Социально-психологические аспекты коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие проблемы теоретического анализа подходов зарубежной и отечественной психологии в отношении социально-психологических аспектов коммуникации.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить литературу по проблеме «социально психологические аспекты коммуникации» с т.зр. отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести сравнительный анализ данных подходов.

3. На основании анализа сделать выводы.

Работа содержит 1 файл

Учреждение образования.docx

— 81.80 Кб (Скачать)

     Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

     Подход  к взаимодействию в концепции  «символического интеракционизма». Г. Мид исследовав природу человеческого «Я, пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет взаимодействие. В ситуациях взаимодействия, формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я», которые Мид разделяет на два начала: «I» — это импульсивная творческая сторона «Я», «me» — это рефлексия «I», своего рода норма, контролирующая действия «I» от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними.

     Слабость  концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной деятельности. Не случайно многие приверженцы этой школы употребляют понятие «коммуникация» и «интеракция» как синонимы (Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961)

      Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отечественной психологической науке, смысл взаимодействий раскрывает лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Выделяется «совместно-индивидуальная деятельность», «совместно-последовательная деятельность», «совместно-взаимодействующая деятельность». (Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. С 131)

      Подобно тому, как в случае анализа коммуникативной  стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.

      Общественные  отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях, так и степень выраженности этого типа.

      Присущая  системе межличностных отношений  эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие (Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979)

     При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность (Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.С. 29): именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере. Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. 
 

    СОЦИАЛЬНАЯ  ПЕРЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯЮЩИЙ НА ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

      В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками. Само взаимопонимание может рассматриваться как понимание целей, мотивов, установок партнера или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

     Термин  «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

     В западной психологии понятие «социальная  перцепция» активно изучается в  области когнитивизма. В отечественной психологии – в области системного подхода.

Социальное  восприятие включает в себя: межличностное, межгрупповое и самовосприятие. В узком смысле социальная перцепция рассматривается как межличностное восприятие или — как вариант — восприятие человека человеком. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (Бодалев, 1982. С. 5).

     Более широкое понимание термина обусловлено  специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.

     Другой  подход к проблемам восприятия, который  также был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой так называемой транзактной психологии. Здесь особенно подчеркнута мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

     В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

     Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. (Рубинштейн, 1960. С. 180)

Представление о другом человеке тесно связано  с уровнем собственного самосознания: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.

     «Личность становится для себя тем, что она  есть в себе, через то, что она представляет собой для других» (Выготский, 1960. С. 196). 

     Сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ «генерализованного другого». Однако, если у Мида этот образ характеризовал лишь ситуацию непосредственного взаимодействия, то в действительности, по мысли Б.Ф. Поршнева, «Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» (Поршнев, 1968. С. 79)

      В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

      Однако  в эти процессы включены как минимум  два человека, и каждый из них является активным субъектом.

Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

      Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого  включает: идентификацию (уподобление  себя другим; попытка менять настроение, состояние человека, его отношение  к миру, поставив себя на его место), рефлексию (внутреннее представительство другого человека в собственном сознании), эмпатию (принятие эмоциональной стороны другого; аффективное «понимание»), аттракцию (построение отношений с партнером на основе глубоких чувств к нему).

     Содержание  межличностного восприятия зависит  от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

     Особая  отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует процессы (Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд) связанные с приписыванием причин поведения другого человека, способах приписывания намерений, чувств, качеств личности.

     Мера  и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит  от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Этот вывод близок рассуждению С.Л. Рубинштейна о «свернутости» процесса познания другого человека в обычных условиях и его «развернутости» в случаях отклонения от принятых образцов.

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем.

     Г. Келли выделил три типа атрибуции: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам) (Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 129).

     На  основании многочисленных экспериментальных  исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. 
 

Теоретический анализ проблемы «Социально-психологические  аспекты коммуникации» с точки  зрения зарубежных психологов

(1 - обобщение взглядов зарубежных психологов по предыдущим главам) 

Теоретический анализ проблемы «Социально-психологические  аспекты коммуникации» с точки  зрения отечественной психологии

(2 - обобщение взглядов отечественных психологов по предыдущим главам) 

Сравнительный анализ подходов

     ( на основе 1 и 2 анализа)

Информация о работе Социально-психологические аспекты коммуникации