же к пассивному краткосрочному удержанию, напротив, с возрастом ослабевает незначительно. Социально – психологические факторы, этому способствующие: прекращение профессиональной деятельности, отсутствие заменяющих ее занятий, которые требовали бы напряжения мысли. [17,26]. Происходит перестройка мышления, оно становиться более инертным, малоподвижным со склонностью застревать на мелочах, деталях, т.е. замедляются процессы абстрактно-логического мышления. Отличительным признаком такого изменения является критическое отношение к содержанию переживаний человека, появляются идеи самообвинения в никчемности, ущербности, бессмысленности дальнейшей жизни [2,31]. Уровень интеллекта у большинства людей пожилого возраста, начинает снижаться после 50 – летнего возраста. Флюидный интеллект (способность приобретать совершенно новые знания) начинает снижаться с возрастом, в то время как кристализированный интеллект (умение анализировать проблему, делать выводы на основе накопленных знаний) развивается и прогрессирует на протяжении всей жизни [4,5]. Интеллект пожилого человека скорее можно расценивать, как мудрость. Мудрость – когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, связанный с опытом и личностью. Согласно определению Грэс Крайг «мудрость – экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам» [15,с.749].Формирование мудрости – положительный аспект старения; мудрость обычно увеличивает количество знаний о практической стороне жизни и поможет человеку понять существующую действительность.

     Способность запоминать, хранить и воспроизводить новую информацию, вспоминать названия и сосредотачиваться в процессе деятельности снижается с возрастом, особенно у лиц старше 70 лет. Более  того, память может снижаться при относительной сохранности других интеллектуальных функций. Характерны сложности при вспоминании названий предметов и дат событий, несмотря на сохранение памяти на собственно события или различные черты человека, имя которого вспомнить невозможно (старческая забывчивость). Также пожилые люди иногда не могут вспомнить недавно полученную информацию или новые имена.

     Этот  тип нарушения памяти называют доброкачественной  старческой забывчивостью или связанными с возрастом нарушениями памяти. При этом типе, в отличие от болезни Альцгеймера, нарастания нарушений не происходит в течение многих лет или оно минимально, поэтому этот тип нарушения памяти значительно не влияет на профессиональную и повседневную деятельность человека.

     Доброкачественная старческая забывчивость в различной степени наблюдается у большинства пожилых лиц и иногда может создавать клиническую проблему, требующую решения: является она лишь составляющей общего процесса старения или ранним симптомом болезни Альцгеймера. решение этой проблемы обычно возможно на основе тщательной оценки когнитивного статуса на протяжении нескольких месяцев или лет, что изложено в нашей статье. Повторение услышанных слов, например, последовательности чисел, ориентация во времени и пространстве, способность к обучению и запоминанию определенных терминов, математические способности и счет, а также память (в особенности долгосрочная память) остаются на более высоком уровне при старении, чем при болезни Альцгеймера.

     Высокий интеллектуальный уровень, хорошо организованная работа и улучшение слуха компенсируют многие прогрессирующие нарушения при старении.

     В заключение первой главы можно сделать  вывод о том, что старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Именно старость очерчивает перспективу развития личности.

     В пожилом возрасте происходят когнитивные изменения, которые в научной литературе понимаются как психологические процессы, под средством, которых человек косвенным или прямым способом познает себя и свое окружение. В старости снижается функция внимания, которое выражается в уменьшении его объема, затруднении к сосредоточению, переключению внимания, появляется рассеянность. 

 

     2 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ  И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ  ЛЮДЕЙ

     2.1 Особенности социально-психологического развития в пожилом возрасте

 

     Для понимания личности в старости необходимо рассмотреть влияние внешних  условий на представление пожилых  о себе и их удовлетворенностью жизнью. Общая проблема – довлеющее влияние  стереотипов «типичного» пожилого человека. Существует множество описаний особенностей, характеризующих личность пожилого человека. Согласно исследованиям, проведенным О.В. Красновой, представители различных возрастных групп выделяли такие особенности стариков, как мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Но вместе с тем отмечаются и негативные их характеристики: эгоистичность, жадность, упрямство, безразличие ко всему, интеллектуальная деградация, консерватизм, критическое отношение к молодым людям [12, 17].

     Большое разнообразие в оценке одних и  тех же характерологических черт старого человека создают противоречивую картину. Многие характерные черты  пожилых людей обусловлены распространенными  в обществе стереотипами, которые  оказывают значительное влияние на формирование отношений пожилого человека к себе [13, 14]. Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальной и вербальной форме поведения, оказывают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей.

     Под воздействием негативных мнений пожилые  люди обесценивают себя, теряют самоуважение, у них падает мотивация и как  следствие снижается, социальная активность [4, 5, 15]. Негативные стереотипы характеризуют пожилого человека, как склонного к болезням, консервативного, ворчливого и недовольного жизнью; т.е. в целом абсолютно несчастного. И если пожилой человек не научился дистанцироваться от мнений окружающих, он начинает «приглядываться» к себе, контролировать автоматически выполняемые действия, т.е. по сути, он занимается саморазрушением, тем самым, подтверждая пониженную социальную оценку [4]. Иначе говоря, старые люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве.

     Таким образом, успешность личностного и  социально- психологического развития человека, во все периоды жизни, и особенно в поздние годы, зависит, от того насколько он сам выступает созидателем своей жизни.

     Согласно  данным многочисленных эмпирических исследований старческому возрасту сопутствует нарастание беспокойства, тревожности, появления или усиления таких черт, как мнительность, неуживчивость, раздражительность, черствость. Изменения при старении происходят на биологическом уровне. Изменяется внешность, подвижность, а также работа сенсорных систем,- слух, зрение, вкус и обоняние, как правило, с возрастом начинают работать менее эффективно. То есть, основу состояния, и динамики личностных изменений составляют, прежде всего, естественные физиологические процессы старения организма, что с неизбежностью вызывает изменения эмоционально – волевой сферы личности. Изменяется темперамент, пожилой человек больше обращает внимание на себя, снижается инициативность, возрастает пассивность [2,5,17].

     В характере пожилых происходит заострение некоторых специфических черт. На первый план начинают выступать повышенная раздражительность, ворчливость, угрюмость, развивается педантизм, скупость, мелочность. Наблюдается эгоизм, подчеркнутая забота о своем благополучии, питании, здоровье. Характерологические изменения, свойственные нормальному старению рассматриваются, как происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте [13,33,16].

     Другими словами, в старости за счет возрастных изменений происходит сдвиг в  негативную сторону присущих ранее человеку черт характера. Но наряду с указанными ущербными сдвигами характера у многих пожилых людей наблюдаются и положительные изменения. Наблюдается умиротворенность, отход от мелочных интересов жизни к осмыслению главных ценностей, переоценку своих возможностей, сглаживание противоречивых черт характера. Вероятно, что изменения характера в пожилом возрасте также объясняются некоторыми неизбежными органическими процессами [1,5]. Такие основные аспекты, характеризующие личность старого человека, как интро - и экстравертированность, невротические состояния (стабильность), психотизм (сила суперэго) изменяются, когда люди становятся старше. С возрастом мужчины и женщины становятся более интровертированными, т.к. по мере старения общество меньше реагирует на их нужды, это заставляет, в свою очередь пожилых людей уходить в себя, из-за чего и наблюдается сдвиг в сторону интроверсии. Также для обоих полов существует снижение нейротизма, но в любом возрасте женские показатели остаются более высокими, чем у мужчин [2,24,29].

     В эмоциональной сфере появляются неконтролируемые усиления аффективных  реакций (сильное нервное возбуждение  со склонностью к грусти, слезливости). Пожилые люди могут испытывать эмоции, не знакомые им в период их молодости. У них не наблюдается сокращения способности чувствовать положительные эмоции, например, счастье и радость. Отрицательные эмоции, напротив, не становятся менее сильными, проявляются реже, чем раньше. Кроме того, у пожилых людей реже наблюдаются внезапные перепады настроения, они менее склонны впадать в смятение и способны лучше контролировать свои эмоции[2,15,18]. Согласно новым представлениям, пожилой возраст – один из этапов продолжения эмоционального роста; т.е. эмоциональное благополучие человека приходит в упадок только в период, предшествующий смерти, «в точке, где когнитивные и физиологические проблемы серьезно затрагивают жизнедеятельность человека» [15,с.780].

     Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей пожилого возраста также  различны, т.е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. В целом динамика познавательных функций в старости зависит от образования, здоровья, профессиональной деятельности, которая была связана с постоянной тренировкой интеллектуальных функций. Это определено всем образом жизни человека. В мотивационно – потребностной сфере в пожилом возрасте происходит изменение потребностей. Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, Кароль Рощак выявил, что сам комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений у пожилых людей по сравнению с людьми зрелого возраста [31,32]. По данным исследования, изменяется структура потребностей, т.е. потребности пожилых людей смещены в определенном направлении, прослеживается выдвижение в центр потребности в избегании страдания, потребности в безопасности, в автономии и независимости, потребности в проецировании на других своих психологических проявлений. В то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребности в творчестве, любви, в самоактуализации и чувстве общности [1,31,33]. То есть в группе «ведущих потребностей» доминирует потребность в избегании страданий. Также в работе К. Рощака были выявлены гендерные различия в характеристике потребностей у пожилых мужчин и женщин. Основной потребностью для женщин является потребность в охране и заботе о других. Кроме того, женщины имеют достаточно стабильный, жесткий взгляд на жизнь. У мужчин выделяется потребность в личной и материальной автономии, независимости, у них ярче проявляется тенденция к авторитаризму и эгоцентризму.

     Таким образом, иерархия потребностей в старости преобразуются таким образом, что  происходит как бы «децентрализация» ее отдельных звеньев, движущейся потребность, является стремление утвердить свою индивидуальность.

     В социальной сфере в старости происходит нарушение социальных связей, сужение  круга интересов. Изменяется характер общения с социальным окружением, ухудшаются процессы социальной адаптации. Общение происходит в основном с  людьми своего возраста, с членами  семьи. По данным исследований П. Балтеса и Лонга умышленное сокращение социальных контактов в старости является компенсаторным и защитным механизмом. В пожилом возрасте могут наблюдаться даже отрицательные последствия социальных отношений (например, гиперопека укрепляет зависимость).[15,22,24,26,33]. Психологически личность настраивается на анализ прожитых лет и подведения итогов жизни, из-за чего может возникать состояние неудовлетворенности, специфические для пожилого возраста психологические реакции: боязнь физической немощи, ненужности родным.

Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилого возраста