Социально-психологические предпосылки эффективной коллективной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ подходов к решению проблемы, существующих в новейших отечественных и зарубежных исследованиях.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в научной литературе;
2. Изложить возможности решения данной проблемы в современных условиях;
3. Проанализировать тенденции ее развития.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     В управлении коллективом очень важно  уметь вовремя использовать положительное  влияние авторитетных лиц и нейтрализовать их отрицательное воздействие. 
 Особого внимания заслуживает взаимоотношение руководителя с лидером неформальной группы. Выявить неформальную группу и ее лидера можно в ходе обычных бесед с членами коллектива и с помощью постоянных наблюдений за контактами сотрудников между собой (7).

      Очень часто некоторые руководители считают, что с любым лидером в коллективе следует бороться. Такая позиция основана на заблуждении в том, что управлять коллективом это значит подчинить себе всех его членов в явной форме и командовать ими. Нет, управлять коллективом это прежде всего создавать обстановку для эффективной работы.

  Руководителю вовсе незазорно ориентироваться на лидера, проявлять уважение к нему, к его позиции и к его возможностям. Подобное поведение руководителя способствует повышению его авторитета. В некоторых случаях важно переубедить отрицательно настроенных лидеров и соответствующим образом ориентировать неформальные группы.

  Прямое воздействие на лидера с целью устранения его влияния и повышения авторитета руководителя редко дает положительные результаты. Тактика нападок на отрицательного лидера лишь укрепляет его позицию в неформальной группе и сплачивает ее именно вокруг лидера.

  В тех случаях, когда принимаемые меры по нейтрализации неформального лидера (откровенный разговор, стремление убедить и т.п.) оказываются безуспешными, руководитель может использовать против него и другие средства. Начиная от силы общественного мнения вплоть до перевода его в другой коллектив, где он заведомо не может стать лидером.

  Руководителю следует иметь в виду, что попытки расформировать некоторые нежелательные неформальные группы путем создания препятствий для контактов между его членами редко приводят к желаемому результату. Но могут дать обратный эффект и способствовать еще большему их сплочению.

  Принятие только административных мер не может гарантировать успех. Необходима воспитательная работа и совместные усилия администрации и коллектива. 
В практике подбора кадров следует сближать лидера с официальным руководителем или стремиться, чтобы формальный руководитель обладал свойствами лидера (8).

     Доказано, что от характера отношений руководителя и лидера между собой и каждого  из них с коллективом прямо  зависят результаты деятельности коллектива. Моральный климат в коллективе это, прежде всего настроение коллектива. 
Характер внутри межгрупповых отношений
явление вполне управляемое. Большое значение в практике управления приобретает умение строить организационную и воспитательную работу с коллективом дифференцированно, то есть в соответствии с профессиональными, функциональными, социальными и демографическими особенностями отдельных групп.

 
2.4. Повышение эффективности работы коллектива

  Важнейшим условием эффективной работы руководителя является создание хорошо подобранного коллектива сторонников и партнеров, способных осознать и реализовать идеи и замыслы руководителя.

  Коллектив сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей, если он хорошо организован, информирован, дисциплинирован, сплочен и активен. 
На эффективность работы коллектива оказывают влияние также следующие факторы:

  • его размер и состав;
  • групповые нормы поведения, единомыслие и статус его членов;
  • трудовые отношения в коллективе и критерии, используемые в управлении.

     Размер. Некоторые исследования показали, что коллективы, насчитывающие от 5 до 11 членов, обычно принимают более точные решения и испытывают большую удовлетворенность от работы.

      В общем случае по мере увеличения размера  коллектива общение между его  членами усложняется и становится труднее достичь согласия по вопросам, связанным с деятельностью коллектива и выполнением его задач.

  Состав. Под составом понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Рекомендуется, чтобы коллектив состоял из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем, если бы члены коллектива имели схожие точки зрения. Коллектив с разными точками зрения его членов вырабатывает более качественные решения.

  Групповые нормы поведения. Нормы, обычаи, традиции определяют направленность работы коллектива и ожидаемые результаты. Они призваны подсказывать членам коллектива дисциплину поведения при выполнении производственных задач. При условии соответствия своих действий и норм каждая отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, на ее признание и на поддержку. 
 Руководителю следует выносить на обсуждение свое мнение о нормах группы с осторожностью. Например, может показаться, что согласие с руководителем в этих вопросах
это проявление лояльности, но такое поведение приведет на деле к подавлению мнений и инициатив (3).

  Групповое единомыслие. Это тенденция подавления каждой отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление с тем, чтобы не нарушить единство и гармонию группы.

  Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности к этой группе, и поэтому несогласия надо избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как единство и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности держаться общей линии в обсуждении, если она имеет иную информацию или точку зрения.

  Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. Никто не знает, что другие члены тоже могут быть настроены скептически или просто озабочены. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются. Когда налицо групповое единомыслие, возникает вероятность посредственного решения, которое никого не задевает.

  Конфликтность. Хотя разнообразие и активный обмен мнениями и полезен, но он может привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны для работы.

  Статус членов коллектива. Статус личности в коллективе определяется рядом факторов, включая такие, как старшинство в должности, образование, организаторский талант, информированность, опыт, расположение начальства и т.д. Эти факторы могут способствовать повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм в группе. 
 Члены группы, чей статус высок, способны оказать большее влияние на решения группы, чем член группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности. Например, человек, недавно пришедший в фирму, может иметь более ценные идеи и опыт в отношении какого-либо проекта, чем человек с высоким статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать идеи. Группе придется приложить совместные усилия ради того, чтобы мнения членов с высоким статусом не доминировали в ней (6).

  Трудовые отношения в коллективе. Налаживание трудовых отношений и создание хорошего морального климата это едва ли не самая сложная проблема управления коллективом. 
 Трудовые отношения начинаются с момента найма работника, когда взаимоотношения между работником и работодателем устанавливаются с помощью соглашения, называемого контрактом или трудовым договором. 
Трудовой договор включает в себя два обязательных пункта:

  • трудовую функцию, в которой указываются название должности, место работы, квалификация, специальность, должностные обязанности и другие;
  • размер заработной платы.

  Эти данные присутствуют в приказе о назначении на должность. В обязанности администрации входит ознакомление работника с поручаемой работой и ее условиями, правами и обязанностями, правилами внутреннего распорядка, инструкциями по технике безопасности и другими правилами.

  Управление персоналом опирается на анализ содержания труда, который способствует правильным оценкам производственных и деловых качеств работников, их выработке, организации и оплаты труда.

  Для предоставления работникам определенной свободы действий в рамках полученного задания используется делегирование полномочий, предполагающее возложение определенных обязанностей и выделение ресурсов (финансовых, материальных, правовых и других), необходимых для выполнения задания. Характер делегирования полномочий зависит от стиля управления коллективом, уровня иерархии руководителя и конкретной обстановки, в которой выполняется задание. 
 Роли членов коллектива. Критическим фактором, определяющим эффективность работы коллектива, является поведение каждого из его членов.  Роли в коллективе должны распределяться таким образом, чтобы каждый его член мог вести себя инициативно и ответственно при выполнении поставленных задач, а также способствовать социальному взаимодействию в коллективе. Таким образом, производственная деятельность, связанная с выполнением целевых ролей, должна сочетаться с социальными аспектами, выступающими в качестве поддерживающих ролей, которые сохраняют состояние удовлетворенности членов коллектива. 
 Если посмотреть в целом на управление персоналом, то можно отметить два важнейших подхода к управлению
американский и японский. Особенности каждого подхода представлены в виде таблицы, в которой указаны совокупности критериев (принципов), используемых при управлении. 
 
 
 
 
 

Критерии Американский  подход Японский  подход
1. Ключевой принцип  организации. эффективность (ориентация трудового коллектива на конечный результат) гармония (соответствие интересов работников с общими целями организации)
2. Отношение к  работе. направлено  на выполнение задачи или реализацию проекта любыми способами направлено  на выполнение обязанностей, поручений руководителя
3. Должностная конкуренция. свободная и  явная конкуренция неярко выражена, проявляется только в определенных условиях
4. Гарантия сохранения должности. совсем не стабильная очень высокая («пожизненный найм»)
5. Принятие решения. сверху вниз через систему управления и информацию снизу вверх система "риджи" ("ри" спроси подчиненного, "джи" обдумай)
6. Делегирование власти. широко распространено мало распространено
7. Отношение с  подчиненными. контактные, деперсонализированные "семейные", длительные, "отеческие" заботы  до пенсии
8. Метод найма  на работу. после окончания  учебного заведения и из других компаний после окончания  учебного заведения
9. Оплата труда. в зависимости  от результатов и договоренности гарантированная зарплата в зависимости от стажа
 

     Как видно из рассмотренного примера, конкретные приемы и ценностные ориентации управления могут быть весьма разнообразны. Выбор конкретных приемов зависит от массы обстоятельств. Большинство американских руководителей выполняют целевые роли, в то время как японские руководители целевые и поддерживающие роли. В США руководители склонны делать упор на производственную деятельность и игнорировать социальные аспекты, в то время как в Японии достижение и сохранение состояния удовлетворенности членов рабочей группы идет бок о бок с выполнением целевых ролей (9).

      Рассматривая  вопросы повышения эффективности  работы коллектива, можно сделать  вывод, что самый эффективный коллектив это коллектив:

  • чей размер соответствует его задачам;
  • в составе которого находятся люди с положительными чертами характера;
  • чьи нормы способствуют достижению целей коллектива;
  • где здоровый уровень конфликтности;
  • где хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей;
  • где члены коллектива, имеющие высокий статус, не доминируют;
  • где создан здоровый моральный климат.

 

     При этом в своей деятельности руководитель должен:

    • увеличивать степень удовлетворенности своих работников путем улучшения условий труда;
    • сконцентрировать внимание на потребностях группы и создать систему эффективной мотивации труда;
    • внедрить систему взаимного контроля и взаимной ответственности (кружки качества).
 

     Руководителю  коллектива необходимо всегда помнить, что каждый работник это личность. Он не просто работает, он живет, работая, а работая, он реализует себя как личность. И обращаться надо с ним как с личностью: не столько стимулировать, сколько признавать работу, труд, человека, личность (2).

     Руководителю  коллектива следует быть внимательным к тому, чтобы привлеченные им к  работе специалисты:

  • испытывали удовлетворение от работы, от пребывания в коллективе и от контактов с его членами;
  • чувствовали себя личностями;
  • верили в надежность своего коллектива и в нужность своей работы;
  • имели удовлетворение от своего статуса, выпавшего на их долю положения в коллективе.

Информация о работе Социально-психологические предпосылки эффективной коллективной деятельности