Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель работы – дать психологическую характеристику криминогенного общения лиц, содержащихся в помещениях камерного типа.
Объект исследования - осужденные мужского пола, содержащиеся в помещениях камерного типа.
Предмет исследования:
Криминогенное общение осужденных.
Вербальные и невербальные проявления криминогенного общения у лиц, отбывающих наказания в ИК.
Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования ставились и решались следующие задачи:
Дать характеристику особенностям криминогенного общения в среде осужденных.
Психолого-сравнительный анализ вербальных и невербальных средств криминогенного общения осужденных.
Дать характеристику деформации профессионального общения сотрудников исправительных учреждений
Введение……………………………………………………………………...1
Теоретическая часть…………………………………………………………4
1.Понятие криминогенного общения в среде осужденных……………….4
2.Функции и средство криминогенного общения в среде осужденных….5
Эмпирический анализ………………………………………………………21
1.Табель о рангах в преступном сообществе (деление на масти)………..21
2.Вербальные средства общения осужденных……………………………33
3.Прописка и приколы……………………………………………………...38
4.Невербальные средства общения осужденных…………………………42
Заключение………………………………………………………………….45
Список литературы…………………………………………………………46
Приложение…………………………………………………………………48
Иностранные татуировки
Среди татуировок,
символически указывающих на связь
с уголовным миром, в преступной
среде можно встретить немало
заимствованных у иностранных моряков,
на родине которых они расшифровываются
совершенно по-иному. Например, крылатый
змей в Мексике считается покровителем
знаний, бабочка - память об умерших, улетевших
в рай. Змей, проглатывающий свой хвост,-
древнейший символ солнца у многих народов
Африки, а жук-скарабей - символ солнца
в Египте. В Югославии олень - символ справедливости
(из религии богомилов) и т. д.
1. Скорпион
и цветок
- символ любви, сладости, долгой супружеской
жизни; "остерегайся - я враг тебе"
- более поздняя трактовка (Индия).
2. Замкнутый
круг из крылатой змеи,
в центре шестиконечная
звезда -
кастовость, вечность, непрерывность (Израиль).
3. Грифон (голова орла, тело льва)
- "храню тайну вечно" (Иран).
4. Змея,
обвившаяся вокруг шеи
одного или нескольких
человек,-
олицетворение зла, "Ирод - убийца невинных"
(восточная татуировка).
5. Пляшущие
с гитарой скелеты
- "презрение к смерти" (Мексика).
6. Ребенок - "жизненная сила",
"продолжение рода" (восточная татуировка).
7. Черепаха
с короной
- символ долголетия, спокойствия (Корея).
8. Карп - "вестник удачи",
"чистота души" (Корея).
9. Змея
с головой льва
- "ловкость, сила, удачливость" (Южная
Америка).
10. Голова
женщины с амулетом
- "я отомщу" (Испания).
11. Пожатие
рук в венке из цветов,
в центре надпись на
латыни: "Союз"
- древняя татуировка воров Южной Франции.
12. Латинские
буквы "Т" и "L"
- символ воров (Германия).
13-26. Татуировки
тайного общества "Триады"
в Сингапуре
Татуировки членов "Триады"
Тайные общества существуют в странах
Юго-Восточной Азии с прошлого столетия,
когда сотни тысяч эмигрантов из Китая
устремились на чужбину в поисках лучшей
жизни.
Поначалу эти общества существовали в
виде групп взаимопомощи и самозащиты.
Их члены называли свои объединения "триадами",
священным союзом Неба, Земли и Человека,-
с одной стороны, из-за приверженности
китайцев к традициям предков, с другой
- чтобы подчеркнуть, что они преследуют
благородные цели, как и та "Триада",
которая на протяжении двух с половиной
веков вела борьбу против маньчжурского
ига.
Со временем контроль над этими группами
оказался либо в руках состоятельных эмигрантов,
либо проходимцев, и они стали использовать
членов "триад" в своих корыстных
интересах. "Триады" перерождались,
вступая на путь преступного бизнеса.
Диапазон их деятельности постоянно расширялся:
от грабежа, рэкета, торговли валютой,
золотом, наркотиками и "живым товаром"
до пиратства в южных морях. Китайская
мафия внедрила своих людей во все ячейки
полицейского аппарата, в среду судейских
чиновников, в администрацию тюрем. В нее
входят люди самых разных сословий: от
солидных бизнесменов до бездомных бродяг.
Таким образом, произошла инфильтрация
организованной преступности в законную
предпринимательскую деятельность. Этот
хорошо вооруженный преступный синдикат
имеет четкую, умело законспирированную
структуру, собственные законы, свой суд,
своих палачей для исполнения приговора.
Используя религиозные традиции и сохраняя
исторически сложившиеся сложные ритуалы,
организаторы этой мафии разработали
и собственную символику, которая служит
для идентификации ее членов. Дополнительно
к татуируемым символам продуманы "маяки",
"знаки рук" для приветствия, при
передаче предмета одного лица другому,
при движении, чтобы дать дополнительную
возможность опознать своих членов.
Держится организация на жесточайшей
дисциплине и страхе: невыполнение уставных
правил и требований, невзирая на ранги,
стаж пребывания в организации и заслуги
перед ней, карается смертью.
Беспощадность - главный закон "Триады",
молчание - второй ее закон.
Гангстеры этого преступного синдиката
делятся на группы, кланы. Каждый член
клана носит особую татуировку. Расшифровку
татуировок хранят в строжайшей тайне,
и до сих пор значение большинства из них
не раскрыто. Интерпол располагает сведениями
о цифровых наименованиях групп, которые
обычно связаны с сокрамальностью числа,
определенной религией или ритуалом.
Например, группа 108 - по числу монахов,
обученных настоятелем монастыря Шаолинь,
который преподавал им приемы борьбы и
самообороны (рис.
№№ 19, 22, 25).
Группа 36- по количеству клятв, даваемых
неофитом при вступлении в "тройственное
общество". Это число соответствует
количеству частей неба, как считали в
Китае, во время зарождения "триад" (рис.
№№ 13, 17),
Группа 24 - по количеству историй "сыновней
почтительности", которые их идеолог
толкует и объясняет новичкам. Кроме этого,
в китайском календаре 24 сезона (рис.
№№ 14, 15, 16, 18).
Группа 18 - по количеству провинций в Китае
и количеству сфер сознания. Кроме того,
в прорицаниях, при гадании существуют
18 ритуалов (рис.
№№ 20, 21 23 26).
Санджи - особая группа (рис.
№ 24), которая
занимается охраной определенных объектов
или приводит в исполнение приговоры.
Церемония посвящения. Ритуалы мафии пышно
обставляются, окружаются ореолом таинственности,
с жуткими сценами принятия новых членов
и казни отступников. На церемониях все
присутствующие члены надевают маски,
кроме верховных руководителей, которые
выходят без масок, но сильно загримированными.
"Зачем 200 человек в одном исподнем собрались
ночью на кладбище и пили кровь петуха?"
У полиции, которая неожиданно нагрянула
на место сборища, ответ на этот вопрос
один: леденящее душу слово "триада".
Арестовано более половины находившихся
там преступников из этого тайного китайского
общества. Среди трофеев - ножи и кастеты,
огнестрельное оружие, а также пахучие
свечи, употребляемые китайцами для воскурения
во время молитвы, церемониальная одежда,
белые и красные головные повязки, обезглавленный
белый петух и длинный нож-паранг со следами
крови. Все эти доказательства не оставляли
никаких сомнений: на кладбище проходил
обряд посвящения в члены тайного общества
"Триада". Место действия - деревня
Улу Чох, в 40 километрах от города Джохор-Бару
на юге Малайзии. Среди арестованных 45
человек оказались сингапурцами.
В ходе расследования выяснилось, что
шесть человек числятся в досье сингапурской
полиции как гангстеры. Таким образом,
установлена связь между тайными обществами
Сингапура и Малайзии.
- Церемония посвящения в кровные братья
в деревне Улу Чох поражает своей масштабностью,-
рассказывает Датук Абдул Рахман, начальник
управления по расследованию уголовных
преступлений.- Арестованные хранят гробовое
молчание, опасаясь мести за нарушение
клятвы. Полиции, однако, известно, что
большинство из них принадлежит к трем
тайным обществам, обосновавшимся в Малайзии.
Все они являются филиалами гигантского
преступного общества "Ангбинхоай",
делами которого заправляют могущественные
"хуацяо".
Подобно итальянской мафии, "Триада",
состоящая в основном из лиц китайской
национальности, занимается грязным бизнесом:
торговлей наркотиками, содержанием игорных
клубов и домов терпимости. Ее сеть раскинута
по многим странам Азии, Америки, Западной
Европы, Австралии. По данным министерства
внутренних дел Сингапура, только в этой
стране активно действуют 37 тайных обществ,
под началом которых находится около 110
гангстерских банд.
Службы безопасности Малайзии и Сингапура
в свете недавнего происшествия в Улу
Чох решили объединить свои усилия в борьбе
с китайской "Триадой".
Женские татуировки
Распространенные
татуировки среди женщин-уголовниц
по своему разнообразию и содержанию гораздо
беднее мужских. Татуировки, выполненные
на высоком профессиональном уровне, встречаются
реже, и производят их обычно мужчины.В
большинстве случаев женские татуировки
более просты по исполнению, грубее.
Символические изображения трефового
креста, церкви, Мадонны с ребенком, черепа,
кинжала, змеи, медицинских шприцев и т.
п. перекликаются с мужскими татуировками
и являются как бы подражанием им.
В женских татуировках преобладают изображения
цветов, венков, птиц, карт и рюмок, мужских
и женских головок, рисунков циничного
содержания. Надписи и рисунки у женщин-уголовниц
свидетельствуют об их любовной и семейной
привязанности. Например: "Помнить тебя
буду всю жизнь", "Не забуду родного
Толика" и т. д. Крайней сентиментальностью
отличаются надписи, относящиеся к умершим
близким людям: "Я помнить буду мать
свою старушку", "Мама, спи и жди меня"
и др.
В отдельную группу можно выделить надписи
назидательного или предостерегающего
характера: "Не верь мужчинам", "Вот
что сгубило мою молодость".
Встречаются надписи, содержание которых
относится или обращено непосредственно
к самой татуированной. В большинстве
случаев в них - горестное признание совершенных
в жизни ошибок или сетования на свою несчастную
судьбу: "Несчастной родилась, несчастной
умру". Встречаются надписи познавательного
характера, взятые из книг, не редкость
порнографические, нецензурные, особенно
сокрытые в аббревиатурах (ПАПА, ЕВА и
др.).
То обстоятельство, что женщинами относительно
часто руководит желание сделать татуировку
на закрытом одеждой месте, свидетельствует
о существовании у них сознательного расчета,
чтобы татуировка была видна только близким
людям и в интимной обстановке.
В связи с повышенной сентиментальностью
женщин-правонарушительниц и той большой
ролью, которая отводится ими любовным
переживаниям и привязанностям, большинство
обследованных указало в качестве мотива
татуировок память о людях и событиях
(развод, аборт, первый укол наркотика),
у судимых лесбиянок часто можно увидеть
имена любимых женского рода - все это
очень часто является у женщин поводом
к нанесению татуировок.
Если сравнить татуировки у молодых осужденных
с татуировками судимых пожилого возраста,
то можно заметить большую разницу как
в технике исполнения, так и в содержании
рисунков. Более молодые осужденные не
удовлетворяются простым рисунком, а украшают
свое тело сложными, близкими им по духу,
по виду их преступной деятельности, говорящими
об их цинизме, месте в среде уголовного
мира.
Татуированные женщины обычно натуры
сильные, волевые и чувствительные, что
не мешает им совершать самые дерзкие
преступления, садистски относиться к
более слабым в физическом отношении осужденным.
Места нанесения татуировок несколько
отличаются от мужских. Женщины предпочитают
татуировку наносить на низ живота, его
боковую поверхность, на поясницу, под
коленкой, на висок.
1. Обнаженные
фигуры мужчины и женщины,
ларец с драгоценностями,
мужчина преподносит
женщине корону
- "было все, получила неволю", "закон
обойду - он не для меня".
2. Крест
треф на цепочке
- символ воровок.
3. Сердце,
пробитое стрелой, капли
крови и виньетка из
роз - "память
о первой любви", "за любимого готова
на все". Капли крови - зарождение нового.
4. Череп,
обвитый змеей и увенчанный
короной, в костяшках
рук сердце
- "любовь погубила свекровь", "посадила
в тюрьму свекровь".
5. Лебедь
с короной на голове
- "была невинной", "была свободной".
Иногда под татуировкой дата судимости.
6. Рукопожатие,
цветок, колокольчик,
инициалы
- "отсидели с подругой срок звонком".
7. Ласточка
с конвертом в клюве
- символ амнистии, снижения срока лишения
свободы. (Все птицы, кроме хищных,- вера
в светлое будущее.)
8. Ангелы - "надежда на что-то". Падающий
ангел - крушение
надежды.
9. Целующиеся
голуби -
символ любви.
10. Часы - "отсидела срок
звонком".
11. Цветок
ромашка
- воровская любовь (групповая).
12. Яблоко
искушения
- "потеря невинности", "впервые
приняла наркотик", "впервые выпила
алкогольный напиток". Обычно проставляется
дата.
13. Целующиеся
мужчина и женщина
- "память о любимом".
14. Голова
мужчины
- портрет любимого, исполненный с фотографии.
15. Детская
головка
- "память о сиротке", "память об
оставленном ребенке", "ребенок загублен
абортом".
16. Девочка,
сидящая на летящем
аисте,- символ
матери-одиночки.
17. Женщина,
обвитая проволокой
на фоне креста,-
"невинно осужденная", "мой рок".
(Воровская татуировка.)
18. Сатана,
раскачивающийся на
цепи, подкова
- "было счастье, да сатана унес".
19. Голова
женщины, кинжал, кандалы,
надпись "Русь"
- "отбывала наказание на чужбине"
(вне России).
20. Женщина,
обвитая колючей проволокой,
на фоне солнца и парусника - надежда на светлое
будущее (вода - очищение), "вспоминая
волю, помню о родителях" (солнце - отец).
21. Скорбящая
у гроба женщина
- "память о родных, умерших в заключении",
"мама, спи и жди меня".
22. Девушка
с двумя револьверами
в руках -
женская "отрицала" (молодежная татуировка),
"я - бандитка", "закону воров не
изменю".
23. Женская
головка, чаша, шприц,
паутина
- татуировка наркоманок.
24. Голова
медузы Горгоны, меч,
горящий факел
- символ, отвращающий опасность, "за
зло отомщу".
25. Амур,
стреляющий из лука:
а) "неверного накажу изменой";
6) "верю в свою любовь";
в) на животе - была судима по ст. 115 УК РСФСР.
26. Голубь
на ладони, решетка и
солнце -
татуированная была судима в несовершеннолетнем
возрасте, "злая судьба отняла волю
и надежду".
27. Горящая
свеча, лента и карты
мастей треф и пик.
Свеча - символ воровской удачи. Свеча
горит - отбывала срок наказания. "Молодость
уходит безвозвратно". Туз треф - тюрьма.
Туз пик - надежда.
Среди народных поверий есть и такое: если
в день Благовещения вор что-либо украдет
и не попадется, то ему будет весь ГОД удача
(см. "Русский народ", М., 1880).
28. Голова
ведьмы с туловищем
змеи, обвивающем женскую
головку,-
"в объятиях злой судьбы".
29. Чайки - "детство было чистым
и счастливым", "тоска по воле".
30. Женщина
в монашеской одежде
с ребенком на руках
- стремление к свободе, "на Тебя уповаю",
"память о родной матери".
31. Закованные
в кандалы руки тянутся
к цветку мака
- "счастье было так
близко!". На бедре
татуировку носят пассивные лесбиянки.
32. Надписи,
наносимые вокруг сосков
груди или на животе.
33. Голова
женщины в обрамлении
из подковы, надпись
на грузинском языке: "Ты -
мое солнце"
- вера в будущее счастье, надежда на УДО
(условное досрочное освобождение).
34. Орел,
сидящий на камне,-
символ авторитета в уголовной среде.
35. Голова
индейца
- символ попранных прав. Носящие такую
татуировку причисляют себя к диссидентам.
36. Роза,
обвитая колючей проволокой,- 18 лет отмечала в местах
лишения свободы. Роза (но с шипами!) на
бедре - пассивная лесбиянка,
37. Тюльпан - 16 лет исполнилось
в местах лишения свободы.
38. Летящая
в виде ангела женщина
- татуировка, характерная для воровок.
39. Кинжал,
обвитый змеей,-
начал воровать или грабить.
40. Колокольчик,
обвитый проволокой,-
"отбыла срок звонком без льгот".
41. Распятие - символ страдания.
Характерна для воровок. Крест - тюрьма.
42. Жук - знакома с воровскими
традициями и законами.
43. Сердце,
обвитое змеей,-
несчастная любовь, без взаимности. Татуировку
носят обычно лесбиянки, на передней части
бедра.
44. Чайки,
солнце и море
(татуировка встречается часто) - "родилась
и умру свободной".
45. Черт
с ромашкой в руках
- "будь что будет".
46. Скрипичный
ключ - "жила
весело" (имела успех у мужчин).
47. Церковь - стремление к лидерству,
авторитету. Осуждена за кражи и грабежи.
Отрицательно относится к органам суда,
прокуратуры, сотрудникам милиции и ИТУ.
48. Кот
- участница воровской группировки.
49. Русалка - символ удачи, "люби
и помни свободу".
50. Змея
и перо - символ
судимой по ст. 146 УК РСФСР.
51. Женщина
с гитарой
- татуировка лесбиянок. Наносится на переднюю
часть бедра. "На воле жила свободной".
52. Спасательный
круг, яхта внутри него
- татуировка "коблов" (см. словарь
жаргонных слов и выражений).
53. Крест
на могиле.
Могила заштрихована. Месть осуществлена.
54. Глаз
в треугольнике
(татуировка наносится на ягодицу) - активная
лесбиянка. На руке без треугольника -
расшифровка та же.
55. Женщина
с ребенком
- "тоска по дому".
56. Сердце,
пробитое стрелой и
кинжалом,
- "за любовь готова на все".
57. Рюмка - "пью за любовь".
58. Решетка,
6утылка, рюмка, карты
- "начала преступную жизнь".
59. Голова
тигра (татуировку
носят женщины-уголовницы "отрицала")
- "ненавижу ментов".
60. Бабочка - "вечность". Татуируется
внизу живота.
61. Голова
сатаны (наносится
на бедро) - "повязалась с пороком",
"оскал" на администрацию.
62. Якорь,
сердце и крылья
(татуировка неполная, должно быть еще
и солнце) - "верность, счастье, жизнь,
свобода", "отсидела срок с любовью
в сердце". Солнце, свет - символ удачи.
63. Обнаженная
женщина
- татуировку наносят себе активные лесбиянки.
64. Крест - "задумчивость".
(Воровской символ.)
65. Цветок
лилии - татуировка
наносится на плечо пассивными лесбиянками.
66, 67, 68. Символы
наркоманок.
69. Листок - "с малых лет одна"
(рано осталась сиротой).
70. Женская
головка с трефовой
мастью на груди
- символ воровок.
71. Чайка
и руль - "привет
ворам", "свернула с пути свободы".
72.Пример татуированной
надписи
Религиозные татуировки
Несмотря на
то, что еще несколько лет назад
среди представителей уголовного мира
трудно было найти истинно верующего человека,
татуировки с религиозной символикой
встречаются у преступников довольно
часто. Думается, в критический момент
они становятся суеверными (о вере здесь
можно говорить лишь условно) и на уровне
этого своего суеверия стремятся обратиться
к Богу, убеждая себя в том, что искренне
раскаялись, пытаясь хоть как-то облегчить
душу, скрасть угрызения совести. Возможно,
ими движут другие мотивы. Однако мы не
исключаем, конечно, и настоящего, чистосердечного
раскаяния в содеянном, ибо пути Господни
неисповедимы и нет такой черной бездны,
в которую бы не мог проникнуть Его свет.
Вспомним хотя бы того новозаветного злодея,
распятого рядом с Христом, который раскаялся...
Итак, рассмотрим некоторые религиозные
татуировки, встреченные нами в разные
годы у осужденных:
1. Всевидящее
око - символ
всеведения Бога. Треугольник - указание
на троичность Божества.
2. Ангел - небесный служитель
Бога, вестник Его воли. Наносится на грудь.
3. Богородица - заступница за людей
перед Богом.
4. Всевышняя
мать гностиков
- источник жизни и благодати. (Уголовники,
не зная истории христианства, его канонов,
накалывают этот рисунок в соответствии
со своими вкусами.)
5. Пальма - символ торжества,
знамение победы.
6. Орел - символ гордости, надменности
и самонадеянности. Но мало кто из уголовников
знает, что это также и символ падения,
исчезновения, ничтожества.
7. Лев - символ людей, отличающихся
особенной силой, властью и могуществом.
8. Павлин - символ воскресения
и бессмертия.
9. Голубь - символ кротости, нежности,
чистоты и любви (Дух Святой сошел на Спасителя
при крещении в виде голубином).
10. Птица
Феникс -
символ бессмертия.
11. Птица,
клюющая виноградную
гроздь,-
символ христианина, принимающего причастие.
Птицы (кроме хищных) - души христианские,
12. Пальмовая
ветвь - символ
победы, триумфа.
13. Рука
Господня
- созидательная сила, созидающее начало,
Творец всего сущего.
14. Рыба,
якорь, криптограмма
греческими буквами
(Иисус Христос Божий Сын Спаситель) - надежда
на спасение души (якорь - символ надежды).
15. Венок - символ святости, величия.
16. Змей
и яблоко
- намек на ветхозаветный сюжет о змее-искусителе,
а вообще змеем или древним змеем называли
дьявола; змей служит эмблемой злобы, свирепости
и коварства (У христианских священных
писателей).
17. Голубь
с веткой в клюве
- ветхозаветные мотивы: голубь в истории
о потопе является к Ною в ковчег со "свежим
масличным листом во рту"; символ радостной
вести, надежды на избавление от страданий,
на лучшее.
Информация о работе Социально-психологическая характеристика криминогенного общения