Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие проблемы теоретического анализа подходов зарубежной и отечественной психологии в отношении социально-психологических аспектов коммуникации.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить литературу по проблеме «социально психологические аспекты коммуникации» с т.зр. отечественной и зарубежной психологии.
2. Провести сравнительный анализ данных подходов.
3. На основании анализа сделать выводы.
В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование - сообщение - декодирование - интерпретация - кодирование - сообщение - декодирование - интерпретация.
Текстовая модель коммуникации А. Пятигорского осмысливает коммуникацию человека с собой и другими, которую он осуществляет через (письменный) текст. Согласно данной модели коммуникация всегда осуществляется в определённой коммуникативной ситуации связи с другими лицами
Согласно Д.П. Гавра, в теории коммуникации можно выделить 2 основных подхода к её пониманию: (Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. 1-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.)
И.П Яковлев предлагает также говорить о: (Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. - СПб.: "Авалон", "Азбука-классика", 2006. - С. 44-71.)
Схему (модель) коммуникации, понимаемой как речевое событие предложил Р. Якобсон, предвосхитив ею модель Шеннона, однако в отличие от последнего, ключевую роль в коммуникации отвёл не информации, а языку: от адресанта к адресату направляется сообщение, созданное и интерпретируемое с помощью кода, общего для всех участников коммуникации. Кодом является язык, рассматриваемый как система, приводящая в соответствие чувственно данному предмету, знаку, некоторое подразумеваемое значение. Каждый человек - член различных коммуникационных сообществ, а значит и носитель различных кодов. Коммуникация, как передача сообщений всегда происходит в контексте других сообщений (принадлежащим к тому же акту коммуникации или связывающих вспоминаемое прошлое с предполагаемым будущим, задавая тем самым основополагающий вопрос об отношении данного сообщения к универсуму дискурса), влияющем на кодирование и интерпретации сообщений участниками коммуникации. (Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - С. 181-183.)
Ю.М. Лотман оспаривал модель коммуникации Р. Якобсона, указывая на то, что
у двух людей не может быть абсолютно одинаковых
кодов, а язык следует рассматривать как
код вместе с его историей. При полном
подобии/соответствии/
В русле рассмотрения социальной проблематики, в прочтении структурализма, возможность коммуникации основана на какой-либо системе знаков, то есть на определённом языке, в качестве которого, согласно К. Леви-Строссу, может рассматриваться любая система социальных отношений любой их вид, то есть множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами или группами. Видение в каждом виде социальных отношений язык, приводит к рассмотрению любого социального взаимодействия как той или иной формы коммуникации. Согласно К. Леви-Строссу, каждая система коммуникация и все они в совокупности имеют своей задачей конструирование той или иной социальности (социальной реальности); этот процесс осуществляется ценностями, скрепляющими общества воедино, посредством символов, способности донести и соблюсти смысл, заложенный в социальные ритуалы. (Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - С. 196-198.)
Коммуникация
рассматривается в русле семиол
ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ
Обыденное толкование коммуникации, бытовавшее в русском языке, легко проследить по справочной литературе. В первом словаре иностранных слов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», правленном лично Петром I, среди более 500 иностранных «вокабул» учтена и «коммуникация» в значении «переговор, сообщение». Встречается это слово в писаниях Петра и его сподвижников [Петров Л. В. Массовая коммуникация и искусство. — Л.: ЛГИТ ― МиК, 1976.― С.12.].
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля (1881 г.) слово «коммуникация» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». Именно в этом смысле Н. В. Гоголь писал: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». До революции иных значений за термином «коммуникация» не числилось (с начала XX века его стали писать с двумя буквами «м»). Современный «Большой энциклопедический словарь» (М., 1997) указывает два значения: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.
Коммуникация -
от лат. "communicatio" - сообщение, передача
и от "communicare" - делать общим, беседовать,
связывать, сообщать, передавать (Бориснёв
С.В. Социология коммуникации: Учеб.
пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- С. 6) - научная дисциплина (известная
также как теория коммуникации, наука о
коммуникациях,
В
западно-европейском и американском наименованиях
- communication studies, или просто - communications), а также метадискурс (Р.
Крэйг), о процессе (социальном) "коммуникации/взаимодествия/
Термин
«коммуникация» используется многими
общественными, биологическими, техническими
науками, и чаще всего имеется в виду элементарная
схема коммуникации, приведенная на рис.
1.1.
Рис.
1.1. Элементарная схема коммуникации
Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) — передаваемый объект (сообщение) — принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация — это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом.
Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:
1.
В качестве участников
2.
Обязательно наличие
3.
Коммуникации свойственна целес
•
Перемещение материального
• Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов являются знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание.
• Элементарная схема коммуникации (рис. 1.1) пригодна для генетической связи «дети — родители».
Исходя из сказанного, можно дать следующее научное толкование: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.
Это взаимодействие может представлять собой: движение материальных объектов в трехмерном геометрическом пространстве и в астрономическом времени или движение идеальных объектов (смыслов, образов) в многомерных умозрительных (виртуальных) пространствах и временах.
В коммуникациях, по средствам её осуществления принято выделять следующие основные её виды:
По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие её виды:
Информация о работе Социально-психологические аспекты коммуникации