Социально-психологические аспекты коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие проблемы теоретического анализа подходов зарубежной и отечественной психологии в отношении социально-психологических аспектов коммуникации.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить литературу по проблеме «социально психологические аспекты коммуникации» с т.зр. отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести сравнительный анализ данных подходов.

3. На основании анализа сделать выводы.

Работа содержит 1 файл

Учреждение образования.docx

— 81.80 Кб (Скачать)

    В целесообразной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

     познавательную — распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

    • побудительную — стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов;

    • экспрессивную — выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

    Для достижения этих целей содержание коммуникационных сообщений должно включать: знания и умения (коммуникант нечто знает или умеет и может поделиться этим опытом с другими людьми); стимулы (волевые воздействия, побуждающие к активности); эмоции (коммуниканту важно эмоционально «разрядиться», получить сочувствие, а реципиент ищет положительных эмоций и душевного комфорта). Именно эти продукты духовной человеческой деятельности мы называем смыслами. Когда речь идет о социальной коммуникации, имеется в виду движение в социальном пространстве и времени знаний, умений, стимулов, эмоций. [4,гл1.2]

    Поскольку именно реципиент является конечной инстанцией, определяющей эффективность смысловой коммуникации, стоит рассмотреть понятие понимание. Когда речь идет о понимании сообщения, имеется в виду коммуникационное понимание.

    Коммуникационное  понимание может иметь три  формы:

    • реципиент получает новое для  него знание; коммуникационное понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание;

    • реципиент, получивший сообщение, не постигает  его глубинный смысл, ограничиваясь  коммуникационным восприятием (к примеру, текст басни понят, а мораль ее уразуметь не удалось);

    • реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сообщения; тогда имеет место псевдокоммуникация, так как нет движения смыслов, а есть лишь движение материальной оболочки знаков.

    Коммуникационное  познание является творческим познавательным актом, потому что реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения этического долженствования и прагматической пользы. [4,гл1.3]

    Коммуникация  затрагивает еще такие характеристики как социальное пространство и социальное время.

    Социальное  пространство — это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным.

    Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с коммуникантом. Коммуникант никогда не ставит целью передать сообщение из пункта А в пункт В; ему важно, чтобы смысл сообщения дошел до социально связанных с ним людей и был ими правильно понят.

    Социальное  время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход.

    Изучать социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном пространстве и времени это значит изучать, как знания, умения, эмоции, стимулы доходят до реципиентов и понимаются ими, а также как долго эти смыслы сохраняют свою ценность для общества. [4,гл1.4]

КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ИХ ТИПОЛОГИЯ

  • Теория  коммуникативных актов Т. М. Ньюкомба (М. Андреев Уроки, усвоенные из практического использования речевых технологий в аспекте борьбы против терроризма «Стратегия коммуникации».)

Теория  коммуникативных актов Т. М. Ньюкомба (от лат.cоmmunicatiо – общаться) — социально–психологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни и неприязни. В целом концепции структурного баланса и коммуникативных актов позволяют лишь зафиксировать некоторое расхождение (диссонанс) во взаимном восприятии людьми друг друга (или в их отношении к третьему лицу), но не позволяют определенно предсказать будущую направленность изменения их взглядов.

  • Теория средств коммуникации М. Маклюэна

Согласно Маршаллу Маклюэну само средство коммуникации, является сообщением. Иными словами любое сообщение даёт место следующему средству коммуникации, например, содержанием кино является роман, содержанием романа - речь и т.д. Согласно М. Маклюэну, коммуникационные действия человека являются его попыткой расширить своё сознание и телесность, чувства и чувственность человека в целом. Например, можно рассмотреть линию постепенного расширения границ телесности человека - одежда - жилище - город: одежда как система коммуникационных действий (средство коммуникации) расширяет тело человека, его кожные покровы, и является средством социального определения и ограничения человеком самого себя, а также языком и системой знакового общения с другими людьми; жилище - средство коммуникации, с помощью которого происходит расширения коллективного тела семьи/группы, их продолжения в языке архитектуры; одежда и жилище как средства коммуникации упорядочивают человеческую совместность и общность; город - такое средство коммуникации, расширяющее коллективное сознание и тело, в частности в отношениях людей с окружающей средой - это уже своеобразное жилище без стен - более обширное жилище человека. Другими средствами коммуникации являются колесо, деньги, часы. Согласно М. Маклюэну, все средства коммуникации являются своеобразными "переводчиками" одних видов опыта и энергии в другие. Например деньги, как средство коммуникации переводят умения и опыт одного рабочего в умения и опыт другого рабочего.  Важным наблюдением над средствами коммуникации М. Маклюэна является то, что они являются ресурсом, создающим социальность. (Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - С. 148-150.) 

    Коммуникационное  действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. В зависимости от цели участников коммуникационное действие может осуществляться в трех формах: подражание, управление, диалог. Коммуникационная деятельность складывается из коммуникационных действий. Преобладающая форма коммуникационных действий (подражание, либо управление, либо диалог) становится формой соответствующей коммуникационной деятельности. 

 
    Коммуникативные роли     

     Реципиент в роли

целенаправленного субъекта объекта

    воздействия

 
Коммуникант

в

    роли

целенаправленного субъекта     диалог     управление
объекта

воздействия

подражание     
 

      Субъектами и объектами коммуникационной  деятельности могут быть: индивидуальная личность, социальная группа, массовая совокупность, вплоть до общества в целом. Те виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает личность, либо группа, либо общество, называются соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. Те виды, где личность, либо группа, либо общество выступают в роли объекта воздействия, называются соответственно межличностным, групповым и массовым уровнем коммуникации. Диалог возможен только между субъектами одного уровня; управление и подражание — между субъектами всех уровней.

      Микрокоммуникационная деятельность во всех ее формах представляет собой искусство, т. е. творчески продуктивную, игровую, а не ритуально-репродуктивную деятельность.

    Мидикоммуникационное управление является движущим центром духовной жизни общества, выступая на разных стадиях культуры в виде мифоцентризма, религиоцентризма, литературоцентризма, наукоцентризма, политикоцентризма.

    В истории всех стран макрокоммуникация (заимствование достижений, взаимодействие культур, информационная агрессия) служила источником внутриполитических и социально-культурных переворотов.

    Коммуникационная  деятельность не цепочка последовательных коммуникационных действий (операций), а единство коммуникационных и некоммуникационных актов; и наоборот, любая некоммуникационная деятельность (познание, труд) включает в свою структуру коммуникационные действия.

    Коммуникационная  деятельность включает не одного, а двух социальных субъектов (в отличие от трудовой и познавательной деятельности), имеющих одного исполнителя. Отсюда следует, что коммуникационная деятельность есть общественное отношение, полюсами которого являются сотрудничество и конфликт.

    Устная  коммуникационная деятельность есть духовное общение социальных субъектов; она не бывает вне общения.

    Соколов А. В.

    С 59  Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.:  Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с. 

СРЕДСТВА  КОММУНИКАЦИИ

    Коммуникационный  канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог). Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.

    Развитие  человечества от первобытного варварства до постиндустриальной цивилизации  сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов, благодаря дополнению естественных каналов, образовавшихся в ходе антропогенеза, каналами искусственными, сознательно созданными людьми.

    Естественные  коммуникационные каналы — это каналы, использующие врожденные, естественно присущие хомо сапиенс средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве. Таких каналов два: невербальный (несловесный) и вербальный (словесный).

    Невербальный  канал — древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Он представляет собой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным.(соколов)

      Этот  вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт (Лабунская, 1989). Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен

информацией, который необходим людям для  организации совместной деятельности.(андреева)

    Вербальный  канал доступен только роду человеческому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком. Речевая способность — отличительный признак хомо сапиенс, для реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и анатомические преобразования.(соколов)

    Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.(андреева)

    Невербальный  и вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации. Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями — экспедиции, туризм.

    Потребность в искусственных коммуникационных каналах возникает тогда, когда коммуникант и реципиент лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют социально-культурные смыслы, нуждающиеся в передаче в социальном времени и пространстве.

Информация о работе Социально-психологические аспекты коммуникации